Доклад Системно-деятельностный подход на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа»

Системно - деятельностный


подход на


уроках биологии.

(доклад)




Выполнила учитель биологии

высшей категории:

Козменкина Ю А


Тим-2015




В конце 19 века Джон Льюис, американский философ, социолог, психолог, педагог, утверждал, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности его предположений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов - теоретиков и практиков - размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему.

За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно- деятельностный подход.

Перед образование ставятся новые цели. Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех. Кто хочет учиться, - мы научим их всему». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%.

Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Соединились две системы обучения: системный подход который разрабатывали Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов,и деятельностный подход, который был всегда системным, его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Отсюда вытекают требования к процессу обучения: научить учиться, т.е овладеть универсальными учебными действиями.

Задача образовательного процесса - раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

Свою задачу как учителя биологии я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее.

При выборе типа проекта по доминирующей деятельности учащихся я остановилась на 2-х типах. Первый - практико-ориентированный тип отличается четко обозначенным результатом, ориентированном на социальные интересы самих учащихся и моральные принципы: отзывчивость, ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта - информационный, который предполагает сбор информации о каком - либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эффективность проектной деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. В 6 классе по биологии на практико-ориентированном проекте по теме: "Наблюдение за ростом и развитием растения на примере фасоли», обучащиеся сами исследовали разные факторы которые влияют на прорастание семян фасоли, делали умозаключения о степени их воздействия на рост и развитие растений..

Информационный проект по теме: "Путешествие в страну вредных привычек» был направлен на расширение кругозора познания о вреде алкоголя, наркомании и табакокурения., способствовал формированию у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, росту самосознания и развития умений анализировать собственные поступки.

На итоговом уроке в 8 классе была проведена конференция: «Мы за здоровый образ жизни!», где обучаемые представили презентацию данного проекта, где в наглядной форме показали свою работу. Здесь же были представлены плакаты, листовки, рисунки которые отражали нетерпимое отношение к пьянству, курению, наркотикам.На защите презентации были отмечены результаты исследовательской деятельности: во-первых, подведены результаты анкетирования учащихся 8-9 классов школы по проблеме табакокурения, во-вторых, были изучены статистические данные о наркомании по Курской области, в-третьих, обучаемые выяснили меры профилактики от вредных привычек и пришли к выводу , как сохранить и приумножить здоровье.

Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.

В результате опытно-экспериментальных проектов на уроке, я обнаружила преимущества графических способов представления информации в проектной работе:

- с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную проблему "с высоты птичьего полета";

- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (это полезно и для преподавателя, и для учащихся);

- повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы;

- с использованием схем можно "пораскачивать" свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;

- на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх".

Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.

Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, способствует цепочка мотивационного аспекта: вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально - значимым для самих учеников, на уроке по теме: "Размножение и оплодотворение у растений» в 6 классе, ученикам даю заведомо легкое задание I уровня, а когда ученики обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания II и III уровня сложности. Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации: 1- широкий познавательный, направленный на усвоение новых знаний; 2 - побуждает к овладению способами добывания знаний; 3 - мотив самообразования, основанный на внутренних мотивах самосовершенствования. К уроку я составила свою таблицу заданий с учётом индивидуальных особенностей учащихся (табл.1)

Уровень

Цель

Задания (правополушарные)

Задания

(левополушарные)

1

Повысить осознанность учебной работы обучащихся

Обоснуйте, почему размножение -необходимое свойство жизни.

Сравните женскую и мужскую половые клетки?

2

Способствовать прочному запоминанию через универсальные действия

Нарисуйте схему образования зиготы.

(визуалы)

Напишете, чем оплодотворение отличается от опыления? (аудиалы)

3

Формировать качество устной речи и содержательность ответа

Найдите в тексте учебника в чем заключается преимущество полового размножения растений.

Смоделируйте , как происходит оплодотворение у цветкового растения.

В результате у учащихся окрепла вера в собственные силы, сформировалась стойкая положительная мотивация к самостоятельной работе.

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

. В основе метода развития критического мышления лежит трех фазовая структура урока. На первом этапе используются различные приемы, формы работы, для того чтобы ученики вспомнили знания по данной теме, непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания, соотносится новая информация со старой, осуществляется анализ, творческая переработка материала

Сочетание методов деятельностных технологий воплотились в уроке деловой игре по теме: « Вред курения. Суд над сигаретой» в 8 классе. Тип урока:обобщение и систематизация знаний.. Учебная цель: на конкретных примерах доказать вред курения; развивать стремление к здоровому образу жизни, умения противостоять пагубным привычкам; воспитывать нетерпимость к курению, понимание необходимости сохранения здоровья.

Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально - волевую сферу старшеклассников, я организовала работу учащихся в ролях: "Врач", "Обвиняемая", "Курильщик", "Защитник" и другие, которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ приведенных фактов, вопросы "мозговой штурм" помогли учащимся найти ответы на вопросы: Чем опасно курение?; Какие заболевания вызваны курением? Как курильщик может навредить лесу?

В завершении урока были сделаны выводы, намечены дальнейшие действия в борьбе с табакокурением.. Способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, вызывали внешне затруднительное положение для учеников, но побуждающее к деятельности для его преодоления.

Системно-деятельностный подход в обучении биологии отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

И еще одно замечание в связи с чувством удовлетворения и удовольствия на уроке. Хороший ребенок - это счастливый и радостный ребенок. Как подсказывают нам биохимики, чувство радости у человека возникает в результате выработки особых частиц в крови - эндорфинов. Самый простой способ получения эндорфинов - говорение (деятельность), даже если говорят ни о чем. Поэтому, когда мало умеем, готовы больше говорить, эндорфины при этом все равно вырабатываются, а значит, и это важно, чувство удовлетворения растет.













© 2010-2022