• Преподавателю
  • Биология
  • «Здоровьесберегающая технология и учебная деятельность на уроках биологии с учетом физиологических особенностей школьников»

«Здоровьесберегающая технология и учебная деятельность на уроках биологии с учетом физиологических особенностей школьников»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ляшевская основная общеобразовательная школа, филиал МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа», Первомайского района Оренбургской области.



Доклад



«Здоровьесберегающая технология и учебная деятельность на уроках биологии с учетом физиологических особенностей школьников»



учитель биологии

Жуванышева Равига Тюллегеновна





Педсовет. Декабрь. 2011 год

Педагогическая общественность давно осознала, что со здоровьем учащихся не все в порядке, более того, за время обучения оно, как правило, ухудшается. О неблагополучии в этой сфере знаний говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

- Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников

- Резкое увеличение доли патологии органов пищеварительной, опорно-двигательного аппарата и мочевыводящих путей

- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов)

Но понять, каким образом выходить из этого положения, было трудно. Каждый учитель должен осознать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит и от него, и он может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется несколькими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за все, что происходит с детьми в стенах школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть времени, и не помочь им сохранять здоровье - проявление бездушия и непрофессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье школьников - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

Чтобы предотвратить ухудшение состояния здоровья, необходимо понять его причину.

Подлинная причина ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, если брать только систему образования, заключается в несоответствии знаний по возрастной физиологии, школьной гигиене, возрастной и педагогической психологии требованиям грамотного и профессионального отношения учителя к здоровью учащихся, реализации принципа «не вреди».

Педагогу - практику следует знать признаки и проявления различного функционального состояния организма, учитывать возраст и пол, специфику развития организма, свойственному данному этапу, физиологические и психологические процессы.

Недостаточная активность учащегося на уроке может быть и следствием плохого самочувствия, и результатом чрезмерности, предъявляемых ему требований и малой заинтересованности предметом, и результатом направленности его интереса на что-то другое.

Особенно важна такая оценка в подростковом возрасте, когда в ходе полового созревания возможны разного рода отклонения в состоянии здоровья учащихся, когда в одном и том же классе, в связи с неодинаковыми индивидуальными темпами полового созревания, наблюдается наиболее значительный за весь период обучения в школе разброс индивидуальных возможностей отдельных учащихся.

Физиологическая перестройка начинается у детей в 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Ускоряется обмен веществ, начинается бурное увеличение тела в длину. Младшие подростки становятся непропорциональными, нескладными. Временной разрыв в перестройке различных систем органов приводит не только к внешней диспропорции тела, но и к несбалансированному функционированию организма. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают, что называется, «со скрипом», с перебоями, как механизм с плохо подогнанными друг к другу деталями. 11-13-летние подростки нередко испытывают недомогание, физический дискомфорт, они быстро утомляются, сонливы. Это нормальное, т.е. свойственное большинству подростков, физиологическое состояние организма. К 14-15 годам исчезает диссонанс в развитии систем организма, а вместе с ним и большинство перечисленных выше симптомов. Усиливается работа половых желез. Парадокс, но половых гормонов у 13-15-летних вырабатывается больше, чем у взрослых. Проявляют они себя не столько во влечении к противоположному полу, сколько в огромном количестве энергии, требующей реализации. Крик, визг, прыжки через несколько ступеней лестницы, резкие толчки, дерганье друг друга- все это неотъемлемые признаки средней школы. Причина - не дурное воспитание, а насущные потребности организма. Мышечная активность подростка этого периода должна быть не мене 4-5 часов в сутки.

Активность гормональных процессов определяет высокую эмоциональность подростков. На пустяковую просьбу или замечание подросток может ответить криком, слезами, хлопаньем двери. Эмоции подростка отличаются не только силой, но и большой неустойчивостью.

В последнее время чаще стали встречаться у школьников различные виды неврозов. Одной из причин их можно назвать утомляемость, вызванную ускоренным темпом жизни, возрастающим объемом информации, сокращение пребывания на свежем воздухе. Учебная нагрузка подростка составляет от 6 до 12 часов в сутки. Казалось бы убедительно. Но…известный физиолог Н.Е. Введенский в свое время отметил, что устают не потому, что много работают, а потому, что плохо работают, имея в виду нерационально. Вот с этого и следует начинать.

Качественной организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке с целью сохранения их здоровья во многом способствует правильный выбор образовательных технологий. Я применяю элементы разных педагогических технологий, конструирую их с учетом основного вида деятельности школьника, характерного для определенного возраста.

Так в 6-8 классах использую индивидуально-групповую форму организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и парах. Этот выбор не случаен, т.к. у подростков основной вид деятельности - общение. При индивидуально-групповой работе взаимоотношения учителя и учащихся складывается иначе. Деятельность ребят менее регламентирована, они получают большую свободу действий, снимается напряжение, проявляется взаимопомощь и интерес к работе. При этом успешно усваивают программный материал и не устают.

В подростковом возрасте наблюдается бурное развитие воображения, фантазии, дети любят играть, поэтому я широко использую на уроках игровые моменты. Так, например, в 7 классе провожу игры: «Пойми меня», с целью проверки и применения знаний по систематике растений и животных, «Найди ошибку», с целью проверки знаний признаков класса, типа, отдела растений и животных. В 8 классе традиционно провожу ролевые игры: «заседание ученого совета» по защите научных работ на темы «Рациональное питание школьника - залог здоровья», «Гигиена кожи» и др. Особенно любят дети игру «Что? Где? Когда?», т. к. они сами готовят вопросы и получают на таком уроке только положительные оценки.

В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, к 15 годам развитие личности подростка достигает такого уровня, что он готов оторваться от группы, поэтому в старших классах я останавливаю свой выбор на индивидуализации обучения.

Преподавание «Общей биологии» строю на базе лекционно-семинарской системы. Такая организация работы, особенно на базовом уровне, где в неделю 1 урок биологии, имеет свои преимущества: снижается перегрузка учащихся, старшеклассники с большей ответственностью и интересом готовятся к уроку биологии.

Поддержанию интереса к изучению биологии способствует сама специфика нашего предмета. Современное оборудование, техническое оснащение кабинета биологии позволяет полностью выполнять практическую часть программы: лабораторные и практические работы, экскурсии. Детям особенно нравится проводить опыты, наблюдения, готовить препараты, работать с муляжами, моделями, гербариями т.д.

Почти каждый урок курса используется для разъяснения учащимся важности профилактики тех или иных заболеваний, показа влияния факторов окружающей среды на сохранение и укрепление здоровья. Особенно это касается курса «Человек и его здоровье». На этих уроках я должное внимание уделяю формированию умений

- проводить самонаблюдения;

- анализировать поступки и образы с точки зрения их влияния на здоровье;

- оценивать функциональное состояние своего организма.

С этой целью провожу практические работы с учащимися по оценки самочувствия, определения работоспособности организма, определению массы тела и др.Так как ведущим видом деятельности этого периода школьников является рефлексивная деятельность, направленная на осознание своей индивидуальности, то они выполняют эти практические работы с большим интересом.

В своей работе при построении уроков я использую следующие рекомендации, приемы, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

  1. Обстановка и гигиенические требования в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражений).

  2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.).

Однообразность уроков утомляет школьников, а частая смена одного вида деятельности на другой потребует у учащихся дополнительных условий.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности -7-10 минут.

  2. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

  3. На уроках следует выбирать методы, которые бы способствовали активации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

  4. На уроках должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

  5. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  6. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

  7. Наличие мотивации учебной деятельности.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

  1. Следует понимать, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Мозговая гимнастика

Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Наденьте шапку », то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Корректирующая гимнастика для глаз

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

Моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»:

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течении 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глаза» (упражнение служит для профилактики нарушения зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушения зрения):

Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Сегодня каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, нездоров. И учить его нужно так, чтобы не наносить вред здоровью. Только с учетом закономерностей возрастной физиологии и психологии учитель сможет избрать верную тактику в обучении школьников.



© 2010-2022