Рабочая программа по природоведению 5 класс

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу п природоведению для 5 класса, разработанную на основе программы по биологии для 5-9 классов по учебнику Плешакова. Вданной программе рассматриваются первоначальные понятия биологии и географии, обобщаются сведения об элементах живой и неживой природы, плученные в начальной школе. Изучение данного курса станет базой для перехода на изучение биологии в 6-ом и последующих классах.Данная программа предусматривает использование на уроках природоведения пра...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО зам.директора по УВР директор школы

учителей естесствознания _________Л.В.Мишакова ______ Л.В.Болюх

Протокол № 1 «____» сентября 2014 г. «___» сентября 2014г.

от «____» сентября 2014 г.

Руководитель МО:

________И. П. Буракова



Рабочая программа

по природоведению

5 класс

На 2014 - 2015учебный год.











Учитель

Болюх Л. В.

Алыгджер 2014

Природоведение (70 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Для 5-9 классов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

Для 10- 11 классов: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

2. Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №75-37-0893/14 от 20.05.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников»

3. Программы общеобразовательных учреждений по природоведению 5 класс.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное за бегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Учебно - тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

теория

Практич. раб

Контрол.раб

1

Введение. Изучение природы

3

3

-

-

2

Вселенная

15

13

1

1

3

Земля

18

14

3

1

4

Жизнь на Земле

18

15

2

1

5

Человек на Земле

16

15

-

1

Итого

70

60

6

4



Содержание тем учебного курса

1.Введение. Изучение природы (3ч)

Введение Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы: Наблюдения, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований (увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели: Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия)

Практические работы

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами.

1. Вселенная (15 ч)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Практическая работа

Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны.

2. Земля (18ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над су-

шей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Практические работы

На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.

На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

3. Жизнь на Земле (18 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы

Рассматривание ископаемых остатков организмов.

Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.

Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах.

4. Человек на Земле (16 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

- как человек появился на Земле (на уровне представлений);

- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

Учащиеся должны уметь:

- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

- показывать на карте основные природные зоны Земли;

- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.



Календарно- тематическое планирование


№ урока



Название темы



Всего часов

Из них

Дата

л/р

д/р

Экс

1

Введение.

Науки о природе.

1


2

Методы изучения природы

1


3

Великие естествоиспытатели

1


4

Вселенная. Как древние люди представляли Вселенную.

1


5

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

1


6

Н. Коперник, его модель Вселенной.

1


7

Джордано Бруно и Галилео Галилей.

1


8

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

1


9

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1


10

Спутники планет.

1


11

Астероиды. Кометы.

1


12

Метеоры. Метеориты.

1


13

Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда.

1


14

Многообразие звезд

1


15

Созвездия.

1

1

16

Галактики. Световой год.

1


17

Обобщение по теме «Вселенная»

1


18

Контрольная работа «Вселенная»

1

1

19

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли

1


20

Внутреннее строение Земли.

1


21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

1

22

Вещества в окружающем мире.

1


23

Явления в окружающем мире.

1


24

Землетрясения

1


25

Вулканы

1


26

В царстве беспокойной Земли.

1


27

Суша планеты.

1


28

Суша планеты (работа с контурной картой )

1

1

29

Атмосфера Земли

1


30

Погода. Климат

1


31

Ураганы. Смерчи

1


32

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан

1


33

Воды суши

1


34

Гидросфера Земли (работа с контурной картой )

1

1

35

Уникальность планеты Земля

1


36

Контрольная работа по теме «Земля»

1

1

37

Развитие жизни на Земле

1


38

Животные прошлого. Динозавры

1


39

Живые клетки

1


40

Строение клетки

1


41

Строение клетки (рассматривание клетки в микроскоп)

1

1

42

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

1


43

Многоклеточные организмы ( грибы, растения )

1


44

Исследования растений (гербарный материал )

1

1

45

Беспозвоночные и позвоночные животные

1


46

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда

1


47

Водная среда. Приспособленность организмов

1


48

Почвенная среда. Приспособленность организмов

1


49

Жизнь на разных материках

1


50

Природные зоны Земли

1


51

Природные зоны Земли

1


52

Жизнь в морях и океанах

1


53

Многообразие жизни в морях и океанах

1


54

Контрольная работа «Жизнь в морях и океанах»

1

1

55

Происхождение человека

1


56

Первые люди

1


57

История географических открытий. Открытие Америки

1


58

Открытие Австралии и Антарктиды

1


59

Великие путешественники- первооткрыватели новых земель

1


60

Как человек изменил Землю

1


61

Кислотные дожди

1


62

Озоновые дыры и парниковый эффект

1


63

Жизнь под угрозой

1


64

Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания

1


65

Здоровье человека и безопасность жизни

1


66

Ядовитые животные и растения

1


67

Охрана животных и растений

1


68

Человек на Земле

1


69

Контрольная работа «Человек на Земле»

1

1

70

Обобщающий урок

1


Литература

1 Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010 .

2 Природоведение. 5 класс : рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград : Учитель, 2012.

3 Природоведение. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010.

4 Плешаков. А. А. Природоведение. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» / А. А. Плешаков , Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2011.

5 Атлас (с комплектом контурных карт ). 5 класс / Федеральная служба геодезии и картографии России. - М.: Просвещение, 2004.

6 Плешаков. А. А. Твои открытия : альбом-задачник к учебнику «Природоведение. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2011.

7 Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2011.



© 2010-2022