Урок по биологии на темуИммунитет

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитетУрок по биологии на темуИммунитет

Урок по теме : «Иммунитет»

Цель: сформировать представления об иммунитете, как защитном механизме организма человека, разъяснить каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ; ознакомить учащихся с достижениями иммунологии.

Оборудование: таблица "Форменные элементы крови", карточки с тестовыми заданиями, опорный конспект.

План.

  1. Организационный момент.

  2. Исходный уровень знаний.

    1. Строение и функции эритроцитов.

    2. Лейкоциты.

    3. Тромбоциты.

    4. Внутренняя среда организма.

  3. Объяснение нового материала.

    1. Инфекции. Заболевания.

    2. Виды иммунитета.

    3. Лимфоциты, их роль в обеспечении иммунитета.

  4. Подведение итогов занятия.

Ход урока.

На предыдущих уроках мы установили, что между организмом человека и окружающей средой существует постоянная и неразрывная связь.

  1. В чём заключается связь между организмом и окружающей средой? (Поступление в организм необходимых веществ и удаление из него продуктов обмена).

  2. Какие системы участвуют в таком обмене? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная).

  3. Что мы относим к внутренней среде организма? (Один из учащихся чертит схему на доске и объясняет её).

Внутренняя среда организма.


Тканевая Кровь

жидкость Лимфа

Плазма эритроциты

тромбоциты лейкоциты

Пока ученик готовится отвечать, 2 человека работают на месте по карточкам, остальные учащиеся с тест - карточками (5 мин.).

Карточка 1. Лекарь Хью врачевал ковбоев кровопусканием. Хью считал, что это хороший способ лечения, после которого ковбои надолго избавляются от излишнего упрямства и хвастовства. Вот только он позабыл, какие клетки крови помогают ей свёртываться. Помогите лекарю.

а) эритроциты и лейкоциты.

б) кровяные пластинки.

в) лимфоциты.

г) эритроциты.

Опишите механизм образования тромба.

Карточка 2. Ковбой Джо прочитал несколько страниц школьного учебника по биологии и в кругу друзей заявил, что теперь знает не меньше, чем иной лекарь. Джо сказал, что в 1мм 3 крови 5 тысяч кровяных шариков, называемых эритроцитами. Большой Билл ответил, что лично у него этих самых шариков 5 млрд. Хью заявил, что эритроцитов 5 млн., а Вильям утверждал, что эритроцитов от 6 до 10 млн. Кто из них прав ?

А) Джо; б) Большой Билл; в) Хью; г) Вильям;

Расскажите все, что вы знаете об эритроцитах.

Тест - карточка. Отметьте правильные ответы.

1. В состав плазмы входит :

А) сыворотка.

Б) эритроциты.

В) тромбоциты.

2. Эритроциты вырабатываются:

А) в печени.

Б) в красном костном мозге.

В) в селезёнке.

3. Лейкоциты образуются в :

А) печени.

Б) красном костном мозге.

В) селезёнке.

Г) лимфатических узлах.

4. Ядро имеют:

А) эритроциты.

Б) лейкоциты.

В) тромбоциты.

5. Крови придают красный цвет:

А) лейкоциты.

Б) тромбоциты.

В) эритроциты.

6. Защищают организм от чужеродных частиц:

А) лейкоциты.

Б) тромбоциты.

В) эритроциты.

7. Тромбоциты:

А) переносят кислород.

Б) осуществляют фагоцитоз.

В) образует тромб.

Человек живёт в окружении разнообразных микробов, бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони Ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он обнаружил целый мир микроорганизмов.

Среди микробов есть вредные и полезные для человека. Попадание в организм человека болезнетворных микробов может привести к заболеванию. Течение заболевания зависит не только от особенностей вызывавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему организма человека. То, что микробы, попадая в организм, не всегда вызывают заболевания, обусловлено иммунитетом.

Иммунитет - способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их, т. е. это защитная реакция организма. (от латинского Immunitas - освобождение, избавление) [Записывают определение в тетрадь].

Иммунитет может возникать разными путями и имеет разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. [См. опорный конспект, учащийся переписывают его в тетрадь].

И так, в организме имеются защитные реакции, поэтому восприимчивость к болезням зависит от состояния организма. В процессе эволюции выработались различные механизмы защиты организма от чужеродных тел, образовалась целая система, обеспечивающая эту защиту - иммунная система. В неё входят: красный костный мозг; тимус или вилочковая (зобная) железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.

Часть лейкоцитов образуются в костном мозге, переправляются в тимус, лимфатические узлы, селезенку и там превращаются в лимфоциты. Лимфоциты обладают способностью различать и уничтожать чужеродные молекулы и клетки.

Химические соединения, которые лимфоциты воспринимают как чужеродные, называют антигенами.

  1. Что такое антиген? (Чужеродное химическое соединение, вызывающее иммунную реакцию в организме).

  2. Где образуются клетки крови? (красный костный мозг).

  3. Где образуются лимфоциты?

  4. Какие органы и системы организма входят в состав иммунной системы?

  5. Каковы функции лимфатических узлов? (Они задерживают микробов, в них дозревают лимфоциты).

По роли в распознавании и уничтожении чужеродных тел лимфоциты делят на несколько групп. Важное значение имеют Т и В лимфоциты. Т-лимфоциты образуются из костно-мозговых клеток, попавших в тимус, где они размножаются, созревают и проходят селекцию (при этом 90 % погибают), а потом попадают в лимфатические узлы и селезенку. В-лимфоциты проходят те же стадии развития.

Группа Т-лимфоцитов в свою очередь состоит из нескольких групп. Это Т-эффекторы (связывают и уничтожают носителей антигенов), Т-хелперы (помогают Т-эф.и В-лимф.), Т-киллеры (убивают опухолевые и пораженные вирусами клетки), Т- супрессеры (тормозят иммунную реакцию), Т-амплифайеры (усиливают иммунную реакцию).

Когда хилперы обнаруживают антигены, они дают сигнал в кровь, эффекторы и киллеры начинают активно делиться, подходят к клетке и убивают её. Этот вид защитной реакции называют клеточным иммунитетом - иммунитет, осуществляемый лимфоцитами, которые непосредственно уничтожают чужеродные тела. [Запись в тетради].

Если антиген не может быть уничтожен непосредственно клетками иммунной системы, в борьбу вступают В- лимфоциты. При получении сигнала от Т - хелперов, обнаруживших антигены, В - лимфоциты размножаются и превращаются в плазматические клетки, которые выделяют особые вещества антитела, имеющие сродство к данному антигену. Антитела связывают антигены и уничтожают их.

Антитела уничтожают только те антигены, к которым имеют сродство. [Запись в тетради]. Вот почему антитела, выработанные против вируса оспы, не могут защитить нас от других микробов и вирусов.

Такая защитная реакция организма на чужеродные вещества и клетки называется гуморальным иммунитетом, который обусловлен циркулирующими в крови антителами. [ Запись в тетради].

И клеточный и гуморальный иммунитеты - защитные реакции организма на появление чужеродных веществ или клеток во внутренней среде, которые начинаются с обнаружения антигена.

Клеточный иммунитет был открыт и исследован русским ученным И.И. Мечниковым (1883), гуморальный - немецким учёным П.Эрлихом (1897). Оба ученных за работы по иммунитету были награждены Нобелевской премией в 1908 г.

1. Где и из чего образуются Т - лимфоциты?

( В тимусе из клеток красного костного мозга).

2. Где образуются В - лимфоциты? (В красном костном мозге)

3. При каком виде иммунитета антиген уничтожается непосредственно клетками иммунной системы? (Клеточный).

4. Как называется защитная реакция организма, при которой антиген уничтожается химическими веществами, циркулирующими в крови? (Гуморальный).

5. Что такое антитело? (Особое соединение, выделяемое в кровь клетками иммунной системы для уничтожения определенного антигена).

Как правило, человек, переболевший инфекционным заболеванием, повторно этим заболеванием не заражается или переносит его в лёгкой форме. Это объясняется способностью В - лимфоцитов узнавать те антигены, с которыми они встречались раньше, и быстро реагировать на их появление выделением большого количества нужных антител. Способность В - лимфоцитов узнавать антигены, с которыми они раньше встречались, и быстро реагировать на их появление называется иммунной памятью. [ Запись в тетради].

Карточка 3. Во время эпидемии оспы в Брэгвилле ковбой Джо заявил, что он переболел оспой и теперь она ему не страшна. Ковбой Билл ответил, что он не болел оспой и не заболеет, т.к. пережил уже не одну эпидемию. Если верить ковбоям, то они обладают иммунитетом у Джо и какой у Билла?

а) У Джо - врожденный, а у Билла - естественно приобретенный;

б) У Джо - естественно приобретённый, а у Билла - врождённый;

в) У Билла и у Джо - искусственный приобретённый;

г) У Джо искусственный приобретённый, а у Билла врожденный. (Правильный ответ б ).

Задание на дом: параграф № 37. выучить


Опорный конспект.

Антонии Ван Левангук микроскоп

Размножение, питание

Питательные

вещества

Яд !

Микробы


Продукты жизнедеятельности Устойчивость


Защитная реакция.


Иммунитет - [лат. Immunias - освобождение, избавление]


врождённый приобретённый

(невосприимчивость к (+ в течении жизни)

какому-либо

виду микробов )

естественный искусственный перенесённого заболевания

( +вакцина,сыворотка)




активный пассивный

(+ вакцина с ослаб. (+лечебная сыворотка с

антигенами готовыми антигенами).

иммунитет (антитела),

прививка)


Эволюция иммунная система : красный

костный мозг,

тимус,

лимфатические узлы,

селезёнка.


Лимфоциты

Кр. к. м. тимус лимфатические узлы селезёнка

Селекция

Размножение

Созревание


Лимфоциты


В-л.(обеспечивает Т-л.1) Т-эффекторы

гуморальный ( + носителей антигенов)

2) Т-хеллперы

иммунитет) (помогаютТ-эф. и В-л.)

3) Т-киллеры ( опухолевые и

пораж. вирусами клетки).

4) Т-супрессоры ( иммунную реакцию)

5) Т-амплифайеры( имунную реакцию ).

Клеточный иммунитет И.И. Мечникова (1883) Нобелевская Премия 1908г.

Клетка Антиген

!!!

сигнал

Т-эф. Т-кил. Кровь Т-хелп.

(деление )

Гуморальный иммунитет П.Эрлих. (1897) Нобелевская Премия 1908г.

Клетка

!!!

Антиген Т-хелп. Кровь

сродство

В- лимф.(размнож.)


I антитело

II антитело плазмоциты

III антитело


Опорный конспект обязательно переносится учащимися в тетрадь.


© 2010-2022