Практические работы Определение параметров микроклимата учебного кабинета

Практические работы для занятий №4 и №5 элективного курса "Экология моего дома" для 9 класса. Практические работы:№1 "Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты"№2 "Оценка внутренней отделки помещения"№3 "Изучение вентиляционного режима помещений"№4 "Исследование освещенности помещения"
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экология моего дома 9 класс»

Практическая работа №1

Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты


  1. С помощью рулетки измерьте длину, ширину и высоту класса.

  2. Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.

Длина - ___ м, ширина - ____ м, высота - ___ м.

Площадь классной комнаты - ____м2 .

Кубатура помещения - ____ м3 .

  1. Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест. Посадочных мест для учащихся - ____.

Таблица 1.

Школьное помещение

Площадь, м2

Кубатура, м3

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинет


2,0


4 - 5

Вывод: полученные результаты (соответствуют/не соответствуют) нормам, площадь помещения используется (рационально/нерационально).


Практическая работа №2

Оценка внутренней отделки помещения


Ход работы:

1. Охарактеризуйте внутреннюю отделку помещений по плану:

· Отделка стен (окрашены, оклеены обоями);

· Цвет стен, потолка, пола;

· Соответствие тонов в цветовой гамме;

· Качество покрытия пола;

· Чистота стен.

2. Оцените соответствие внутренней отделки помещения требованиям, которые к ним предъявляются, учитывая следующую информацию:

- Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.

- При южной ориентации помещений рекомендуется более холодный тон окраски стен (например, светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной ориентации - более теплый (например, желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).

- Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет. Стена, на которой расположена классная доска, должна быть более светлая, чем остальные стены. Любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для человека вещества.

Таблица 2

Отражающая способность окрашенных поверхностей стен

Цвет поверхности

Отражение способности

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%

Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или вымытые.

Сделайте вывод о соответствии помещения экологи-гигиеническим требованиям

Практическая работа №3

Изучение вентиляционного режима помещений


Воздушная среда помещения постоянно оказывает воздействие на организм человека. В ней содержится большое количество разных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, а также микроорганизмов.

Определение коэффициента аэрации (Ка)

1. Осмотрите все вентиляционные отверстия и проверьте с помощью тонкого листа, действуют ли они,

2. Определите общую площадь (S) всех рабочих вентиляционных отверстий и фрамуг

3. Рассчитайте коэффициент аэрации Ка (таблица 5) по формуле

Практические работы Определение параметров микроклимата учебного кабинета

где S1 - площадь всех отверстий; S - площадь пола.

Обработка результатов и выводы:

Полученный результат занесите в таблицу

Таблица 3

Коэффициент аэрации помещений

Помещение

Коэффициент аэрации (Ка)

Частота проветривания


Полученные результаты

Санитарно- гигиеническая норма

Полученные результаты

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинет


1/50


10-15 мин не реже
одного раза в час

Определение эффективности вентиляции

1. Определите необходимый вентиляционный объем свежего воздуха (Vвент , м3/ч), который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня (0,1%).

К - количество CO2, выделяемое за один час, л/ч (ребенок при умственной работе выделяет столько литров CO2 , сколько ему лет),

Р - предельно допустимое содержание CO2 (0,1% или 1 л/м3),

q - содержит CO2 в атмосфере, воздухе (0.03% или 0,3л/ м3),

3/4 - продолжительность урока.

Vвент= Практические работы Определение параметров микроклимата учебного кабинета

2. Определите кратность обмена воздуха (D) - число, показывающее сколько раз в течение 1ч воздух помещения должен смениться с наружным, чтобы содержание CO2 не превышало допустимого уровня (таблица 4).

D= Vвент/V,

где Vвент - вентиляционный объем воздуха;

V - объем воздуха на одного человека в помещении

Обработка результатов и выводы:

Полученный результат занесите в таблицу

Таблица 4

Определение обмена воздуха

Помещение

Кратность обмена воздуха

Полученные результаты

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинет

6,0-3,0

На основании полученных данных сделайте вывод о вентиляционном режиме помещений

Практическая работа № 4

Исследование освещенности помещения

Значительное влияние на зрительный анализатор и общую работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Освещенность рабочего места измеряется в люксах (лк). Минимально допустимый уровень освещенности рабочего стола составляет 300 лк, классной доски - 500 лк.

Необходимо учитывать также направленность светового потока. При направленности света сзади и справа от работающего уровень освещенности на рабочем месте снижается в 3-4 раза за счет образующих светотеней.

Вреден для зрения очень яркий свет - свыше 2000лк

Изучение естественной освещенности аудитории

Ход работы:

1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.

2. Рассчитайте общую площадь окон.

3. Рассчитайте площадь застекленной части окон (10% общей поверхности окон приходится на их переплеты).

4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.

5. Посчитайте световой коэффициент (СК) по формуле:

СК=S0/S,

где - S0 - площадь застекленной части окон;

S - площадь пола.

6. Определите коэффициент заглубления, т. е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса. Полученные результаты занесите в таблицу.

Таблица 5

Естественная освещенность в аудитории

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Аудитория


1/4 - 1/6


1/2

Расчет горизонтальной искусственной освещенности

1. Рассчитайте удельную мощность ламп (Р) - отношение мощности всех ламп к площади пола. Для этого суммируйте мощность всех ламп и поделите на площадь помещения.

2.Рассчитайте искусственную горизонтальную освещенность (Е, лк) по формуле:

Е = Р*Етабл / 10 * К,

где Р - удельная мощность ламп для данного помещения, Вт/м2;

Етабл - освещённость, найденная по табл. 6, для ламп определённой мощности;

К - коэффициент запаса (1,3 для школьных и жилых помещений).

Таблица 6

Значение минимальной горизонтальной освещённости (Лк) при удельной мощности 10 Вт / м

Мощность лампы (Вт)

Прямой свет

Рассеянный свет

120 В

220 В

120 В

220 В

40

26

3

22,5

19,5

60

35

27

30

23

100

35

27

30

23

150

39,5

31

34

26

200

41,5

34

35,5

29,5

300

44

37

38

32

500

48

41

41

35

3. Сделайте вывод о соответствии горизонтальной освещённости санитарно-гигиеническим нормам. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 48 Вт на 1 м2 площади кабинета. Для создания достаточной искусственной освещённости в кабинете площадью 50 м2 необходимо 12 люминесцентных ламп ЛП 001 или 8 ламп ЛСО 02 (удельная мощность 24,2 Вт / м2).


© 2010-2022