Рабочая программа по биологии 8 класс на 2015-2016 учебный год

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе:

1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

2.Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника» - М.: Дрофа, 2011. (сост. Г.М. Пальдяева).

3. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 10.

Цели изучения биологии в 8 классе

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

- для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов, 2 учебных часа в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения биологии обучающиеся 8 класса должны:

знать/понимать:

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического по­коя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

• Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиаль­ной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

• Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и усло­вия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

• Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статистической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

• Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений.

• Лабораторная работа

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняю­щей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких де­тей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

• Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задерж­кой дыхания, на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

• Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюн­ных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи.

• Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение ко­жи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыль­ной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

• Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.

Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, вы­являющих функции радужной оболочки, хруста­лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

• Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с би­нокулярным зрением.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения: условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и жи­вотных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внут­ренняя речь. Роль речи в развитии высших психи­ческих функций. Осознанные действия и инту­иция.

Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, мышле­ние.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмо­ции: эмоциональные реакции, эмоциональные со­стояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, во­ли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлек­сов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внима­ние, логическую и механическую память, консер­ватизм мышления и пр.

• Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как при­мер разрушения старого и выработки нового дина­мического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.14.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крыш­кой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочеч­никами.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма(5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Мен­струации и поллюции. Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, ал­коголя, наркотиков) на развитие и здоровье чело­века.

Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Интересы, склонности, способнос­ти. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы тем­пераментов.

Резерв времени -4 часа.


Тематическое планирование

№ п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Раздел I. Происхождение человека

3

3.

Раздел II. Строение и функции организма

57


Общий обзор организма

1


Клеточное строение организма. Ткани.

5


Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1


Опорно-двигательная система

7

Внутренняя среда организма

3

Кровеносная и лимфатическая системы

6

Дыхательная система

4

Пищеварительная система

6

Обмен веществ и энергии

3


Покровные органы. Теплорегуляция

3


Выделительная система

1

Нервная система человека

5

Анализаторы.

5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

4.

Раздел III. Индивидуальное развитие организма

5


Резерв времени

4

Всего

70

График выполнения практической части программы

Тема

Вид контроля

Дата проведения

Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Лабораторная работа № 1


Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения.

Лабораторная работа № 2


Микроскопическое строение кости.

Лабораторная работа № 3


Мышцы человеческого тела.

Лабораторная работа № 4


Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц.

Лабораторная работа № 5


Выявление плоскостопия.

Лабораторная работа № 6


Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Лабораторная работа № 7


Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторная работа № 8


Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Лабораторная работа № 9


Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Лабораторная работа № 10.


Действие слюны на крахмал.

Лабораторная работа № 11


Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Лабораторная работа № 12


Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Лабораторная работа № 13


Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Лабораторная работа № 14


Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с би­нокулярным зрением.

Лабораторная работа № 15


Выработка навыка зеркального письма как при­мер разрушения старого и выработки нового дина­мического стереотипа.

Лабораторная работа № 16


Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Лабораторная работа № 17







Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

№ п\п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

1.1.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». № 273 от 29 декабря 2012 года

Д

1.2

Стандарт основного общего образования. Биология.

Д

1.3

Типовая программа по предмету - «Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника» - М.: Дрофа, 2011 (под ред. Г.М. Пальдяева).

Д

1.4

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ -14 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. - 302 с.:ил.

К

1.5.

Комплект таблиц по всем разделам биологии.

Д

1.6.

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии.

Д

1.7.

КИМ Биология: 8 класс. «ВАКО», 2014г.

Д

Технические средства обучения

2.1.

Телевизор «SAMSUNG»

Д

2.2.

Интерактивная доска «Smartbord»

Д

2.3.

Проектор «Аcer»

Д

Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Презентации к урокам по всем разделам курса «Биология» 8 кл.

К

3.2.

Интерактивное учебное пособие. «Человек. Строение тела человека»

Д

3.3.

DVD диски по всем разделам биологии.

Д

3.4.

bio.1september.ru/index.php

Д

3.5.

oadk.at.ua/load/biologija/39

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


4.1.

Микроскоп школьный 2П 3М (с микровинтом)

П

4.2.

Лупа ручная № 2338

К

4.3.

Комплект микропрепаратов «Анатомия» №5789

Д

4.4.

Комплект рельефных таблиц по биологии к разделу «Человек и его здоровье»

Д

Условные обозначения

Д- демонстрационный экземпляр,

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф -комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся),

П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.)




Приложение 1

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

Оценка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

  • чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, от­вет самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

  • основное содержание учебного мате­риала усвоено, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятии недостаточ­но чёткие;

  • не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Оценка практических умений обучающихся.

Оценка умений ставить опыты

Оценка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Оценка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов;

  • при зак­ладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Оценка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наб­людения, формировании выводов.

Оценка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;

  • уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.

Оценка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибки в проведе­нии наблюдения по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдения и выводов.

Оценка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ния по заданию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.



Календарно - тематическое планирование курса биологии. 8 класс

№ п/п

Дата урока



Класс

Раздел учебной программы, тема урока




Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности












Введение.

1

1.







Науки, изучающие организм человека.

1

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека








Раздел 1. Происхождение человека.

3

2.







Систематическое положение человека

1

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

3.







Историческое прошлое людей

1

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека

4.







Расы человека.

1

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов








Раздел 2. Строение и функции организма.

57








Общий обзор организма.

1

5.







Общий обзор организма человека.

1

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами








Клеточное строение организма. Ткани.

5

6.







Клеточное строение организма

1

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов.

7.







Ткани.

1

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов.

8.







Лабораторная работа № 1. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

1

Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним.

9.







Нервная ткань.

1

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека.

10.







Обобщающий урок.

1

Выступают с сообщениями.








Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

1

11.







Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа № 2. «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения».

1

Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.








Опорно - двигательная система.

7

12.







Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа № 3. «Микроскопическое строение кости».

1

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

13.







Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

1

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника.

14.







Соединения костей

1

Определяют типов соединения костей.

15.







Строение мышц. Лабораторная работа № 4. «Мышцы человеческого тела».

1

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

16.







Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 5. «Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц.»

1

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов.

17.







Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 6. Выявление плоскостопия.

1

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия.

18.







Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.








Внутренняя среда организма.

3

19.







Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение.

20.







Лабораторная работа № 7. «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

.1

На основе увиденного делают выводы.

21.







Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе человека.

1

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови.








Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

22.







Транспортные системы организма.

1

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем.

23.







Круги кровообращения.

1

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

24.







Строение и работа сердца.

1

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями.

25.







Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 8.

1

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки.

26.







Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний.

27.







Первая помощь при кровотечениях.

1

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.








Дыхательная система.

4

28.







Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

1

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы.

29.







Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

1

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения.

30.







Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 9.

1

Объясняют механизм регуляции дыхания.

31.







Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Лабораторная работа № 10.

1

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов.








Пищеварительная система.

6

32.







Питание и пищеварение.

1

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

33.







Пищеварение в ротовой полости.

1

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

34.







Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа № 11.

1

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

35.







Функции тонкого и толстого кишечника.

1

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

36.







Регуляция пищеварения.

1

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

37.







Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни.








Обмен веществ и энергии.

3

38.







Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

1

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека.

39.







Витамины.

1

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

40.







Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 12.

1

Обсуждают правила рационального питания.








Покровные органы. теплорегуляция.

3

41.







Кожа - наружный покровный орган.

1

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

42.







Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены.

43.







Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова








Выделение.

1

44.







Выделение.

1

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы








Нервная система.

5

45.







Значение нервной системы.

1

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

46.







Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга.

47.







Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 13.

1

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга.

48.







Функции переднего мозга.

1

Раскрывают функции переднего мозга.

49.







Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа № 14.

1

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.








Анализаторы.

5

50.







Анализаторы.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

51.







Зрительный анализатор.

1

Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора.

52.







Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Лабораторная работа № 15.

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

53.







Слуховой анализатор.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.

54.







Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы.








Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

55.







Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

56.







Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа № 16.

1

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

57.







Сон и сновидения

1

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека.

58.







Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Лабораторная работа № 17.

1

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов.

59.







Воля. Эмоции. Внимание

1

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания.








Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

60.







Роль эндокринной регуляции.

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции.

61.







Функция желез внутренней секреции.

1

Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека.








Индивидуальное развитие организма.

5

62.







Жизненные циклы. Размножение.

1

Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

63.







Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека.

64.







Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

65.







Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

1

Определяют возрастные этапы развития человека.

66.







Интересы, склонности, способности.

1

Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера».

67.







Резерв.

1

68.







Резерв.

1

69.







Резерв.

1

70.







Резерв.

1


© 2010-2022