Доклад Какой урок я считаюэффективным

      Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.      Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, ког...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ».

Ян Коменский.

Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Как же сделать уроки химии и биологии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь ,с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, а желание вновь и вновь познавать новое.

Нетрадиционные уроки

1. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.

2. Уроки в форме соревнований: конкурсы, эстафета, турнир, деловая или

ролевая игра, викторина.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, исследование.

4. Уроки, 1основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение.

5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, устный журнал.

6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

Классификация необычных уроков химии и биологии:



Состязательныеуроки:

  • КВН

  • Турнир

  • Эстафета

  • Конкурс

  • Аукцион



Игровыеуроки:

  • Деловаяигра

  • Ролеваяигра

Урокипутешествия:

  • Заочнаяэкскурсия

  • Путешествие

  • Экскурсия









Доклад Какой урок я считаюэффективнымДоклад Какой урок я считаюэффективнымДоклад Какой урок я считаюэффективным



Необычные уроки химии и биологии

Интегрированный урок:

  • Биологияи ИЗО

  • Биология и химия, физика

  • География и биология и др.





Коммуникативныеуроки:

  • Диспут

  • «Круглый стол»

  • Дебаты

  • Дискуссия

  • Диалог

Доклад Какой урок я считаюэффективнымДоклад Какой урок я считаюэффективнымДоклад Какой урок я считаюэффективным

Доклад Какой урок я считаюэффективным



Уроки самостоятельной работы

  • Исследование

  • Эксперимент

  • Лабораторнаяработа

  • Проектнаяработа



Контрольно-обобщающие уроки:

  • Общественный смотр знаний



УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:

  • Урок-путешествие

  • Урок - заочная экскурсия

  • Урок-экскурсия

Методикапроведения:

  • Ученики получают задания заранее - подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.

  • Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме.

  • Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей.

1. УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • - Урок-исследование;

  • - Урок-эксперимент;

  • - Лабораторнаяработа;

  • - Проектнаяработа.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:

Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа полученного материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки- инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь. На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом).

III. ИГРОВЫЕ УРОКИ:

  • Урок - деловая игра

  • Урок - ролевая игра

Методикапроведения:

  • За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д.

  • В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов.

  • Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ.

В конце урока все участники получают оценки

V. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ:

  • Биология - изобразительное искусство

  • Химия и литература

  • География - биология (естествознание)

  • Химия - информатика

Методикапроведения:

  • Интеграция учебных предметов - это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя химии и биологии. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира.

  • Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.

VI. УРОКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ:

Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В ихчисле:

  1. создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса;

  2. создание учителем мультимедийных презентаций к разным разделам программ;

  3. создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода материалов;

  4. создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении различных тем;

  5. создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;

  6. использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий; позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время эффективно работают электронные учебники и программы:

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация является наиболее эффективной формой представления материала на уроках химии и биологии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Урок, сделанный в программе MicrosoftPowerPoint, позволяет использовать короткие видеофрагменты, анимацию, музыку, кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также для контроля знаний. Например: тесты, самостоятельные и контрольные работы, биологические диктанты и др.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  1. более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,

  2. эффективнее использовать время на уроке,

  3. создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки.
Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности и формирования коммуникативной компетентности ученика.

Прежде всего, я хочу сказать, что каждый учитель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. И применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Будь им 11 или 17 лет, игра всегда вызывает у них интерес. И эту заинтересованность я вижу, когда только произношу слова: «Давайте поиграем!» или «В качестве обобщения изученной темы я предлагаю вам следующую игру!». Я обозначаю условия игры, и оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса. Я вижу азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к моим предметам в целом. По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру. Я всегда стараюсь включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность меняю, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд или ребусы, тему урока слушают очень внимательно, потому что каждый из них, даже слабоуспевающим ученикам, хочет поучаствовать в игре и ответить правильно, и как они сами говорят: «не ударить лицом в грязь перед своими одноклассниками».

На своих уроках я применяю игры, которые занимают 5, 10 или максимум 15 минут урочного времени.

VII.Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у обучающихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок - диспут, урок - эстафета, урок - деловая игра, урок - путешествие, урок - КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев.

Нетрадиционные формы важно применять на уроках химии и биологии при изучении классов неорганических соединений, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности,нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Результаты опроса обучающихся.

Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания?

Доклад Какой урок я считаюэффективным5-7 классы Доклад Какой урок я считаюэффективным 75%учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективным25% учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективным8,10,11 классы Доклад Какой урок я считаюэффективным68% учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективным32% учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективным9 класс Доклад Какой урок я считаюэффективным 64% учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективным32% учеников

Доклад Какой урок я считаюэффективнымДа. Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены нестандартные задания.

Доклад Какой урок я считаюэффективнымНет. Ничего не изменилось.



VII.ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других - позволяет превратить обычные уроки химии, биологии, а так же технологии в необычные.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

  • Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;

  • Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

  • Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

  • Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

  • Включает нестандартные уроки в систему своей работы.

Критическое мышление рассматривается двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов.

Критическое мышление - это модуль, который я бы поставила на первое место. В своей практике я уделяю особе внимание критическому мышлению учащихся. После моих наблюдении я пришла к выводу, что критическое мышление развивает логическое мышление, речь, дети анализируют и самостоятельно делают выводы. Что бы развивать критическое мышление у учеников учитель сам должен критически мыслить.

Обучение талантливых и одаренных детей. Работа в этом направлении требует тщательного подхода. При составлении урока надо уделять особое внимание этим детям. Ведь эти дети будущее нашей страны. Применяя данный модуль на практике, поняла, что талантливый ребенок не обязательно отличник. Есть дети, которые проявили себя в ролевой игре, при групповой работе. Часто задаю на дом творческие задания. Эти задания помогают мне выявить одаренных и талантливых детей.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностям учеников. Каждый учитель хорошо знает психологическую особенность учеников в классе. При составлении поурочного плана я учитываю эти особенности. Составляю индивидуальные карточки с разноуровневыми вопросами. При устном опросе домашнего задания составляю диференцированные вопросы.

Исходя из анализа своей работы могу сказать, что из всех модулей мне легко дается модули: ИКТ, новые подходы в преподавании обучении, обучение критическому мышлению, обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

По анализам работы детей: они активно участвуют на уроке, нравится работать в группах, интересно на уроке. В классе доверительные отношение к учителю, развита взаимопомощь между учениками. Не имеют возражении при выставлении оценок по критериям и умеют оценивать друг друга.

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Как я понимаю слово "мастер"?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама.


МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на тему

Какой урок я считаю

эффективным



Подготовила:

Учитель химии и биологии Нужина О.П.



Дракино 2015г

© 2010-2022