Сценарий эколого-познавательной игровой программы

Данная методическая разработка представляет собой сценарий эколого-познавательной игровой программы «Весну встречаем, жаворонков зазываем». Методическая разработка содержит в себе не только текстовой материал, но и слайды, выполненные в программе Microsoft Office Power Point, которые иллюстрируют сообщаемую детям информацию, сопровождают проводимые конкурсы. Таким образом, методическая разработка содержит в себе электронную презентацию, которая органично включена в сценарий. Данная эколого-позна...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий эколого-познавательной игровой программыСценарий эколого-познавательной игровой программы







ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА





(Сценарий организационно-массового мероприятия)



Автор-составитель:

методист, педагог дополнительного образования МБОДО «Центр детского творчества»

КОНОВАЛОВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА














Тула, 2015

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой сценарий эколого-познавательной игровой программы «Весну встречаем, жаворонков зазываем».

Методическая разработка содержит в себе не только текстовой материал, но и слайды, выполненные в программе Microsoft Office Power Point, которые иллюстрируют сообщаемую детям информацию, сопровождают проводимые конкурсы.

Таким образом, методическая разработка содержит в себе электронную презентацию, которая органично включена в сценарий.

Данная эколого-познавательная игровая программа может быть рекомендована для проведения со школьниками среднего возраста в рамках оргмассовых мероприятий на базе учреждений дополнительного образования детей, а также в рамках внеурочных мероприятий, проводимых в общеобразовательных школах.

Пояснительная записка

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в ходе проведения предусмотренного ею мероприятия школьники смогут познакомиться со старинными традициями встречи весны, бытовавшими у русского народа. Знание подобных вещей обогащает детей не только интеллектуально, но и зарождает в них интерес и уважение к истории и традициям своего народа, что является весьма важным моментом патриотического и гражданского воспитания детей и подростков.


  • Образовательная цель: познакомить обучающихся с некоторыми славянскими традициями встречи весны, элементами русского народного фольклора; в ходе проведения конкурсов систематизировать знания школьников о перелётных и зимующих птицах, раннецветущих растениях, необходимости их охраны, фенологических особенностях весны.


  • Воспитательная цель: воспитание у обучающихся умения работать в команде, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, уважения и интереса к традициям предков.


  • Развивающая цель: расширение кругозора, познавательной активности, интеллекта обучающихся.

Ожидаемым результатом использования данной методической разработки является, безусловно, хорошее настроение всех участников данного мероприятия, развитие совместной творческой активности педагогов и школьников, так как подготовка и проведение мероприятия предполагает их тесный контакт. Интерес и уважение к традициям предков, являющийся также результатом участия детей в игровой программе, сценарий которой представлен, имеет большое воспитательное значение. Кроме того, участие детей в данном мероприятии позволит им систематизировать и обогатить свои знания по биологии, касающиеся птиц, раннецветущих растений, фенологических особенностей весны.

Данная игровая программа даёт педагогу возможность включить в её содержание региональную составляющую, элементы краеведения, касающиеся перелётных и зимующих птиц, растений-первоцветов, местных фенологических особенностей.

Методическая разработка представляет собой комплект сценарного и иллюстрационного материала, позволяющего успешно провести организационно-массовое мероприятие эколого-биологичеческой направленности. Разработка включает в себя необходимые аудиозаписи и видеоклипы: «Весенние заклички», хороводная обрядовая песня «А мы просо сеяли, сеяли», песня «Богатыри», аудиозаписи голосов птиц (жаворонок, соловей), видеоклип «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!», видеоклип «А. Вивальди Весна».

Содержание


Вступительное слово ведущего:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Тёплый дождь, сверканье вод, -

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход!

В.Жуковский

Видеоклип: «Вивальди. Весна»

На фоне демонстрируемого видеоклипа звучит рассказ ведущего:

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. Это весна света. А вода ещё спит подо льдом, спит и лес.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурею живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.Баратынский

Уже в начале апреля земля почти полностью освобождается от снежных оков. Лучистое тепло проворно сгоняет остатки зимы. Ломаются льды на озёрах и прудах, многие реки уже плещутся открыто, вольно. В силу вступает ещё одна весна - весна речная, водная.

День ото дня сильней прогревается воздух. Солнце с безоблачного небосвода льёт щедрые лучи на ожившую землю, тепло бодрит растения, наряжает их в первые обновы. Наступает торжество весны зелёной. Тесно стало почкам в их зимних латах: разомкнулись, раздвинулись - и вот они, уголки зелёных листьев! С каждым днём всё прекраснее наряд природы. Леса украшаются листьями, луга травами.

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны берёзы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым …

Ф. Тютчев

Майские зори пропахли цветущей черёмухой, до чего же пахучи её густые кисти. Да что черёмуха, весь сад в цветенье! «Сады благоуханием наполнились живым» (М.Ю.Лермонтов). Груши начали светиться застывшим фонтаном лепестков, вишня уже белым - бела, раскрылись цветки яблони. Спешит порадовать нас своим цветением ароматная сирень, по-народному синель.

Слайды: 2, 3

21 марта - день весеннего равноденствия. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. Считается, что в этот день энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром.

Слайды: 4, 5

А 22 марта - Сороки, религиозный христианский праздник, связанный с поверьем, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и одна из них - полевой жаворонок.

На Сороки весну зазывали в образе вестовой птицы - жаворонка, пели обрядовые песни - заклички.

Дети с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Клип: «Весенние заклички»

«Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки!

Нам весну-красну, да тепло летечко,

Жаворонушки!

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

Жаворонушки!

А воды-то полила, за три колодезя,

Жаворонушки!

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

Жаворонушки!

На базарик пертаскали, за копейку продавали,

Жаворонушки!

За копейку продавали, детям хлеба покупали,

Жаворонушки!

Ой вы, жаворонки, жаворонушки,

Летите в поле, несите здоровье,

Первое - коровье, второе - овечье,

Третье - человечье».

Итак, вы услышали обрядовую песню «Заклички».

Слайд: 6

Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птах - «жаворонков», с хвостиком и глазками-изюминками.

Слайд: 7

Давая птиц детям, ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на головку сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и, раскачивая самодельных птиц, распевала: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима нам надоела - весь хлеб у нас поела». Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам.

Вот и мы с вами сегодня весну встречаем, жаворонков зазываем.

Конкурс: «Жаворонки»

Слайд: 8

Слепить жаворонка из теста, затем пропеть: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима нам надоела - весь хлеб у нас поела».

(Для проведения данного конкурса заранее готовится солёное тесто, из которого дети лепят жаворонков.)

Во время проведения конкурса зал смотрит слайды о жаворонке: 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 (пение жаворонка).

Слайд: 16

А еще в это время начинали водить хороводы. Обычно собирались на горках - там и суше и виднее. Такие горки назывались «Красными», значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на «Красных горках» особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо.

Организуется хоровод. Исполняется обрядовая песня «А мы просо сеяли, сеяли».

Все участники разбиваются на две группы, переплетают руки по принципу «Плетень» и поочередно с песней сначала одни, потом другие идут навстречу друг другу, а затем также с песней отходят назад.

1 группа (идет навстречу другой «стенка на стенку»)

А мы просо сеяли, сеяли.

(Возвращаясь на место)

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

2 группа (выполняя аналогичные действия).

А мы просо вытопчем, вытопчем.

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

1 группа.

Да зачем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.

2 группа.

А мы коней выпустим, выпустим.

Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.

1 группа.

А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

Ой, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

2 группа.

А мы коней выкупим, выкупим.

Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.

1 группа.

А чем же вам выкупать, выкупать?

Ой, дид-ладо, выкупать, выкупать.

2 группа.

А мы дадим сто рублей, сто рублей.

Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.

1 группа.

Нам не надо тысячи, тысячи.

Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.

2 группа.

А чего же вам надобно, надобно?

Ой, дид-ладо, надобно, надобно.

1 группа.

А нам надо девицу, девицу.

Ой, дид-ладо, девицу, девицу.

А знаете ли вы, что «дид-ладо» в припеве используется не случайно? Лада - древнеславянская богиня, покровительница семейного очага.

Хоровод - хороводом, но вот русская пословица советует выбирать жену в огороде, а не в хороводе. Почему? Конечно же, чтобы увидеть, какой она будет хозяйкой.

Итак, следующий наш конкурс для девочек - «Хозяюшка».

( Победительнице вручается грамота «Лучшая хозяюшка».)

Ведущий:

Разбирая семена, вы обнаружили, что немного семян высыпалось из пакетиков и смешалось. У хорошей хозяйки ничто не пропадает, поэтому вам нужно за пять минут разобрать семена и сказать, что из них вырастет.

Девочкам вручаются коробочки со смесью семян, листы бумаги для записей.

(Предлагаются семена подсолнечника, сои, фасоли, гороха, кукурузы.)

Ведущий:

Пока девочки заняты сортировкой семян, испытаем мальчиков. Мужчина - не только защитник, но и труженик, поэтому он должен быть сильным.

Мужская сила требуется везде, в том числе и для работы на земле. Исстари с наступлением весны мужчина становился за плуг, чтобы вспахать землю. Ведь в старину подобная работа выполнялась вручную, что требовало немалых усилий. В наши дни тоже есть возможность испытать свою силушку! Дачный сезон не за горами! А сейчас посмотрим, не перевелись ли богатыри на земле Русской. Кто из вас большее количество раз за 30 с поднимет гантели?

Звучит аудиозапись песни «Богатыри», на фоне музыки проводится конкурс для мальчиков «Самый сильный».

Конкурс для мальчиков «Самый сильный».

(Зрители считают количество поднятий, ведущий громко объявляет результаты каждого участника, после окончания песни подводится итог конкурса, победителю вручается медаль - «Самый сильный».)

Ведущий:

Весна - это время посадки многих овощных культур. Мы сейчас займёмся посадкой картофеля. Мало того, мы картофель не только посадим, но и соберём.

Конкурс - «Посади картофель»: в импровизированные лунки команды сначала сажают клубни картофеля, затем его собирают. Конкурс проходит в форме эстафеты.

(Во время проведения конкурса демонстрируется видеоклип «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!».)

Ведущий:

Весной в родные края возвращаются не только жаворонки, прилетают домой другие перелётные птицы.

Слайд: 17

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

И.Никитин

Учёные - орнитологи заметили, что пернатые прилетают волнами, в определённой последовательности.

Работа с залом:

- Какие птицы исстари считались первыми вестниками весны?

Конечно, это грачи. Недаром в русском фольклоре так много пословиц, связанных с этим событием: «Грач зиму расклевал», «Грач на горе - весна на дворе», «Увидал грача - весну встречай», «Герасим-грачевник грачей пригнал». Герасим- грачевник отмечали в старину 17 марта, в этот день чаще всего прилетали грачи, хотя, конечно же, птиц из тёплых стран домой пригоняет не календарь, а тепло.

Интересно, что грачи, обитающие в Тульской области, теперь уже не являются перелётными. Они зимуют на территории нашей области.

Вопрос залу:

Как вы думаете, чем можно объяснить подобное явление?

Слайд: 18

Посмотрите на картину, представленную на этом слайде. Как называется эта картина? Назовите её автора. («Грачи прилетели» Саврасов)

Конкурс «Перелётные птицы»: для участия в конкурсе вызываются по два представителя от каждой команды.

Слайды: 19, 20, 21, 22, 23


  1. Какие из птиц, представленных на экране, живут на территории нашей области, в нашем городе круглый год, а какие прилетают весной? (Воробей, поползень, синица; утка, зяблик, ласточка)


  1. Узнайте птиц, изображённых на слайде, расположите их в той последовательности, в которой они возвращаются в наши края с мест зимовки.


  1. Что за птица изображена на слайде? Именно о ней в народе говорят, что, когда она прилетает, хвостом лёд разбивает. (Трясогузка)



  1. Что за птица изображена на следующем слайде? Послушайте её пение. (Соловей)

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой.

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается трель.

Ты издали дробь соловья улови -

И долго не сможешь уснуть.

Как будто счастливой тревогой любви

Опять переполнена грудь.

С.Маршак

Весна ассоциируется у каждого человека не только с первой капелью, прилётом и пением птиц. Весна - это пора пробуждения природы. У весны есть особые ключи, которыми она открывает двери теплу, солнцу, свету. Это растения - первоцветы, торопливые растения, ясные глаза проталин, которые появляются порой прямо из-под снега. Первоцветы - настоящие подарки, которые приготовила весна нам, людям.

Слайд: 24

Конкурс «Первоцветы»

На экране - слайд с изображением раннецветущих растений. Участники конкурса должны назвать представленные растения. (Мать-и-мачеха, подснежник, гусиный лук, ветреница, сон-трава, медуница)

Работа с залом: читается рассказ-загадка о примуле.

Эти раннецветущие растения в народе называют и баранчиками, и ключиками. Баранчиками их называют за то, что листья покрыты бархатистым пушком. Они мягкие, как шерстка молодого барашка.

Цветки этих растений высоко подняты на стебельке, они собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков.

А как называют это растение биологи? Какие двери «отпирает» весна этими цветочными ключиками? (первоцвет весенний, примула)

Далее идёт просмотр слайдов с изображением раннецветущих растений.

В процессе просмотра слайды не просто демонстрируются. Слайд каждого раннецветущего растения сопровождён загадкой об этом растении. Просмотр организован так, что сначала на экране появляется текст загадки, затем в качестве отгадки - иллюстрация соответствующего растения. Обращается внимание на то, что все представленные на слайдах растения можно встретить на территории Тульской области. Некоторые из них (медуница неясная, печёночница, пролеска сибирская, прострел раскрытый, ветреница дубравная, купальница европейская, копытень европейский, ландыш майский, волчье лыко) являются в нашей области охраняемыми и требуют бережного отношения.

Ведущий обращает внимание детей на то, что некоторые растения (ландыш майский, купальница европейская, медуница неясная) зацветают не ранней весной, а с приходом настоящего тепла.

Слайды: 25 - 46

Заключение, подведение итогов праздника.

Заключительный слайд: 52

Вскрываются почки,

Как реки!

Такая стоит трескотня!

Тяжёлые сонные веки

Весна

Наконец подняла!

Заждались

Прекраснyю соню

Давно и лyга, и поля.

Не зря её громом бyдили

Разгневанные небеса!

И вот поднялась лежебока,

Взглянyла с yлыбкой

Вокрyг.

И сразy

Жyжжаньем, как соком,

Оживший

Наполнился лyг.

Уже стаял снег, потеплело,

Природе теперь не до сна.

Настала пора сказать смело:

Ура! Наступила весна!









Список использованной литературы


1. Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных с подсказками для всех остальных М.: Рипол Классик, 2002.

2. Белякова Г.С. Славянская мифология М.: Просвещение, 1995, с206 - 2007.

3. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины М.: Айрис-Пресс, 2000, с. 122.

4. Составители Огнева Н. И., Сливинская Н. А. Пеките на здоровье Алма-Ата: Кайнар,1991, с. 206.

5. Русский детский фольклор. Составитель Мельников М.Н. М.: Детская литература, 2000.

6. Чудесный короб. Русские народные традиции, песни, сказки, игры, загадки. Составление, запись и обработка Науменко Г.В. М.: Детская литература, 1998.









12


© 2010-2022