Статья: И снова о лекарственных растениях

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карабаглинская средняя общеобразовательная школа

им. Л. А. Айвазянца


Статья: И снова о лекарственных растениях

Внеклассная работа

Статья: И снова о лекарственных растениях


Исследовательская деятельность

в современной системе образования



Учитель биологии: Маргарян Е. Ф.


В нашей стране современная медицина использует около 3 тыс. препаратов, из них 40% получают из растительного сырья. В настоящее время возрос интерес населения к травалечению и, соответственно, - к выращиванию лекарственных растений. К этому занятию можно привлечь и школьников. Сейчас, когда повсеместно расширяются экологические программы, создаются специализированные лицеи и гимназии, отделения и кружки в домах детского творчества и на юннатских биостанциях, изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных растений особенно актуально.

Но какие, же растения стоит относить к лекарственным?

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения». И действительно, по выражению американского философа Р. Эмерсона, «Даже любой сорняк - это растение, достоинства которого еще не раскрыты». А еще более определенно писал П. Парацельс: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом и лекарством».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь правильно понять его предназначение, поскольку весь зеленый мир - это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

- Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты природой написанный

Странный рецепт.

Рассказывая о исследовательских работах по биологии хочу остановиться на некоторых аспектах школьной и внеклассной работы с детьми по изучению лекарственной флоры Тарумовского района Республики Дагестан.

Новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии с учетом профильного уровня предъявляет особые требования к тем навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. Так, особо подчеркивается, что выпускники современных школ должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем современной биологической науки; проводить экспериментальные исследования, решать биологические задачи, моделировать биологические объекты и процессы. Достижение поставленных целей невозможно без внедрения в современную систему образования исследовательской работы.

Исследовательские работы биологической и экологической направленности проводятся в нашей школе уже несколько лет. Я стараюсь так выстроить исследовательскую деятельность, чтобы в ней принимали участие не только узкий круг наиболее заинтересованных школьников, наоборот, я стремлюсь к тому, чтобы она охватила максимально большое число учащихся. Даже если ученик не планирует связать свою дальнейшую жизнь с биологией, те навыки и методические приемы, которые он здесь освоит, могут быть использованы им в любой другой области знаний, поскольку методики наблюдения, постановки эксперимента, оценка и анализ полученных результатов, их правильное оформление и изложение часто носят универсальный характер.

Реализовать все это удается благодаря введению в учебный процесс разных форм обучения. Так, одну и ту же исследовательскую тему я реализую на факультативах, на элективных курсах, а отдельные результаты применяю на уроках в качестве иллюстративного материала.

Схему организации исследовательских работ моих учеников можно представить на примере одного исследования: «Лекарственные растения Тарумовского района. Ромашка аптечная (ободранная)- Matricaria recutita L. (Matricaria chamomilla L.); Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale Wigg); Калина обыкновенная (Viburnum opulus L.)».

1-й этап - выбор темы исследования, формулирование его цели. Цель данной работы изучить особенности строения данных растений и их лекарственные свойства.

2-й этап - предполагает сбор предварительных данных об объекте изучения. На этом этапе ученики осваивали приемы работы с научной и научно-популярной литературой, правила составления литературного обзора и заключительного списка литературы. В данной работе была собрана вся доступная информация об этих растениях, найдены и изучены легенды и сказания о них. Была создана систематическая картотека исследуемых лекарственных растений в компьютере и на карточках, где были указаны следующие сведения о видах: систематическое положение; морфологическое описание вида; возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала, какие части растения используются в медицине, сроки сбора сырья.

На 3-м этапе был сделан выбор методики исследования. К методике предъявлялись следующие требования: она должна быть доступна для использования, максимально проста и понятна, а также должна предполагать возможность использования того оборудования, которое имеется в школьном кабинете. Для представляемой работы выбрали несколько практических методов, таких как: метод распознавания, описания и определения, а также наблюдение. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные растения, также использовали схему анатомо-морфологического описания этих растений. Собранный материал оформлялся в виде гербария, фотографий, письменного отчета.

4-й этап - выполнение и регистрация хода работ и наблюдений. На этом этапе школьники точно фиксировали результаты своих наблюдений, создавали и оформляли гербарный материал.

На 5-м этапе проводили анатомо-морфологический анализ данных растений, были сформированы выводы и рекомендации об использовании этих растений в качестве лекарственных средств (указаны конкретные рецепты при определенных заболеваниях).

На 6-м этапе исследования были сформулированы выводы и заключения данного исследования. Так, по результатам данного исследования установлено, что исследованные растения относятся к лекарственным, но необходимо помнить, что часто лекарственные травы используются в различных сборах, применяются против нескольких заболеваний при определенных способах приготовления в точных дозировках. Передозировка лекарственных растений, а тем более самостоятельное применение различных растений опасно для здоровья. Поэтому изученные лекарственные растения нельзя самостоятельно использовать для самолечения. Цель их сбора - всестороннее изучение лекарственной флоры, а также для пополнения школьного гербария используемого в качестве раздаточного материала при проведении практических занятий на уроках ботаники. После обсуждения результатов учащиеся совместно создали календарь сбора лекарственного растительного сырья, куда вошли растения из их исследовательских работ.

7-й этап предполагает оформление работы в форме исследовательского проекта. В готовом виде он может быть представлен на школьных конференциях, которые обычно проводятся во время предметных недель, на республиканских и общероссийских конкурсах. Перед защитой исследовательских работ возможно проведение викторин (подготовленных самими детьми) с тематикой, связанной с лекарственными растениями. Также школьники старших классов могут проводить экскурсии для младших школьников и своих одноклассников по следующим темам: «Лекарство в лесу (на лугу)», «Вкусно и полезно» - про лекарственные растения, «Полезные красавцы» - про декоративные лекарственные растения -эти викторины и экскурсии оформляются в красочные альбомы и прилагаются к общей папке -«Лекарственные растения Тарумовского района».

Возросший интерес к лекарственным растениям привел к хищническому их использованию. В результате в разряд редко встречающихся, а то и исчезающих видов попали некоторые растения, ранее произрастающие на обширных площадях. Это происходит чаще всего из-за некомпетентности людей в вопросах сбора, сушки, хранения и применения лекарственного растительного сырья.

Есть такое высказывание, в котором говорится:

«Мы не унаследовали землю у наших отцов.

Мы взяли ее в долг у наших детей».

Поэтому я хочу обратиться своеобразным обращением ко всем людям словами поэта Н. Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Хотелось бы отметить, что исследовательские работы учащихся позволили повысить общее качество знаний учащихся по биологии. Учащиеся показывают хорошие результаты в контрольных тестированиях по биологии в форме ЕГЭ. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся при выполнении проектов по биологии в системе дополнительного образования повышает уровень качества Знаний Умений Навыков эколого-биологического образования.


© 2010-2022