План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Общая характеристика грибов»

Место урока в теме ׃ урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;

Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;

• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;

• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ

Предметные:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

  • Повышать экологическую культуру учащихся

Формы работы: парная, фронтальная

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, доска, схема «Живые организмы», таблица «Грибы», презентация, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), тетрадь.

Примечания׃ синим цветом выделено то, что должно быть записано в тетрадь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения грибов,

  • способы питания грибов,

  • роль грибов в природе и жизни человека,

  • значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.

  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства

  • различать грибы: сапротрофы, паразиты.

  • объяснять явления симбиоза.

  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.

Ход урока

Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы.

В.Л. Солоухин.

Этап

Содержание

Оборудова-ние

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Организационный момент
1. Настрой на урок



Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Я умею думать.
Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.


Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.


Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для того, чтобы разгадать некоторые лесные тайны

- Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил.

Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!

Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух

(слайд 2)

(слайд 3)








(слайд 4)

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух;

Личностные результаты:

-Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

-Повышать экологическую культуру учащихся


2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства: Животных Растений Бактерий Грибов

-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)

- Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)

Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)

(5 слайд)

Коммуникативные:

отвечать на вопросы

Познавательные:

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;


3. Изучение нового материала

Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты)

Давайте запишем в тетради

Эукариоты - это организмы, клетки которых содержат ядро

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух;



А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.

В рабочих тетрадях запишем число и тему урока.

Грибы

(слайд 6)

Регулятивные׃

Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.


Формулирование задач


Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?

- какие грибы бывают (классификация)

- строение грибов

- распространение грибов

- питание грибов

- размножение грибов

- роль грибов в природе

Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.

(слайд 7)

Формирование новых знаний


А) - Знаете ли вы, где растут грибы?

(в лесу) - да, но это только часть из них - шляпочные грибы. О них мы поговори на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы.. (читает вслух 1 ученик)

Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов)

Да, а в нашей стране 200 видов грибов.

(в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных)

Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? ( ) - Читают стр. 66 по рдам (у каждого ряда своя тема)

Чем же питаются грибы ( )

Чем же они питаются (Питаются готовыми органическими веществами)

(План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСна доске) Грибы

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОС

Сапротрофы Паразиты

питаются мёртвыми орг. в-вами поселяются на жив орг. и питаются за их счёт


Симбионты Хищники

Давайте на стр. 72-73 узнаем что такое симбиоз (1 ученик читает)

Что такое симбиоз? (Симбиоз - тесная связь между деревьями и грибами, полезная как одному, так и другому организму)

гПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСрибокорень (микориза)

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСорганич в-ва

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСдерево гриб

вода и минеральн в-ва







доска

Познавательные:

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

В) Что же вы узнали о строении грибов? (ответы)

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСГрибы

Одноклеточные Многоклеточные

клеточная оболочка - хитин

Сост. из тонких белых нитей, образующих грибницу или мицелий)

Г) Теперь нам осталось поговорить про размножение

Каким оно может быть? (бесполым и половым)

Как мы это предложение запишем схематично (на доске)

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСРазмножение


План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСБесполое Половое

План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОСПлан-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОС(при слиянии спорами вегетативно специализированных

половых клеток)

частями грибницы почкованием

(у 1кл. дрожжевых грибов )

(слайд 8)



доска

Предметные:

- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Познавательные:

- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Физминутка

Зарядка для глаз

здоровьезбережение

Рассказ учителя о грибах.

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое

грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы)

давайте для удобства начертим таблицу. В ходе обсуждения она заполнится

признак

Растение

Животные

Грибы

Способ питания

Автотрофный

Гетеротрофный

Гетеротрофный

Клеточная стенка

Целлюлозная

-

Хитиновая

Запасные вещества

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Рост

Неограниченный

Ограниченный

Неограниченный

В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.

И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.









доска

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



Проверка.

Расскажите об открытиях, сделанных на уроке

Что интересного вы узнали об этих организмах?:

  1. Назовите у грибов признаки растений.

  2. Назовите признаки животных.

  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?

  4. Как делятся грибы по способу питания?

Отлично.

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Рефлексия

Скажите, что мы хотели сегодня узнать?

(вспоминают задачи урока)

И формулируют вывод

Вы довольны своей работай на уроке и уроком в целом?

Д.з.

§13 пересказ, определения по тетради наизусть

Индивидуальное задание на выбор для тех, кто успешно усвоил материал:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.





Используемые информационные и образовательные ресурсы:

  1. Четверостишье организационного момента (globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-4-klassa-lug-rasteniya-i-zhivotnie-luga-ohrana-lugov)

  2. Стихотворение про лес (xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.html)

  3. Загадка про грибы (ped-kopilka.ru/blogs/ermilova-irina/zagadki-o-rastenijah-s-otvetami-dlja-detei.html)

  4. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.׃ учебник / В.В. Пасечник. - 3-е. изд., стереотип. - М.׃ рофа, 2014. - 141, [3] с.



© 2010-2022