- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харатокова Х.К. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
Протокол № _____
от ___________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
_______________
Приказ от ----- №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «биология» для 5а, 5б, 5в классов
на 2015 - 2016 учебный год
Ступень вторая
34 часа за учебный год
Составитель:
учитель Харатокова Хурлыка Кенженазаровна
первой квалификационной категории
г. Усть-Джегута
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) - для 1-4 классов; или ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) - для 5-9 классов.
-
Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);
-
Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
-
Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
-
Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5 -9 классы. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от ____________№______.
Состав УМК (если имеется)
1.
Автор учебника
Название учебника
Издательство
Год издания
Н.И.Сонин, А.А.Плешаков
Биология. Введение в биологию
Дрофа
2012
2.
Автор рабочей тетради
Название рабочей тетради
Издательство
Год издания
Н.И.Сонин
Биология. Введение в биологию
Дрофа
2012
3.
Автор
Книга для учителя
Издательство
Год издания
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И.
Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие.
Дрофа
2012
4.
Автор
Учебный диск
Издательство
Год издания
Н.И.Сонин
Биология. Введение в биологию
Дрофа
2012
Цели и задачи обучения биологии в 5 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 5 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. достижение планируемых результатов освоения всеми обучающимся;
2. развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся;
3. формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности.
Основными задачами обучения являются:
1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их эмоционального благополучия;
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
-
Как человек изменил Землю
-
Жизнь под угрозой
-
Здоровье человека и безопасность жизни
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 5 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного предмета «биология» в 5 классе отражены в календарно-тематическом планировании.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).
Живой организм: строение и изучение (9 часов)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
-
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
-
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
-
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
-
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
-
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты
Многообразие живых организмов (16 часов)
Как развивалась жизнь на Земле. Бактерии. Грибы. Растения. Животные .Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Демонстрации:
-
Макеты грибов
-
Гербарии
-
Таблицы
-
Микропрепараты
Среда обитания живых организмов (4 часа)
Водная, почвенная, наземно-воздушная среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
Демонстрации:
-
Таблицы
-
Презентации
-
Карты
Человек на Земле (5 часов)
Научные представления о происхождении человека Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
-
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
-
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
-
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
1. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).
3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
5. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Тематическое планирование
Раздел учебного курса
Кол-во часов
Контроль
Проекты
Текущий и промежуточный контроль
Лабораторные работы
Экскурсии
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
9
1
Раздел 2. Многообразие живых организмов
15
1
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
4
Раздел 4. Человек на Земле
6
1
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Тип урока
Форма контроля
Информационное сопровождение
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
(УУД)
план
факт
предметные
метапредмет-ные
личностные
познаватель-ные
коммуника-тивные
личностные
регулятивные
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 9 часов.
1
Что такое живой организм
вводный
презентация
п: Выделение отличительных признаков живых организмов.
л: Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.
2
Наука о живой природе
комбинированный
тестирование
презентация
п: Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
л: Познавательный интерес к естественным наукам
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
3
Методы изучения природы
комбинированный
фронт.опрос
презентация
п: Ознакомление
с методами исследования живой природы и
приобретение элементарных
навыков их использования
л: Понимание
значимости
научного исследования природы
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
4
Увеличительные приборы
комбинированный
тестирование
презентация
П: Освоение
основных правил работы с микроскопом
Л: Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Познавательные УУД:
Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
5
Живые клетки
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).
Л: Представление о единстве живой природы
на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.
Познавательные УУД:
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
6
Химический состав клетки
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.
Л: Понимание единства происхождения всех живых организмов.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
7
Вещества и явления в окружающем мире
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание веществ и явлений окружающего мира
Л: понимание значения веществ в окружающем мире
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
8
Великие естествоиспытатели
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание и оценка вклада ученых-биологов в
развитие науки
Л: Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
9
Контрольная работа №1 «Строение и изучение живых организмов»
контроля
тестирование
П: Применение полученных знаний в практической работе.
Л: Познавательный интерес к
естественным наукам
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 15 часов
10
Как развивалась жизнь на Земле
комбинированный
презентация
П: Знание основных этапов развития жизни на Земле.
Л:Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.
Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
11
Разнообразие живого
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов.
Л: Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные УУД:
умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
12
Бактерии
комбинированный
тестирование
презентация
П: Выделение существенных особенностей
строения и
функционирования бактериальных клеток.
Знание правил, позволяющих
избежать заражения болезнетворными бактериями
Л: Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в
природе и
жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных
бактерий.
Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
13
Грибы
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Выделение существенных особенностей
представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Л: Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении
ядовитыми грибами
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
14
Водоросли
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание строения водорослей. Знание признаков отличий водорослей
Л: Понимание значения водорослей в природе
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
15
Мхи
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание строения мхов . Знание признаков отличий мхов
Л: Понимание значения мхов в природе
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
16
Папоротники
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание строения папоротников. Знание признаков отличий папоротников
Л: Понимание значения папоротников
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
17
Голосеменные растения
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание особенностей строения голосеменных растений.
Л: Понимание значения голосеменных растений
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
18
Покрытосеменные растения
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание особенностей строения покрытосеменных растений.
Л: Понимание значения покрытосеменных растений
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей
практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
19
Значение растений в природе и жизни человека
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание о существовании сортов культурных растений.
Элементарные представления о лекарственных растениях.
Объяснение роли биологии в практической
деятельности человека.
Л: Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
20
Простейшие
комбинированный
тестирование
презентация
П: Выделение существенных особенностей
представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства
Животные
Л: Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного
и эстетического значения для человека
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
21
Беспозвоночные
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.
Л: Представление о видах беспозвоночных животных.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
22
Позвоночные
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание о типах и представителях позвоночных животных.
Л: Представление о видах позвоночных животных
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
23
Значение животных в природе и жизни человека
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание о существовании различных пород животных.
Объяснение роли биологии в практической деятельности человека
Л: Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
24
Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов»
контроля
тестирование
П: Применение полученных знаний в практической работе.
Л: Познавательный интерес к естественным наукам
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 4 часа.
25
Три среды обитания
комбинированный
презентация
П: Знание компонентов природы. Представление о многообразии
обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.
Л: Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
26
Жизнь на разных материках
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание материков планеты и их основных
природных особенностей.
Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
Л: Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою
точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
27
Природные зоны Земли
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание природных зон планеты и
их основных природных особенностей.
Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.
Л: Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
28
Жизнь в морях и океанах
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне
Л: Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Раздел 4. Человек на Земле. 6 часов.
29
Как человек появился на Земле
комбинированный
тестирование
презентация
П: Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.
Л: Представление о развитии рода Человек
Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
30
Как человек изменил Землю
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов
Л: Осознание влияния факторов среды на живые организмы
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп
31
Жизнь под угрозой
комбинированный
тестирование
презентация
П: Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе
Л: Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.
Принятие правил поведения в живой природе
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
32
Не станет ли Земля пустыней?
комбинированный
фронт.опрос
презентация
П: Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе
Л: Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.
Принятие правил поведения
в живой природе.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
33
Здоровье человека и безопасность жизни
комбинированный
тестирование
презентация
П: Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях
Л: Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания
на практике, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
34
Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле»
контроля
тестирование
П: Применение полученных знаний в практической работе.
Л: Познавательный интерес к естественным наукам
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Автор
Название
Издательство
Год издания
1.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. .
Природа. Неживая и живая
Дрофа
2002
2.
3.
2.Методическая литература:
Автор
Название
Издательство
Год издания
1.
2.
3.
4.
3. Литература для учащихся
Автор
Название
Издательство
Год издания
1.
Д .Галенс, Н. Пир
Книга ответов для почемучек.
Книжный клуб, Харьков
2006
2.
А. Беслик
«Поднять паруса!»
Москва
1999
3.
Детская энциклопедия. Медицина.
Москва
2002
Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Контрольная работа №1 «Строение и изучение живых организмов»
Вариант 1
1.Увеличение размеров тела организма - это:
А. дыхание В. рост
Б. развитие Г. размножение
2. Наука о растениях - это:
А. анатомия В. микология
Б. ботаника Г. зоология
3. К главным частям клетки не относится:
А. мембрана В. цитоплазма
Б. ядро Г. лизосома
4. К органическим веществам не относится:
А. белки В. жиры
Б. вода Г. углеводы
5. К телам относятся:
А. животные В. железо
Б. стекло Г. соль
Вариант 2
1.Воспроизведение себе подобных - это:
А. дыхание В. рост
Б. развитие Г. размножение
2. Наука о животных - это:
А. анатомия В. микология
Б. ботаника Г. зоология
3. К главным частям клетки не относится:
А. мембрана В. цитоплазма
Б. ядро Г. митохондрия
4. К органическим веществам относятся:
А. минеральные соли В. жиры
Б. вода
5. К веществам относится:
А. животные В. железо
Б. кометы Г. растения
Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов»
Вариант 1
1. Трилобиты появились:
А. 500 млн лет назад
Б. 600 млн лет назад
В. 700 млн лет назад
Г. 800 млн лет назад
2. Ученые выделяют царств природы:
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6
3. Бактерии появились :
А. 1,5 млрд лет назад
Б. 2,5 млрд лет назад
В. 3,5 млрд лет назад
Г. 4,5 млрд лет назад
4. Фитофтора - это:
А. съедобный гриб
Б. ядовитый гриб
В. гриб-паразит
Г. плесневой гриб
5. Тело водоросли называют:
А. грибницей
Б. ризоидом
В. слоевищем
Г. цветком
Вариант 2
1. Расцвет пресмыкающихся начался:
А. 300 млн лет назад
Б. 275 млн лет назад
В. 250 млн лет назад
Г. 225 млн лет назад
2. Многообразие и классификацию организмов изучает:
А. ботаника
Б. зоология
В. систематика
Г. микология
3. Бактериальная клетка делится:
А. каждые 10 минут
Б. каждые 20 минут
В. каждые 30 минут
Г. каждые 40 минут
4. Мукор - это:
А. съедобный гриб
Б. ядовитый гриб
В. гриб-паразит
Г. плесневой гриб
5. Морская капуста - это:
А. порфира
Б. спирогира
В. ламинария
Г. хлорелла
6. У простейших тело состоит из:
А. 1 клетки В. 2 клеток
Б. 3 клеток Г. 4 клеток
7. Не имеет постоянной формы тела:
А. радиолярия В. амеба
Б. фораминифера Г. инфузория
8. Обитают только в воде:
А. Черви В. Кишечнополостные
Б. Моллюски Г. Членистоногие
9. У большинства из них есть раковина:
А. Черви В. Кишечнополостные
Б. Моллюски Г. Членистоногие
10. Дышат легкими и кожей:
А. Рыбы В. Земноводные
Б. Птицы Г. Млекопитающие
6. Имеет раковину:
А. радиолярия В. плазмодий
Б. фораминифера Г. инфузория
7. Вызывает заболевание малярию:
А. радиолярия В. плазмодий
Б. фораминифера Г. инфузория
8. Среди животных этой группы много паразитов:
А. Черви В. Иглокожие
Б. Моллюски Г. Членистоногие
9. Самая многочисленная группа животных:
А. Черви В. Иглокожие
Б. Моллюски Г. Членистоногие
10. К ним относятся морские звезды:
А. Черви В. Иглокожие
Б. Моллюски Г. Членистоногие
Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле»
Вариант 1
1. Достаточно кислорода, но часто не хватает влаги в среде:
а. водная
б. почвенная
в. наземно-воздушная
2. Мало кислорода и нет света в среде:
а. водная
б. почвенная
в. наземно-воздушная
3. Баобаб растет на материке:
а. Северная Америка
б. Южная Америка
в. Африка
г. Австралия
4. Кенгуру обитает на материке:
а. Северная Америка
б. Южная Америка
в. Африка
г. Австралия
5. Очень мало тепла, почва скована вечной мерзлотой в природной зоне:
а. тундра б. тайга
в. степи г. пустыня
6. Много тепла, но влаги мало для существования леса в природной зоне:
а. тундра б. тайга
в. степи г. пустыня
7. Актиния относится к сообществу:
а. поверхности воды
б. толщи воды
в. донному
Вариант 2
1. Достаточно воды, а кислорода не хватает в среде:
а. водная
б. почвенная
в. наземно-воздушная
2. Животные имеют маленькие глаза или вовсе лишены зрения в среде:
а. водная
б. почвенная
в. наземно-воздушная
3. Полосатый скунс обитает на материке:
а. Северная Америка
б. Южная Америка
в. Африка
г. Австралия
4. Виктория регия растет на материке:
а. Северная Америка
б. Южная Америка
в. Африка
г. Австралия
5. Очень холодные зимы и вечная мерзлота в природной зоне:
а. тундра б. тайга
в. степи г. пустыня
6. Очень мало воды и много тепла в природной зоне:
а. тундра б. тайга
в. степи г. пустыня
7. Парусник относится к сообществу:
а. поверхности воды
б. толщи воды
в. донному
г. кораллового рифа
8. Скат относится к сообществу:
а. поверхности воды
б. толщи воды
в. донному
г. кораллового рифа
г. кораллового рифа
8. Рак-отшельник относится к сообществу:
а. поверхности воды
б. толщи воды
в. донному
г. кораллового рифа
Источники контрольно-измерительных материалов
№
п/п
Название
Автор
Выходные данные
1.
2.
3.
Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата
№ к.р.
Тема контроль-ной работы
Класс
Кол-во уч-ся в классе
Кол-во учащихся, выполнявших работу
Справились
Получили 4 и 5
Анализ выполнения программы
Параметры
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Кол-во часов
%
Кол-во часов по программе
Проведено фактически
Разница в часах
Причины
Выполнение программы
Дата выполнения
Подпись учителя
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
-
Дата внесения изменений, дополнений
Тема урока
Причина
изменений в программе
Способ корректировки
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)
Подпись лица, внесшего запись