Рабочая программа для 9 класса по экологии

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка 9 класс


Программа составлена на основе уч. программы для общеобразовательных учреждений 9 класс: Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2008 г.( региональный компонент)

Основные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставление школьникам ,заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе , полного объема основных экологических знаний .

Эти цели определяют основные задачи курса: формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерностей , теорий и концепций экологии.

Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне.

Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.




Учебно- тематический план

Классы _9__

Количество часов____34_____

Всего _34____ час; в неделю ___1_ час.

Плановых контрольных уроков ___, п/р ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе учебника: Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2013г.


урока

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Сроки

План

Факт

I.

Введение.

2

1

Предмет экологии. Ее разделы.

1

2

История развития экологии как науки и значение

экологического образования в настоящее время.

1

II.

Организм и среда.

9

3

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

4

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

5

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

6

Основные среды жизни.

1

7

Пути воздействия организмов на среду обитания.

1

8

Приспособительные формы жизни.

1

9

Приспособительные ритмы жизни.

1

10

Обобщение по теме «Организм и среда»

1

11

Урок повторения и закрепления знаний.

1

III.

Сообщества и популяции

9

12

Типы взаимодействия организмов.

1

13

Законы и следствия пищевых отношений.

1

14

Законы конкурентных отношений в природе.

1

15

Популяции.

1

16

Демографическая структура популяций.

1

17

Рост численности и плотность популяций.

1

18

Численность популяций и ее регуляция в природе.

1

19

Биоценоз и его устойчивость

1

20

Урок повторения и закрепления знаний

1

IV.

Экосистемы.

10

21

Законы организации экосистем.

1

22

Законы биологической продуктивности.

1

23

Агроценозы и агроэкосистемы.

1

24

Саморазвитие экосистем.

1

25

Биологическое разнообразие как основное условие

устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

1

26

Биосфера

1

27

В.И. Вернадский и основы его учения о биосфере.

1

28

Ноосфера как высшая стадия развития биосферы

1

29

Экология как научная основа природопользования.

1

30

Урок повторения и закрепления знаний

1

V.

Антропогенное воздействие на биосферу.

4

31

Современное состояние природной среды

1

32

Основные природные ресурсы Саратовской области.

1

33

Экологическая характеристика Саратова и нашего села.

1

34

Урок повторения и закрепления знаний.

1

ВСЕГО

34





Содержание тем учебного курса.


Введение. Предмет экологии. Ее разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.

Организм и среда. Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы жизни. Приспособительные ритмы жизни.

Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.

Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера В.И. Вернадский и основы его учения о биосфере.Н оосфера как высшая стадия развития биосферы. Экология как научная основа природопользования.

Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Основные природные ресурсы Саратовской области. Экологическая характеристика Саратова и нашего села.




Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

- структуру, предмет, методы и задачи экологии

- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;

- морфофизиологические и поведенческие адаптации организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды

- виды взаимоотношений между живыми организмами;

- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;

- сущность понятий: вид, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера;

- состав, свойства и границы биосферы;

- механизмы регуляции экосистем;

- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;

- нормы и правила поведения в природе;

уметь:

- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;

- использовать изученные экологические понятия; - оценивать состояние экосистем;

- проводить наблюдения за состоянием экосистем; - составлять простейшие модели экосистем;

- прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы

- составлять простейшие схемы биологического и химического круговоротов

основных элементов биосферы;- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.



Перечень учебно-методического обеспечения:

Данная программа ориентирована на использование учебника Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2008 г.

Диск с презентациями на тему: « Антропогенные воздействия на Землю», «Озоновые дыры», « Последствия человеческой деятельности», « Кислотные дожди».

«Экология» учебное пособие .

Список литературы :

Хабарова Е. И., Панова С. А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 1995

Чуйков Ю. С., Чуйкова Л. Ю., Сигатова М. В. Основы экологических знаний.- Астрахань, 1999 г.

Экология. Школьный справочник.- Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Дет энцикл.: Экология. Чижевский А. Е.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.



© 2010-2022