Урок по биологии Злаковые ( 6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 25.02

Класс 6

Биология. Урок № 50

Тема занятия:

Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Лабораторная работа № 29.

Строение цветка и плода растений семейства Злаки.

Экскурсии№4,5

1. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы.

2. Весеннее пробуждение представителей Царства растений.

Общие цели:

Определить общие признаки растений семейства злаковые

Результаты обучения:

Знать особенности строения соломины, цветка

Уметь определять растения семейства

Оборудование:

Презентация, гербарий

Ключевые идеи:

Растения семейства злаковые важные пищевые и кормовые растения

Этапы занятия

Время

План оценивание

Орг. момент

3 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Актуализация опорных знаний

Распределите растения по семействам (слайд 1

  1. Семейство Розоцветные.

  2. Семейство Мотыльковые.

  3. Семейство Крестоцветные.

  4. Семейство Паслёновые.

  5. Семейство Сложноцветные.

Представители:

1 - роза, 5 - горох, 9 - репа, 13 - перец,

2 - подсолнечник, 6 - томат, 10 - картофель, 14 - капуста,

3 - фасоль, 7 - малина, 11 - соя, 15 - вишня,

4 - редька, 8 - астра, 12 - одуванчик, 16 - белена.

Ответ:

  1. Семейство Розоцветные - 1, 7, 15.

  2. Семейство Мотыльковые - 3, 5, 11.

  3. Семейство Крестоцветные - 4, 9, 14.

  4. Семейство Паслёновые. - 6, 10, 13, 16.

  5. Семейство Сложноцветные - 2, 8, 12 .

(Взаимопроверка и самооценивание по шкале:

16 баллов - «5»

12-15 баллов - «4»

8-11 баллов - «3».

Менее «8» - «2».

Формативное оценивание эмоционального настроя класса


Суммативное оценивание

По ключу

1-2

2-2

3-2

4-1

5-2

Вызов

7 мин


Я Вам сейчас зачитаю отрывки из художественных произведений, а вы должны , обсудив в группах, назвать растения, упоминающие в них и сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

1. Балда говорит: "Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу"

(А.С. Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде).

2. В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

(П.П. Ершов "Конек-Горбунок")

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения?

.Распространение растений семейства Злаковые.

Среди растений, встречающихся на земле, злаки занимают особое место. Они встречаются везде, где земля не покрыта льдом. Если растения других семейств обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаковые распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные пространства, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки выполняют главную роль. Представители семейства Злаковые входят в состав большинства агроценозов, созданные человеком. Мы сейчас даже не можем представить себе свою жизнь без злаков, так как именно они являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же - одни из главных кормовых растений в животноводстве.

Злаковые иначе называется Мятликовые

К семейству относится около 650 родов, 10 тыс. видов.

Жизненные формы и продолжительность жизни растений данного семейства

Среди растений этого семейства встречаются виды - космополиты (на всех материках). Обычно злаковые - травянистые однолетние (пшеница, рожь, овес, кукуруза) или многолетние (пырей, сахарный тростник, ковыль) растения. Но встречаются и древовидные формы - бамбук.

Какие злаковые растения вы знаете? Как их использует человек?

На доске кластер ЗЛАКОВЫЕ

Как вы думаете чем соломина отличается от стебля?

Пшеница, рожь, сахарный тростник, пырей, бамбук и др.

Проблемный вопрос: Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения, принято относить к одному семейству?

Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение цветка.

Для того, чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Злаковые проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа №29 стр 167

Рассмотрите соцветия злаковых определите их ( метелка, колос, султан, кисть)

Рассмотрите цветок злаковых . каковы его особенности (2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, тычинок 3 пестик 1)

Плод -зерновка

Формативное оценивание










Осмысление

10 мин

3. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.

4. От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, - так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.

5. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.

6. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков - колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки.

- Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень),

- метёлка ( просо мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы),

- початок (кукуруза).

Султан- тимофеевка

Вывод: несмотря на разнообразие растений данного семейства однотипность строения цветка и плода очевидна. Именно по сходности строения цветков, типа плода все многообразие растений и было объединено в общее семейство

Формативное оценивание







Суммативное оценивание по результатам лабораторной работы

Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаковые

  1. Ярутка полевая.

  2. Сахарный тростник.

  3. Кукуруза.

  4. Вишня обыкновенная.

  5. Ковыль.

  6. Боярышник кроваво-красный.

  7. Овсяница.

  8. Бамбук.

  9. Паслен черный.

  10. Пырей ползучий

Ответы: 2,3,5,7,8,10.

Физминутка

1 мин

Разминка.

Игра «Тропинка, кочки, копна» Играем в игру «Тропинка. Кочки. Копна». Если я скажу «Тропинка», все изображают тропинку: приседают друг за другом, руки кладут на плечи впереди сидящему. Если «Кочки»- все приседают и закрывают голову руками. «Копна» - все поднимают руки над головой и встают.

Рефлексия

8 мин

Закрепление

а). Описание пшеницы (нужное подчеркнуть) (слайд 16).

1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)

2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

4.Листья (сложные или простые; влагалищные; характер жилкования: перистое,

дуговое, параллельное)

5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т П1, ↑О2+2Т3П1)

6.Тип соцветия (сложный колос, зонтик, кисть, метелка, султан, щиток)

7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка, зерновка)

Давайте проверим, правильно ли вы описали пшеницу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое настроение было у вас на уроке?

-Что больше всего запомнилось на уроке?

Формативное оценивание

Домашнее задание

§

49-42 вопросы стр167



© 2010-2022