- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа для 9 класса по экологии
Рабочая программа для 9 класса по экологии
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орешина А.В. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка 9 класс
Программа составлена на основе уч. программы для общеобразовательных учреждений 9 класс: Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2008 г.( региональный компонент)
Основные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставление школьникам ,заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе , полного объема основных экологических знаний .
Эти цели определяют основные задачи курса: формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерностей , теорий и концепций экологии.
Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне.
Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
Учебно- тематический план
Классы _9__
Количество часов____34_____
Всего _34____ час; в неделю ___1_ час.
Плановых контрольных уроков ___, п/р ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе учебника: Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2013г.
-
№
урока
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Сроки
План
Факт
I.
Введение.
2
1
Предмет экологии. Ее разделы.
1
2
История развития экологии как науки и значение
экологического образования в настоящее время.
1
II.
Организм и среда.
9
3
Потенциальные возможности размножения организмов.
1
4
Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
1
5
Основные пути приспособления организмов к среде.
1
6
Основные среды жизни.
1
7
Пути воздействия организмов на среду обитания.
1
8
Приспособительные формы жизни.
1
9
Приспособительные ритмы жизни.
1
10
Обобщение по теме «Организм и среда»
1
11
Урок повторения и закрепления знаний.
1
III.
Сообщества и популяции
9
12
Типы взаимодействия организмов.
1
13
Законы и следствия пищевых отношений.
1
14
Законы конкурентных отношений в природе.
1
15
Популяции.
1
16
Демографическая структура популяций.
1
17
Рост численности и плотность популяций.
1
18
Численность популяций и ее регуляция в природе.
1
19
Биоценоз и его устойчивость
1
20
Урок повторения и закрепления знаний
1
IV.
Экосистемы.
10
21
Законы организации экосистем.
1
22
Законы биологической продуктивности.
1
23
Агроценозы и агроэкосистемы.
1
24
Саморазвитие экосистем.
1
25
Биологическое разнообразие как основное условие
устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
1
26
Биосфера
1
27
В.И. Вернадский и основы его учения о биосфере.
1
28
Ноосфера как высшая стадия развития биосферы
1
29
Экология как научная основа природопользования.
1
30
Урок повторения и закрепления знаний
1
V.
Антропогенное воздействие на биосферу.
4
31
Современное состояние природной среды
1
32
Основные природные ресурсы Саратовской области.
1
33
Экологическая характеристика Саратова и нашего села.
1
34
Урок повторения и закрепления знаний.
1
ВСЕГО
34
Содержание тем учебного курса.
Введение. Предмет экологии. Ее разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.
Организм и среда. Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы жизни. Приспособительные ритмы жизни.
Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.
Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера В.И. Вернадский и основы его учения о биосфере.Н оосфера как высшая стадия развития биосферы. Экология как научная основа природопользования.
Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Основные природные ресурсы Саратовской области. Экологическая характеристика Саратова и нашего села.
-
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
- структуру, предмет, методы и задачи экологии
- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;
- морфофизиологические и поведенческие адаптации организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды
- виды взаимоотношений между живыми организмами;
- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;
- сущность понятий: вид, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера;
- состав, свойства и границы биосферы;
- механизмы регуляции экосистем;
- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;
- нормы и правила поведения в природе;
уметь:
- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;
- использовать изученные экологические понятия; - оценивать состояние экосистем;
- проводить наблюдения за состоянием экосистем; - составлять простейшие модели экосистем;
- прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы
- составлять простейшие схемы биологического и химического круговоротов
основных элементов биосферы;- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Данная программа ориентирована на использование учебника Экология. 10 (11) класс.; Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов.; М.: Дрофа, 2008 г.
Диск с презентациями на тему: « Антропогенные воздействия на Землю», «Озоновые дыры», « Последствия человеческой деятельности», « Кислотные дожди».
«Экология» учебное пособие .
Список литературы :
Хабарова Е. И., Панова С. А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 1995
Чуйков Ю. С., Чуйкова Л. Ю., Сигатова М. В. Основы экологических знаний.- Астрахань, 1999 г.
Экология. Школьный справочник.- Ярославль: Академия развития, 1998.
Я познаю мир: Дет энцикл.: Экология. Чижевский А. Е.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.