Рабочая программа по Биологии 5 класс

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов: - ФГОС ООО - Примерной программы по биологии. Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. - Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. - Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015г) - Методические пособия: И...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

5 класс

(И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)








Программу составила Королькова Валентина Сергеевна,

МБОУ Возрожденская CОШ

Курсы учителей биологии

« Теория и методика преподавания предметов естественного цикла в условиях введения ФГОС».





2015 год.


Содержание



Пояснительная записка………………………………………………………………………….3

Цели программы…………………………………………………………………………………3

Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов………………………3

Структура курса………………………………………………………………………………….5

Критерии оценивания…………………………………………………………………………...5

Тематическое планирование……………………………………………………………………7

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

- ФГОС ООО

- Примерной программы по биологии. Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной образовательной программы, примерной программе по биологии.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса ,5-й класс - 1 час в неделю (34 часа)

Цели программы:

- формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы;

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов

Личностные:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

3. знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии;

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. формирование личностных представлений о целостности природы;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;

Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности

7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

8. развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной деятельности;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

2. овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи;

3. уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;

4. уметь самостоятельно планировать пути достижения целей;

5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом;

6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9 умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения;

10 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

11 формировать и развивать компетентность в в области использования ИКТ;

Предметные:

1. усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития;

2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии;

3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

5. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы;

6. научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

7. овладение методами: наблюдение, описание;

8. формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем;

9. освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.


Структура курса.

Тема

Количество часов

1. Биология - наука о живом мире

8 часов

2.Многообразие живых организмов

11 часов

3. Жизнь организмов на планете Земля

9 часов

4. Человек на планете Земля.

6 часов

Критерии оценивания

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов (работ)

Лабораторные работы

3

Обобщающие уроки

2

Тестовый контроль

4

Подготовка сообщений

Составление таблиц в тетради

5

Итоговые контрольные работы

2 (декабрь, май)




Тематическое планирование по биологии

5 класс

к учебнику И.Н. Пономаревой, И.В.Николаева, О.А. Корниловой


Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 часов)

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

УУД

личностные УУД

1

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология.

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение.
Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.
Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии; получение представления о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоение понятий «биология», «биосфера»; знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируется любовь и бережное отношение к родной природе; формирование у учащихся стартовой мотивации к изучению нового предмета.

2

Свойства живого

Отличия живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность органов как единого целого.

Характеризовать свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.
Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Умение сравнивать тела живой и неживой природы; использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, проводить анализ объектов с целью выделения признаков живых организмов, выделять отличительные признаки живых организмов

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи

Формирование у учащихся навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам.

3

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования.

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные: владение монологической контекстной речью; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям.

Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение природного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Необходимость использования увеличительных приборов для изучения объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы (ручная, штативная), микроскоп. Р.Гук, А. ванн Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Умение различать увеличительные приборы; формирование навыков работы с микроскопом; применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Познавательные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности

Регулятивные: уметь составлять план и последовательность действий, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Коммуникативные: умение распределять роли в парах во время работы с микроскопом; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Формирование устойчивой мотивации учащихся к исследовательской деятельности; умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией.

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия.
Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.
Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение методами: наблюдение, описание; умение комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Познавательные: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять текст с иллюстрациями учебника

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные: умение работать в группе, распределять роли, точно выражать свои мысли.

Формирование личностных представлений о целостности природы; формирование ответственного отношения к учению; смыслообразование,

т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

6

Химические свойства клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для клетки и жизни организма.

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.
Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

Формирования навыков сравнения органических и неорганических веществ; распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;

называть клеточные структуры и их значение; уметь проводить опыты

Познавательные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст - таблица - схема)

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

.

Формирование навыков практического применения полученных знаний в современном мире; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая е жизнедеятельность как целостной живой системы - биосистемы.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема).

Умение характеризовать особенности строения биологических объектов - клеток, организмов.

Познавательные: умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные: умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей

Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера

8

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология - наука о живом мире»

Великие ученые- естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология - наука о живом мире».

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.
Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; выявить связь науки с работой ученых-биологов, систематизация знаний о свойствах живого, о строении клетки.

Познавательные: формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные: владение монологической контекстной речью; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей

Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.


© 2010-2022