Урок-игра «По следам робинзона»

Урок- игра предполагает действие детей по станциям.на каждой из станций учащиеся получают задания, которые они должны выполнить.Это могут быть задания практические и теоретические, по выполнению они получают определенные баллы, которые заносятся в сводную ведомость, в конце подводят итог и команда набравшая большее количество баллов, получает «отлично».Игра рассчитана на 6-7 классы, очень увлекает ребят, но она же требует дополнительной подготовки, примерные задания вывешиваются на стенде за нед...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра «По следам Робинзона»

Цель урока:

- расширить знания учащихся о природе нашего родного края и воспитать у школьников чувство любви к окружающему миру, к природе;

- развивать творческие способности, актерские качества школьников;

- стимулировать практическое применение знаний.

Ход урока.

1. Выход ведущих.

Ведущий 1. Играй горнист, скликай ребят

Зеленый, тенистый мы вырастим сад

В Москве, Чебоксарах, везде, где мы живем

Деревья посадим, сады разведем.

Ведущий 2. Нас много ребята!

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада посадит сейчас

Пусть ярче и краше цветет

Любимая наша родная страна.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на собрании знатоков биологии.

Эпиграф к уроку: Человек может быть здоров телом и душою только при сочетании силы, любви, гармонии, радости и покоя. Это главный принцип, основа нашей деятельности. (Шаталова Галина Сергеевна).

Выход и представление команд: Предварительно были выбраны команды. Ребята придумали название, эмблему и девиз.

2. Урок.

Учитель.

Сегодня мы с вами попадем в необычное царство, в Лесное царство - царство Берендея.

- включается музыка «Вечер в лесу»

Путешествуя по лесной экологической тропе Царства, команды сделают остановку на «волшебной поляне», где встретятся с лекарственными и с ядовитыми растениями. Ребята должны определить эти растения.

Команды попадут на «необитаемый» участок Царства, где пройдутся по следам Робинзона. В таких экстремальных условиях команды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду.

На одной опушке леса команды посоревнуются и узнают, кто же является лучшим знатоком ботаники.

Есть в лесу и охраняемая территория, именно туда должны попасть ребята и узнать охраняемые растения. Должны суметь оказать помощь животным и растениям, продемонстрировать свои знания, как правильно общаться с природой.

Ну, и на последней поляне «смекалистых» участники покажут свои знания и эрудицию. На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов.

Попасть в царство Берендея непросто.

Пропуском в Царство служат ответы на загадки и шуточные вопросы.

Загадки и шуточные вопросы.

1. Летом пан на воду пал. Не плывёт, не тонет. (лист)

2. Много рук, а нога одна. (дерево)

3. Ни жар, ни огонь, а возьмёшь в руки, опалит. (крапива)

4. Без головы, а шляпе. Одна нога и та без сапога. (гриб)

5. Платье потерялось, а пуговки остались. (рябина)

6. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаст. (земляника)

7. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)

8. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

9. Стоят в поле сестрички, желтый глазок белые реснички. (ромашки)

10. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)

11. Как во поле, на кургане стоит курица с серьгами. (овес)

12. На горе шумит, а под горой молчит. (лес.)

Каждая команда, ответив, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие.

Маршрутный лист.

Маршрут

Этапы

Баллы

Урок- игра «По следам робинзона»

1. Волшебная поляна.

2. По следам. Робинзона.

3. Знатоки ботаники.

4.Охрана природы.

5. Поляна смекалистых.

I этап.

«Волшебная поляна»

- включается музыка «6 трек»

Дорогие ребята вы оказались на волшебной поляне. Прислушайтесь к звукам леса. Вам слышится шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка. Закройте глаза и вдохните свежий воздух. Вдох, выдох (3 раза). Вы радуетесь яркому солнцу, голубому небу, журчанию речки, пению птиц. Вам хорошо и спокойно. Открыли глаза.

Участники должны распределить предлагаемые растения (подорожник, вороний глаз, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, дурман, крапива, лопух) на 2 группы: лекарственные и ядовитые. Заполнить бланк ответа.

II этап.

«По следам Робинзона»

Командам предлагаются следующие задания.

Первое задание. Как определить дорогу.

1. Вам стал попадаться подорожник. (значит где - то рядом тропа).

2. Собирали ягоды и заблудились (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).

3. Перед вами пень. (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире).

4. Перед вами муравейник. (муравейник находится к югу от дерева или пня).

Второе задание. По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).

1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).

2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки(будет ясно).

3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).

4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).

5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).

III этап.

«Знатоки ботаники»

На третьем этапе участникам предлагается:

Первое задание.

Викторина.

1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа).

2. Какую роль играет ива для берега, реки, водохранилища? (Укрепляет берег, предохраняет от испарения).

3. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы и зверя.? (вороний глаз, волчье лыко).

4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).

5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)

6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, черёмух, клен).

7. Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел).

8. Растет ли дерево зимой? (нет).

Второе задание.

Найдите ошибки в тексте.

Рассказ небылица.

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.

Ошибки.

1. В обед не поливают.

2. У огурцов цветки не обрывают.

3. Лук, морковь не окучивают.

4. Подсолнечник не поливают.

IV этап.

«Охрана природы»

включается музыка «Голоса леса»

Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет практическое задание по охране природы.

1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда).

2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота).

3. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?

4. Из предлагаемого материала сделать птичью кормушку.

V этап.

«Поляна смекалистых»

Командам раздают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия животных и растений.

Галка Осот

Сорока Клин

Клёст Герань

Ласточка Сосна

Снегирь Осина

Пока команды проходят этапы, со зрителями проводится викторина. Болельщики отвечают на вопросы и зарабатывают своим командам дополнительные баллы.

Вопросы к болельщикам:

1. Почему распространенное сорное растение называют пастушья сумка? (Плоды - сумки пастухов).

2. Из чего состоит тина? (нитчатые зеленые водоросли)

3. Первое нота, второе тоже, а целое на горох похоже? (фасоль).

4. Что означает «клич» берез весной? (сокодвижение).

5. Какое травянистое растение зацветает первым?(мать - и - мачеха).

6. Какой цветок является символом Японии и символом солнца? (хризантема).

7. Какой цветок считается последней улыбкой осени? (астра).

8. Какое растение даёт лучший мед? (липа)

9. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик).

10. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина).

11. Какая самая высокая трава? (бамбук).

12. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз).

13. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка).

14. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза).

15. Какие цветы носят имена людей? (Роза, Вероника, Лилия, Василек).

16. Про какое дерево и почему сказано: «Что у него первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье - больных исцелять, четвертое - чистоту соблюдать». (береза - лучины, деготь, лекарство, веники).

17. Растет на каждом пустыре. Бледно-желтые цветки с тонкой сеткой фиолетовых прожилок, довольно красивы. Плоды похожи на кувшинчики с крышечками. Известна фраза: «Дети объелись и в такое сумасбродство впали, что родичи их причин не ведая « корней злых духов страшиться стали». Отец Гамлета был убит этим растением (дурман).

18. Из каких растений, цветков можно заваривать чай? (зверобой, липа, душица)

Подведение итогов.

Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок. Хочется сказать спасибо всем тем, кто принял активное участие в его организации и проведении.

Работа каждого замечена и будет оценена по достоинству. Спасибо членам жюри, болельщикам. Может быть, этот урок изменил ваше мнение о биологии, заинтересовал Вас. А теперь слово предоставим жюри.









Интересные факты

Что ставят японцы вместо ручных подписей?

Японцы вместо подписей на документах ставят личные печати, которые называются «инкан». Они представляют собой стержень диаметром от 25 до 75 миллиметров из дерева или слоновой кости с выгравированными иероглифами. Для совершения ответственных операций - закрепления сделок, покупки недвижимости, открытия банковских счетов - требуется печать, зарегистрированная в органах местного самоуправления.

Какая жидкость имеет достаточную вязкость, чтобы по ней можно было ходить?

Если вязкость жидкости зависит только от её природы и температуры, как, например, у воды, такую жидкость называют ньютоновской. Если вязкость зависит ещё и от градиента скорости, её называют неньютоновской. Такие жидкости при внезапном применении силы ведут себя как твёрдые тела. Пример - кетчуп в бутылке, который не будет течь, пока не встряхнуть бутылку. Другой пример - суспензия кукурузного крахмала в воде. Если налить её в большую ёмкость, можно в буквальном смысле ходить по ней, если передвигать ногами быстро и прикладывать достаточную силу к каждому удару.

Каких животных древние китайцы использовали в целях самообороны?

В древнем Китае пекинесов использовали в том числе для самообороны. Маленькие собачки легко помещались в рукаве. В случае опасности они выскакивали и бросались на обидчика.

.

Где и когда существовала государственная должность откупорщика океанских бутылок с письмами?

В 17-18 веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.

Куда пошли семь тонн стали, извлечённой из завалов разрушенного Всемирного торгового центра?

Носовая часть нового военного транспортного корабля «Нью-Йорк» изготовлена из семи тонн стали, извлечённой из завалов от разрушенного после атаки 11 сентября Всемирного торгового центра.

Где местные жители разговаривают на языке, основанном на свисте?

На острове Гомера из группы Канарских островов местные жители говорят на диалекте испанского языка, но не только обычным голосом, а ещё и с помощью свиста. Своим возникновением язык обязан скалистой местности острова и малому количеству дорог (поэтому вместо того, чтобы дойти из одной деревни в другую, люди предпочитали просвистеть сообщение, а дальность передачи составляла 5-6 км). «Говорящие» на этом языке прижимают кончик языка к зубам и начинают свистеть, одновременно произнося слова приблизительно так, как это делается во время обычного разговора.

Что повлияло на решение Нобеля завещать своё состояние для учреждения научной премии?

Изобретатель динамита Альфред Нобель называл себя пацифистом и считал, что если у противников появится оружие, которое может моментально уничтожить друг друга, то они поймут, что ничего не выиграют от войны, и прекратят конфликт. В 1888 году по ошибке опубликовали сообщение о смерти Нобеля и некролог, в котором его называли «миллионером на крови» и «торговцем взрывчатой смертью». Не захотев остаться в памяти человечества злодеем, Нобель завещал своё состояние на учреждение научной премии.

Зачем в странах обитания носорогов им отпиливают рог под наркозом?

Рог у носорога нельзя назвать рогом в строгом смысле этого слова: в отличие, например, от бычьего рога, он не содержит костной ткани, а состоит из склеенных щетинообразных волос. Из-за того, что эти рога высоко ценятся в восточной медицине, носороги в данное время находятся под угрозой вымирания. Для защиты от браконьеров власти некоторых стран, где обитают популяции носорогов, отлавливают животных и под наркозом отпиливают рог.

Где находится Город Мусорщиков?

В Египте на окраине Каира расположен квартал Маншият-Насир, также известный как Город Мусорщиков. Здесь живёт более 40 000 коптов-христиан, которые собирают мусор по всему Каиру с целью последующей его переработки и утилизации, передавая это ремесло по наследству. Копты монополизировали эту деятельность, потому что мусульмане считают её «нечистой», так как пищевые отходы идут на корм свиньям. В квартале витает устойчивый неприятный запах, зато огромный мегаполис содержится в относительной чистоте.

Сколько соли нужно съесть, чтобы отравиться?

При многократном превышении суточной нормы потребления обычная пищевая соль становится ядом. Для человека весом 80 кг смертельной дозой будет четверть килограмма.


© 2010-2022