Урок-практикум Решение генетических задач

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - практикум: «Решение генетических задач»

Дата_________


Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме: «Генетика».

Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля, выполняя задания индивидуальных карточек.

Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.

Тип урока: урок первичного обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Основные методы: словесные, наглядные, практические, метод программированных ситуаций.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. Нос каждым годом отмечается увеличение количества наследственных заболеваний, все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет.

Статистика приводит печальные факты - сейчас в родильных домах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся - 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

Каким же будет поколение через 20-30 лет?

Никого не надо убеждать - полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

Какая наука изучает наследственность и изменчивость? А как можно узнать какое потомство получится?

Сможете сами сформулировать тему сегодняшнего занятия?

Итак, тема сегодняшнего занятия "Решение генетических задач"

Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость.

Слайд № 2 Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? На эти вопросы мы постараемся дать ответы сегодня на уроке в ходе решения генетических задач.

А каковы же наши цели и задачи? (учащиеся 10 класса самостоятельно пытаются определить цели) Слайд №3

Есть удивительные высказываниями великих людей и конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Великие люди говорили (работа по цепочке - читают высказывания):

1. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций
2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер
3. Любознательность создает ученых и поэтов
. А. Франс
4. Я знаю, что я ничего не знаю
. Сократ
5. Познание начинается с удивления
. Аристотель

III. Актуализация опорных знаний «Корзина знаний»

Работа с индивидуальными заданиями в парах.

Задания по генетике

1. К каждому термину подберите соответствующее определение.

1. Признак.
2. Ген.
3. Доминирование.
4. Рецессивный признак.
5. Гибридизация.
6. Гибрид.
7. Генотип.
8. Фенотип.

А - совокупность всех признаков и свойств организма;
Б - какое-либо качество организма, по которому можно отличить один организм от другого;
В - скрещивание двух организмов, отличающихся альтернативными признаками;
Г - подавление у гибридных организмов одних признаков другими;
Д - совокупность наследственных генов одного организма;
Е - организм, образующийся при скрещивании двух родительских форм, разнородных в генетическом отношении;
Ж - признак, развитие которого подавляется доминантным признаком;
3 - участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной молекулы белка.

2. Заполните пробелы в тексте.

Согласно первому закону Г.Менделя, все первое поколение _____________ . Согласно второму закону Г.Менделя, во втором поколении образуются __% особей с доминантным признаками и ___% особей с _________. Законы Г.Менделя, установленные им в 1865 г., были заново открыты в 1900 г. голландским ученым _________ на _________, немецким ученым _________ на ________, и австрийским ученым _________ на __________.

3. Даны термины, которые применяются в генетике.

Т - генотип
Б - фенотип
С - наследственность

Н - изменчивость
О - ген
Е - гибрид

Проверьте свои знания, поставив буквы, соответствующие нужным терминам, перед нижеперечисленными признаками:

... - совокупность внешних и внутренних признаков - результат взаимодействия генотипа и окружающей среды;
... - потомки родительских форм;
... - совокупность генов организма;
... - свойство организмов передавать потомству при размножении признаки и особенности развития;
... - участок молекулы ДНК, который несет информацию о первичной структуре одного белка;
... - свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

Если данное задание выполнено правильно, то из букв сложится фамилия английского ученого. Чем известен этот ученый? (Бетсон. Ввел термин «генетика» в 1906 г.)

4 группа

  1. Генетика изучает закономерности….

  2. Основоположником генетики является…

  3. Объектом своих исследований Мендель выбрал…

  4. Тип опыления у гороха…

  5. Родителей и гибридное потомство обозначают…

  6. Женская и мужская особь обозначаются…

  7. Совокупность генов организма…

  8. Совокупность всех признаков организма…

  9. Гетерозигота обозначается…

  10. Гомозигота обозначается…

  11. Ген, контролирующий преобладающий признак…

  12. Ген, контролирующий подавляемый признак…

  13. Аллельные гены - гены…

5. Определите гомозиготные и гетерозиготные генотипы: АА, Вb, ВВ, bb, Аа, СС, АаВЬ, ААВВССDD, ааbbсс, АаbbССее, ААВb.

6. Диктант «Символы и обозначения классической генетики»

Используя буквы A, B, C, a, b и с, запишите обозначения:

1) гетерозиготного по гену C организма;

2) гомозиготного организма, доминантного по гену A;

3) организма, рецессивного по гену B;

4) генотип, образованный двойной гетерозиготой по генам A и C;

5) генотип гибрида по гену A;

6) генотип особи с фенотипом промежуточного наследования по гену B;

7) генотип фенотипически доминантной особи по гену C;

  1. Ответы: 1) CС; 2) АА; 3) bb; 4) AaCc; 5) Aa; 6) Bb; 7) CC или Cc;

7,8 задание у доски « Признаки», «Генетические символы».

IV. Практическая работа согласно заданиям индивидуальной карточки. (Приложение 1.)


  1. Знакомство с алгоритмом решения генетических задач.

  2. Решение задачи с обсуждением и использованием слайдов 2-й презентации.

  3. Самостоятельное решение задач.

V. Подведение итогов. Заполнение листа самооценки.

Обсуждение выбранных высказываний.





Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

_____________________________________________________________(Ф.И. класс.)

Практическая работа

ТЕМА: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

Цель работы: закрепить знания генетической символики и генетических терминов; научиться решать и оформлять генетические задачи.

Ход работы:

  1. Собрать «Корзину знаний». Выполнить индивидуальные задания.

  2. Изучить алгоритм решения генетических задач.

  3. Решить задачу по образцу.

  4. Самостоятельно решить задачу.

Выполнение работы:

Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).

  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Задача- образец

  • Условие: Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:


  • У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго - нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:


Задача №1 Зеленая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:

Задача №2


  • Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей.

Урок-практикум Решение генетических задач

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:
Задача №3

Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:


Задача №4

  • Какая форма плодов доминирует?

  • Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения?

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:
Задача №5

У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении?

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:
Лист самооценки:

Критерии

выполнение

Баллы от 1 до 5

Индивидуальные ответы на вопросы

Самостоятельное решение задачи

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Примечание: степень удовлетворенности оценить по 5-балльной шкале.
5 баллов - полностью доволен своей работой
4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу
3 балла - не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков
2 балла - не доволен совершенно
1 балла - не могу оценить свою работу

Д./з Повторить содержание статей §39,40

  1. Решить задачу

У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина - правша выходит замуж за мужчину - правшу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

Признак (фенотип)

Ген (генотип)




Решение:




  1. Творческое задание

Придумать самому или найти в интернете условие задачи на моногибридное скрещивание и сконструировать ее на слайде презентации.


© 2010-2022