- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на темуИммунитет
Урок по биологии на темуИммунитет
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гирина О.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок по теме : «Иммунитет»
Цель: сформировать представления об иммунитете, как защитном механизме организма человека, разъяснить каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ; ознакомить учащихся с достижениями иммунологии.
Оборудование: таблица "Форменные элементы крови", карточки с тестовыми заданиями, опорный конспект.
План.
-
Организационный момент.
-
Исходный уровень знаний.
-
Строение и функции эритроцитов.
-
Лейкоциты.
-
Тромбоциты.
-
Внутренняя среда организма.
-
-
Объяснение нового материала.
-
Инфекции. Заболевания.
-
Виды иммунитета.
-
Лимфоциты, их роль в обеспечении иммунитета.
-
-
Подведение итогов занятия.
Ход урока.
На предыдущих уроках мы установили, что между организмом человека и окружающей средой существует постоянная и неразрывная связь.
-
В чём заключается связь между организмом и окружающей средой? (Поступление в организм необходимых веществ и удаление из него продуктов обмена).
-
Какие системы участвуют в таком обмене? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная).
-
Что мы относим к внутренней среде организма? (Один из учащихся чертит схему на доске и объясняет её).
Внутренняя среда организма.
Тканевая Кровь
жидкость Лимфа
Плазма эритроциты
тромбоциты лейкоциты
Пока ученик готовится отвечать, 2 человека работают на месте по карточкам, остальные учащиеся с тест - карточками (5 мин.).
Карточка 1. Лекарь Хью врачевал ковбоев кровопусканием. Хью считал, что это хороший способ лечения, после которого ковбои надолго избавляются от излишнего упрямства и хвастовства. Вот только он позабыл, какие клетки крови помогают ей свёртываться. Помогите лекарю.
а) эритроциты и лейкоциты.
б) кровяные пластинки.
в) лимфоциты.
г) эритроциты.
Опишите механизм образования тромба.
Карточка 2. Ковбой Джо прочитал несколько страниц школьного учебника по биологии и в кругу друзей заявил, что теперь знает не меньше, чем иной лекарь. Джо сказал, что в 1мм 3 крови 5 тысяч кровяных шариков, называемых эритроцитами. Большой Билл ответил, что лично у него этих самых шариков 5 млрд. Хью заявил, что эритроцитов 5 млн., а Вильям утверждал, что эритроцитов от 6 до 10 млн. Кто из них прав ?
А) Джо; б) Большой Билл; в) Хью; г) Вильям;
Расскажите все, что вы знаете об эритроцитах.
Тест - карточка. Отметьте правильные ответы.
1. В состав плазмы входит :
А) сыворотка.
Б) эритроциты.
В) тромбоциты.
2. Эритроциты вырабатываются:
А) в печени.
Б) в красном костном мозге.
В) в селезёнке.
3. Лейкоциты образуются в :
А) печени.
Б) красном костном мозге.
В) селезёнке.
Г) лимфатических узлах.
4. Ядро имеют:
А) эритроциты.
Б) лейкоциты.
В) тромбоциты.
5. Крови придают красный цвет:
А) лейкоциты.
Б) тромбоциты.
В) эритроциты.
6. Защищают организм от чужеродных частиц:
А) лейкоциты.
Б) тромбоциты.
В) эритроциты.
7. Тромбоциты:
А) переносят кислород.
Б) осуществляют фагоцитоз.
В) образует тромб.
Человек живёт в окружении разнообразных микробов, бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони Ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он обнаружил целый мир микроорганизмов.
Среди микробов есть вредные и полезные для человека. Попадание в организм человека болезнетворных микробов может привести к заболеванию. Течение заболевания зависит не только от особенностей вызывавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему организма человека. То, что микробы, попадая в организм, не всегда вызывают заболевания, обусловлено иммунитетом.
Иммунитет - способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их, т. е. это защитная реакция организма. (от латинского Immunitas - освобождение, избавление) [Записывают определение в тетрадь].
Иммунитет может возникать разными путями и имеет разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. [См. опорный конспект, учащийся переписывают его в тетрадь].
И так, в организме имеются защитные реакции, поэтому восприимчивость к болезням зависит от состояния организма. В процессе эволюции выработались различные механизмы защиты организма от чужеродных тел, образовалась целая система, обеспечивающая эту защиту - иммунная система. В неё входят: красный костный мозг; тимус или вилочковая (зобная) железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.
Часть лейкоцитов образуются в костном мозге, переправляются в тимус, лимфатические узлы, селезенку и там превращаются в лимфоциты. Лимфоциты обладают способностью различать и уничтожать чужеродные молекулы и клетки.
Химические соединения, которые лимфоциты воспринимают как чужеродные, называют антигенами.
-
Что такое антиген? (Чужеродное химическое соединение, вызывающее иммунную реакцию в организме).
-
Где образуются клетки крови? (красный костный мозг).
-
Где образуются лимфоциты?
-
Какие органы и системы организма входят в состав иммунной системы?
-
Каковы функции лимфатических узлов? (Они задерживают микробов, в них дозревают лимфоциты).
По роли в распознавании и уничтожении чужеродных тел лимфоциты делят на несколько групп. Важное значение имеют Т и В лимфоциты. Т-лимфоциты образуются из костно-мозговых клеток, попавших в тимус, где они размножаются, созревают и проходят селекцию (при этом 90 % погибают), а потом попадают в лимфатические узлы и селезенку. В-лимфоциты проходят те же стадии развития.
Группа Т-лимфоцитов в свою очередь состоит из нескольких групп. Это Т-эффекторы (связывают и уничтожают носителей антигенов), Т-хелперы (помогают Т-эф.и В-лимф.), Т-киллеры (убивают опухолевые и пораженные вирусами клетки), Т- супрессеры (тормозят иммунную реакцию), Т-амплифайеры (усиливают иммунную реакцию).
Когда хилперы обнаруживают антигены, они дают сигнал в кровь, эффекторы и киллеры начинают активно делиться, подходят к клетке и убивают её. Этот вид защитной реакции называют клеточным иммунитетом - иммунитет, осуществляемый лимфоцитами, которые непосредственно уничтожают чужеродные тела. [Запись в тетради].
Если антиген не может быть уничтожен непосредственно клетками иммунной системы, в борьбу вступают В- лимфоциты. При получении сигнала от Т - хелперов, обнаруживших антигены, В - лимфоциты размножаются и превращаются в плазматические клетки, которые выделяют особые вещества антитела, имеющие сродство к данному антигену. Антитела связывают антигены и уничтожают их.
Антитела уничтожают только те антигены, к которым имеют сродство. [Запись в тетради]. Вот почему антитела, выработанные против вируса оспы, не могут защитить нас от других микробов и вирусов.
Такая защитная реакция организма на чужеродные вещества и клетки называется гуморальным иммунитетом, который обусловлен циркулирующими в крови антителами. [ Запись в тетради].
И клеточный и гуморальный иммунитеты - защитные реакции организма на появление чужеродных веществ или клеток во внутренней среде, которые начинаются с обнаружения антигена.
Клеточный иммунитет был открыт и исследован русским ученным И.И. Мечниковым (1883), гуморальный - немецким учёным П.Эрлихом (1897). Оба ученных за работы по иммунитету были награждены Нобелевской премией в 1908 г.
1. Где и из чего образуются Т - лимфоциты?
( В тимусе из клеток красного костного мозга).
2. Где образуются В - лимфоциты? (В красном костном мозге)
3. При каком виде иммунитета антиген уничтожается непосредственно клетками иммунной системы? (Клеточный).
4. Как называется защитная реакция организма, при которой антиген уничтожается химическими веществами, циркулирующими в крови? (Гуморальный).
5. Что такое антитело? (Особое соединение, выделяемое в кровь клетками иммунной системы для уничтожения определенного антигена).
Как правило, человек, переболевший инфекционным заболеванием, повторно этим заболеванием не заражается или переносит его в лёгкой форме. Это объясняется способностью В - лимфоцитов узнавать те антигены, с которыми они встречались раньше, и быстро реагировать на их появление выделением большого количества нужных антител. Способность В - лимфоцитов узнавать антигены, с которыми они раньше встречались, и быстро реагировать на их появление называется иммунной памятью. [ Запись в тетради].
Карточка 3. Во время эпидемии оспы в Брэгвилле ковбой Джо заявил, что он переболел оспой и теперь она ему не страшна. Ковбой Билл ответил, что он не болел оспой и не заболеет, т.к. пережил уже не одну эпидемию. Если верить ковбоям, то они обладают иммунитетом у Джо и какой у Билла?
а) У Джо - врожденный, а у Билла - естественно приобретенный;
б) У Джо - естественно приобретённый, а у Билла - врождённый;
в) У Билла и у Джо - искусственный приобретённый;
г) У Джо искусственный приобретённый, а у Билла врожденный. (Правильный ответ б ).
Задание на дом: параграф № 37. выучить
Опорный конспект.
Антонии Ван Левангук микроскоп
Размножение, питание
Питательные
вещества
Яд !
Микробы
Продукты жизнедеятельности Устойчивость
Защитная реакция.
Иммунитет - [лат. Immunias - освобождение, избавление]
врождённый приобретённый
(невосприимчивость к (+ в течении жизни)
какому-либо
виду микробов )
естественный искусственный перенесённого заболевания
( +вакцина,сыворотка)
активный пассивный
(+ вакцина с ослаб. (+лечебная сыворотка с
антигенами готовыми антигенами).
иммунитет (антитела),
прививка)
Эволюция иммунная система : красный
костный мозг,
тимус,
лимфатические узлы,
селезёнка.
Лимфоциты
Кр. к. м. тимус лимфатические узлы селезёнка
Селекция
Размножение
Созревание
Лимфоциты
В-л.(обеспечивает Т-л.1) Т-эффекторы
гуморальный ( + носителей антигенов)
2) Т-хеллперы
иммунитет) (помогаютТ-эф. и В-л.)
3) Т-киллеры ( опухолевые и
пораж. вирусами клетки).
4) Т-супрессоры ( иммунную реакцию)
5) Т-амплифайеры( имунную реакцию ).
Клеточный иммунитет И.И. Мечникова (1883) Нобелевская Премия 1908г.
Клетка Антиген
!!!
сигнал
Т-эф. Т-кил. Кровь Т-хелп.
(деление )
Гуморальный иммунитет П.Эрлих. (1897) Нобелевская Премия 1908г.
Клетка
!!!
Антиген Т-хелп. Кровь
сродство
В- лимф.(размнож.)
I антитело
II антитело плазмоциты
III антитело
Опорный конспект обязательно переносится учащимися в тетрадь.