Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ковшова К.А.

Учитель химии и биологии

Новодворовская НСШ

Тайыншинского района

Северо-Казахстанской области


Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.

В настоящее время во многих школах республики внедряются различные педагогические технологии, в том числе и педагогическая технология уровневой дифференциации обучения. Дифференцированное обучение представляет собой учет индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Возникает вопрос: какие же это индивидуальные особенности личности учащегося, которые обусловливают индивидуализацию обучения? Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности и т.д. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Это даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.

Сущность дифференцированного подхода заключается:

a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;

b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;

c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на "зону ближайшего развития".

В оценке индивидуальных возможностей учащихся проверка усвоенности учебного материала хотя и играет существенную роль, но не является единственным показателем.

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.На уроках я использую разноуровневые задания, которые делятся на 3 уровня:

  1. - репродуктивный уровень /знания - знакомства, знания - копии/

Например:

1Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии..Что такое орган? Закончите схему.

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.



  1. КДифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.россворд «Вид симметрии корня».

ВДифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.ыпишите в клетки кроссворда названия типов корней, корневых систем и участков корня. Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете, какой вид симметрии характерен для корня.

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.


Вид корневой системы:

у одуванчика - 5 у пшеницы - 2

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.

2. - алгоритмический /знания - умения/

Например:

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.1.Химический состав клетки.

Из перечня веществ выберите те, которые относятся к органическим или к минеральным веществам. Ответы зашифруйте с помощью букв и цифр.

Вещества:

А - неорганические (минеральные)

Б - органические.

1. белки 4. жиры

2. вода 5. крахмал

3. сахар 6. соли

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.2. Ткани и зоны корня.

Распределите перечисленные группы клеток и их функции по типам тканей и зашифруйте ответы с помощью букв и цифр.

Типы тканей:

А - покровная ткань

Б - образовательная ткань

В - проводящая ткань

Г - всасывающая ткань

Группы клеток:

1. корневой волосок 4. сосуды

2. молодые клетки 5. живые клетки

3. прозрачная кожица

Зоны корня:

а) корневой чехлик

б) зона деления

в) зона роста

г) зона всасывания

д) зона проведения

Функции:

  1. увеличение размеров корня

  2. всасывание воды и минеральных солей

  3. защита от повреждений

  4. проведение от воды и растворов в другие органы

  5. способствует развитию других зон.

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.

3. - эвристический уровень /знания- трансформации/. Эти задания можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по предмету.

Например:

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.1. Их каких двух слов образуется слово, означающее часть зародыша?

(….) + (….) = (……..)

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.2. Из каких музыкальных нот образуется двудольное растение?

(..) + (….) = (……)

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.3. Подберите слова в скобках

Д + (злак) = (мелкое сокращение мышц) = (…..)

Преимущество и особенность выполнения разноуровневых заданий перед обычными, привычными для нас заданиями в том, что при уровневой дифференциации обучения каждый ученик, несмотря на свои казалось бы, хорошие способности, начинает свою деятельность с выполнения заданий легкого, но обязательного для всех ученического уровня. Это вводится для того, чтобы, предлагая классу дифференцированные задания, не допускать искусственного разделения детей на способных и неспособных.

Таким образом, внедрение педагогической технологии, предусматривающей уровневую дифференциацию обучения, предполагает формирование саморазвивающейся, и умеющей самостоятельно принимать правильное решение личности.

Отношения учителя и ученика - это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И, если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда маленький человек с любопытством и единством выйдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.



© 2010-2022