• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка урока производственного обучения: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»

Методическая разработка урока производственного обучения: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»

Методическая разработка урока производственного обучения:  «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»  является важным звеном в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров строительного производства, адаптированных к современным условиям производства. В наше время не достаточно выпускать специалиста узкого профиля, необходимо чтобы он был думающим и умеющим принимать самостоятельные решения, а для этого он должен быть разносторонне развит и теоретически и практически...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Аннотация



Методическая разработка урока производственного обучения: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами» является важным звеном в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров строительного производства, адаптированных к современным условиям производства. В наше время не достаточно выпускать специалиста узкого профиля, необходимо чтобы он был думающим и умеющим принимать самостоятельные решения, а для этого он должен быть разносторонне развит и теоретически и практически подготовлен на высоком уровне в профессиональном плане. Тема методической разработки привязана к местным условиям и соответствует новым требованиям, предъявляемым к качеству и внешнему виду возводимых зданий и сооружений. Разработка полезна для мастеров производственного обучения и преподавателей модулей.





















Содержание



1. Введение

2. Подготовка мастера к проведению урока

3. Методика проведения урока

3.1 Контроль знаний умений и навыков учащихся

3.2 Виды и формы контроля

4. План урока производственного обучения

5. Заключение

6. Инструкционно-технологическая карта





















1. Введение

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами» очень актуальна в наше время, данная кладка применяется дольно часто при возведении зданий и сооружений. Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами применяется для возведения стен жилых и общественных зданий. Эта кладка придает архитектурную выразительность и индивидуальность любому зданию, она проста в исполнении. Выполняется как из обычного кирпича, так и из керамического кирпича, что является преимуществом при выборе. Данная методическая разработка помогает мастеру производственного обучения изучить с учащимися декоративную кладку. Очень важно обучение привязывать к местным условиям, готовить будущих специалистов для своего района - эта тема занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. При изучении этой темы учащиеся понимают, как важно придать зданию индивидуальность и выразительность без ущерба качества кладки и прочности возводимого здания или сооружения. Чем же ещё важна данная тема. Технология выполнения декоративной кладки такая же, как и обычной кладки из кирпича. При этом используют обычный инструмент каменщика. Просто каменщику необходимо соблюдать перевязку швов, тщательно заполнять швы раствором, обязательно швы расшиваются и следить за тем чтобы швы имели одинаковую толщину, соблюдать горизонтальность и вертикальность кладки.

Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами состоит из лицевой версты которая выполняется по многорядной системе перевязки, внутренней и забутовочной верст которые выполняют по однорядной системе перевязки. Кирпичи, выходящие на фасадную плоскость, должны иметь ровные грани, чистую поверхность и одинаковый цветовой оттенок. Швы кладки должны быть заполнены затвором и расшиты. От формы расшивки швов зависит архитектурная выразительность кладки.

Изучение данной темы позволяет закрепить теоретический курс и ранее изученные темы производственного обучения. Умение пользоваться всеми строительными инструментами каменщика (строительная кельма, расшивка, строительная лопата, швабровка, молоток-кирочка) и контрольно-измерительными инструментами (правило, шнур-причалка, строительный уровень, деревянный угольник, отвес). При кладке верст идёт повторение способов кладки: вприжим, вприсык . При выполнении кладки используют неполномерные кирпичи, которые учащиеся готовят непосредственно на своём рабочем месте с помощью молотка-кирочки. От правильной их подготовки зависит качество кладки.

Для выполнения данной кладки учащиеся могут применять красители для растворов, что позволит расширить знания будущего специалиста. При изучении данной темы рационально применять фронтальный метод обучения.











































2. Подготовка мастера к проведению урока



При подготовке к проведению урока по теме «Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня», я знакомлюсь с программой и составляю план урока, изучаю передовые методы труда при выполнении каменных работ. Перед началом занятий я отрабатываю все приёмы кладки углов и стен декоративной кладкой. Кладку углов выполняют в следующей последовательности: наружная верста по многорядной системе перевязки, внутренняя верста, забутовочный ряд по однорядной системе перевязки. Кладку вёрст можно выполнять способом вприжим, вприсык и вприсык с подрезкой раствора. Для каждого способа приготавливается раствор различной пластичности, контролируется это с помощью эталонного конуса.

Основные методы, которые я использую при проведении данного урока: словесный, наглядный, практический.

Из словесных методов применяю метод беседы, при котором, используя у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подвожу их к пониманию и усвоению нового материала, осуществляю повторение и проверку пройденного. Беседа позволяет активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их внимание и речь. В основном использую этот метод при вводном инструктаже.

В качестве наглядного метода я применяю показ трудовых приёмов и операций. У обучающихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Данный метод способствует созданию чёткого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приёма, операции).

Особое внимание уделяю подготовке материально-технической базы. Для проведения урока я подготавливаю рабочие места, необходимый инструмент и приспособления:

1. Песок

2. Глина

3. Мастерки -12 шт.

4. Уровень - 12 шт.

5. Правило - 12 шт.

6. Отвес - 12 шт.

7. Молоток-кирочка - 6 шт.

8. Ящик для приготовления раствора - 2 шт.

9. Угольник - 12 шт.

10. Шнур-причалка - 12 шт.

Перед началом занятий я проверяю готовность документации, инструкционно-технологических карт. Инструкционно-технологическая карта (Приложение № 1) составлена с применением передового педагогического и практического опыта.

Особое внимание уделяю изучению безопасных условий труда при подготовке к уроку. Для проведения урока учащиеся должны иметь спец. одежду (рукавицы, рабочий комбинезон, обувь).





















3. Методика проведения урока

Сообщаю тему урока: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»

Называю цель урока: научиться правильно выполнять декоративную кладку со сплошными вертикальными швами

Проверяю у учащихся знания, полученные на предыдущем уроке:

1. Назначение канализационных колодцев?

2. Какие требования предъявляют к кладке канализационных колодцев?

3. Какие способы кладки используют для канализационных колодцев?

4. Какие инструменты используют при кладке канализационных колодцев?

5. Правила безопасного производства кладки канализационных колодцев?

6. Какие неполномерные кирпичи применяют для кладки прямоугольных канализационных колодцев?

После теоретического опроса предлагаю нескольким учащимся продемонстрировать умения и навыки полученные на предыдущем занятии. Обязательно их оцениваю.

Затем с помощью теоретического опроса проверяю готовность учащихся к данному занятию.

  1. Назовите грани и размеры кирпича.

  2. В каком порядке укладывают вёрсты?

  3. Чему равна средняя толщина горизонтального шва?

  4. Чему равна средняя толщина вертикального шва?

  5. Какие контрольно-измерительные инструменты используют для контроля кладки?

  6. Какой инструмент применяют для придания швам определённой формы?

  7. Назовите виды расшивки швов.

  8. Какие неполномерные кирпичи применяют при декоративной кладке со сплошными вертикальными швами угла стен?

9. Как правильно подготовить неполномерные кирпичи?

Знакомлю учащихся с содержанием задания, видом и объёмом работ, сообщаю порядок его выполнения, обращаю внимание на то, что технологическая последовательность операций подробно описана в инструкционно-технологической карте (приложение №1).

Предлагаю учащимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли. Особое внимание обращаю на характерные ошибки при освоении приёмов декоративной кладки











Характерные ошибки при освоении приёмов декоративной кладки

Типичные ошибки и затруднения учащихся

Типичные причины ошибок и затруднений

Типичные приёмы текущего инструктажа учащихся

1. Неправильное пользование инструментом.

Незнание приёмов пользования инструментом.

Повторно показываю правильное пользование инструментом.

2. Нарушение вертикальности швов.

Неправильный подбор неполномерных кирпичей. Неправильная подготовка неполномерных кирпичей.

Показываю, как правильно подготовить неполномерные кирпичи.

3. Перевязывают наружные швы кладки ложковыми рядами.

Плохая теоретическая подготовка.

Ещё раз рассказываю, что это декоративная кладка и швы должны совпадать по всей высоте кладки в наружной версте.

4. Совпадают швы внутренней версты

Неправильно подобраны неполномерные кирпичи.

Рассказываю, внутренняя верста и забутовочный ряд выполняют по однорядной системе перевязки .

5. Нарушена технологическая последовательность укладки верст.

Плохая теоретическая подготовка.

Ещё раз рассказываю, в какой технологической последовательности укладывают версты.

6. Плохое заполнение швов.

Невнимательность или неправильное выполнение приёмов кладки вёрст.

Напоминаю о важности заполнения швов и ещё раз показываю правильные приёмы.

Сообщаю учащимся критерии оценок, подвожу итог вводного инструктажа.

После того как я убедилась, что учащиеся освоили последовательность и приёмы выполнения задания, необходимо разобрать основные правила безопасности условий труда.

К каменным работам допускаются учащиеся прошедшие специальный инструктаж.

Все инструменты и приспособления необходимо использовать в соответствии с их назначением. Перед работой удостоверяются, что инструменты исправны: правильно и прочно насажены на ручки, рабочие поверхности инструментов ровные, без заусенцев, повреждённые или деформированные инструменты использовать нельзя. Каменщик должен работать в рукавицах, предохраняющих кожу от истирания. Кирпичную кладку выполняют с перекрытий или инвентарных подмостей, или настила лесов. Леса и подмости устанавливают на очищенные, выровненные поверхности. На стенах нельзя оставлять материалы, инструменты, строительный мусор. Нельзя загромождать рабочее место.

После организационной части урока выдаю необходимый инструмент и приспособления, техническую литературу, документацию и инструкционную карту.

Учащиеся знакомятся с содержанием инструкционно-технологической как карты. Затем каждый начинает выполнять своё задание на своём рабочем месте. Я использую для данного урока фронтальный способ организации деятельности учащихся.

3.1 Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Контроль знаний умений и навыков учащихся является одним из важнейших звеньев учебного процесса. Процесс обучения не может быть полноценным без учета того, как учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают изучаемое, как применяют знания для решения практических задач. Опираясь на данные контроля, мастер намечает и проводит работу, необходимую для прочного усвоения знаний учащимися. Благодаря контролю между мастером и учащимся устанавливается своеобразная обратная связь, дающая возможность управлять умственными и практическими действиями учащегося в ходе обучения. Чем полнее эта обратная связь, тем больше учащихся охвачено контролем и чем больше обеспечена его непрерывность, тем шире возможности управления процессом обучения.

Специфика контроля и оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее, развивающее и воспитательное значение. Осуществляя эти элементы учебного процесса, я выявляю сильные и слабые стороны восприятия учащихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли. Я изучаю интересы и наклонности учащихся, способности и дарования, забочусь о развитии и формировании положительных качеств личности каждого. Контроль знаний, умений и навыков дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю. Для учащихся контроль их учебных успехов является стимулирующим фактором, во многом определяющим мотивы учебного труда. Оценка должна быть объективной и справедливой. Контроль и оценку учебных успехов учащихся я осуществляю с учетом индивидуальных особенностей. Естественно, ко всем учащимся группы я предъявляю одинаковые требования в отношении объёма и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев принимаю во внимание такие качества отдельных учащихся, как робость и застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки.

3.2 Виды и формы контроля

Виды контроля: предварительный контроль; текущий контроль; периодический контроль; итоговый контроль; отсроченный контроль.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи, он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется перед изучением новой темы, позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определять степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль даёт возможность своевременно выявить проблемы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении профессиональных компетенций. Текущий контроль стимулирует ответственность каждого учащегося за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль осуществляется после изучения компетенции.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений, спустя какое - то время после изучения компетенции.

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Во время работы учащихся я постоянно наблюдаю за ними, обеспечиваю занятость всех учащихся, обхожу рабочую зону, проверяю, правильно ли учащиеся выполняют безопасные условия труда, приёмы работы, пользуются инструментом и приспособлениями.

Обязательно слежу за порядком на рабочих местах.

В заключительной части занятия подвожу итоги за день. Каждое выполненное задание обязательно разбираю совместно с учащимся. Я указываю на допущенные ошибки, даю практические советы, обращаю внимание на важность теоретических знаний и их совершенствование.

Сообщаю оценки и даю задание на дом.













4. План урока мастера п/о

Группа №10 мс Профессия: «Мастер общестроительных работ»

Мастер: Олейникова Е. В.

Тема программы: Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня .

Тема урока: Выполнение угла стен декоративной кладки со сплошными вертикальными швами» .

Тип урока: Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.

Вид урока: Практическая работа.

Цели урока: Научить учащихся правильно выполнять декоративную кладку со сплошными вертикальными швами.

Способствовать развитию понимания значения архитектурной выразительности зданий и сооружений.

Воспитывать творческое отношение к избранной профессии.

Материально-техническое обеспечение урока: строительная кельма, расшивка, молоток-кирочка, строительная лопата, контрольно-измерительный инструмент.

1. Организационная часть урока (5мин.):

а) проверка по журналу явку учащихся;

б) осмотр внешнего вида учащихся, соответствие одежды безопасным условиям труда и требованиям эстетики труда.

2. Вводный инструктаж (45 мин.):

а) сообщение темы программы: Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.

б) сообщение темы урока: Выполнение угла стен декоративной кладки со сплошными вертикальными швами .

в) сообщение учебной цели урока: Научиться правильно выполнять декоративную кладку со сплошными вертикальными швами.

.

г) проверка знания материала, пройденного на прошедшем уроке (указать вопросы и фамилии учащихся):

1. Перечислите инструмент каменщика.

2. Какие растворы используют при кладке прямоугольных канализационных колодцев?

3. Какие способы кладки используют для кладки колодцев?

4. Какие приспособления используют при кладке колодцев?

5. Какие неполномерные кирпичи используют при кладке колодцев?

6. Какие контрольно-измерительные инструменты использует каменщик?

д) предложение учащимся показать приёмы (указать приёмы и фамилии учащихся): приготовить глиняный раствор для кладки стен облегченных конструкций; показать приёмы пользования инструментом каменщика; показать приёмы кладки стен.

е) объяснение нового материала;

- рассказать о значении данной работы для освоения профессии;

- объяснить, на каких машинах, изделиях будут отрабатываться приёмы работы и закрепляться навыки;

-показать готовые изделия, образцы, эталоны;

- рассказать, какое значение имеют изготовленные детали для производства;

- разработать чертежи, технические требования (обратить внимание учащихся на строгое соблюдение требований чертежа и технических условий);

- опираясь на знания учащихся по черчению, технологии металлов, спецтехнологии, задать вопросы (указать вопросы и фамилии учащихся): Перечислите инструмент каменщика и расскажите о назначении каждого; Расскажите как правильно выбрать способ кладки? По какой системе перевязки выполняют кладку верст декоративной кладки? Какие неполномерные кирпичи используют при декоративной кладке ?

- рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционной карте;

- рассказать об инструментах, приспособлениях, оборудовании, применяемых при выполнении операций;

- показать приёмы работы (в рабочем и замедленном темпе и вновь в рабочем);

- рассказать о самоконтроле в процессе выполнения и показать приёмы самоконтроля;

- рассказать о межоперационном контроле;

- рассказать о передовых способах работы при выполнении задания и рациональной организации рабочего места;

- рассказать правила ТБ, особое внимание обратить на основные вопросы (указать какие) - особое внимание обратить на организацию рабочего места каменщика и исправность инструмента, а также на правильное пользование контрольно-измерительными инструментами. Наличие спецодежды;

- предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках (указать их): неисправный инструмент; неправильное пользование инструментом; неправильно подобраны неполномерные кирпичи; нарушение технологической последовательности кладки;

- проверить усвоение учащимися изучаемого материала по определённым вопросам (указать их):

  1. Назовите размеры кирпича.

  2. Через сколько рядов укладывают тычковый ряд, если толщина стены 510 мм?

  3. В каком порядке укладывают вёрсты?

  4. Чему равна средняя толщина горизонтального шва?

  5. Чему равна средняя толщина вертикального шва?

  6. Какие контрольно-измерительные инструменты используют для контроля кладки?

  7. Какой инструмент применяют для придания швам определённой формы?

  8. Назовите виды расшивки швов.

  9. Какие неполномерные кирпичи применяют при декоративной кладке со сплошными вертикальными швами? Как правильно подготовить неполномерные кирпичи?

- предложить учащимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили;

- сообщить нормы времени (при выполнении комплексных тем);

ж) сообщить учащимся критерии оценок;

з) подвести итог вводного инструктажа.

3. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельные работы:

- упражнения: проверка исправности инструмента;

- самостоятельные работы: выбор инструмента для выполнения декоративной кладки; изучение технологической карты;

- обходы рабочих мест учащихся.

1 обход:

- проверить содержание рабочих мест;

- особое внимание обратить на конкретных учащихся (указать фамилии): организация рабочего места; исправность инструмента; приготовление раствора; подготовка растворной постели для укладки первого ряда.

2 обход

- проверить правильность выполнения трудовых приёмов, особое внимание обратить на конкретных учащихся (указать фамилии): выполнение кладки наружной тычковой версты; выполнение кладки внутренней тычковой версты; контроль качества выложенного ряда.

3 обход

- проверить правильность ведения самоконтроля, обратить особое внимание на выполнение приёмов контроля учащихся (указать фамилии). Выполнение 2го и последующих рядов. Контроль качества всей кладки в целом.

4 обход

- проверить правильность соблюдения технических условий в работе, принять и оценить работы, выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

5 обход

- проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля.

4. Заключительный инструктаж:

-подвести итоги за день, проанализировать выполненную работу с учетом времени;

- сообщить оценку качества работы каждого учащегося;

- отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы;

-разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.

5. Уборка рабочих мест.

6. Подготовка материально-технического оснащения к следующему уроку.



Заключение



В заключении следует сделать вывод, что изучение темы урока «Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами» способствует совершенствованию профессиональных компетенций по профессии «Каменщик». Будущий мастер должен не только в совершенстве владеть выбранной профессией, но и иметь художественный вкус и желание сделать окружающий мир лучше, а так же правильно выбирать способы и методы ведения кладки.

Введение государственных образовательных стандартов в целях обеспечения качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов различного уровня, учет требований формирующегося рынка труда и радикальных социально-экономических изменений в обществе обусловливают принципиально новое содержание подходов к уровням профессиональной компетентности обучаемых.

Рабочий новой формации должен обладать таким уровнем компетенции, который позволяет осуществлять продуктивные действия - создавать и выполнять алгоритмы нетиповой деятельности. Он должен быть готов к выполнению работ, которые требуют творческого подхода и самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения.

Поэтому очень важно на уроках производственного обучения в данной мере закрепить знания, полученные на теоретических занятиях.

Изучение данной темы позволяет закрепить профессиональные знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

Данная методическая разработка позволит начинающему мастеру производственного обучения правильно подготовиться к проведению урока.

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92



Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами

Методическая разработка



Автор:

Олейникова Е.В.

Мастер п\о







Зерноград

2015 г.



© 2010-2022