- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОС
План-конспект урока Общая характеристика грибов (5 класс) по ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорожкина Е.Г. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Общая характеристика грибов»
Место урока в теме ׃ урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ
Предметные:
-
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
-
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные:
Познавательные:
-
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
-
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них
Регулятивные׃
-
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
-
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
-
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
-
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
-
Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.
-
Повышать экологическую культуру учащихся
Формы работы: парная, фронтальная
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, доска, схема «Живые организмы», таблица «Грибы», презентация, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), тетрадь.
Примечания׃ синим цветом выделено то, что должно быть записано в тетрадь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны знать:
-
особенности строения грибов,
-
способы питания грибов,
-
роль грибов в природе и жизни человека,
-
значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.
-
способы размножения.
Учащиеся должны уметь:
-
выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
-
различать грибы: сапротрофы, паразиты.
-
объяснять явления симбиоза.
-
сравнивать с представителями разных царств живой природы.
Ход урока
Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы.
В.Л. Солоухин.
Этап
Содержание
Оборудова-ние
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
Организационный момент
1. Настрой на урок
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Я умею думать.
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для того, чтобы разгадать некоторые лесные тайны
- Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил.
Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.
А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!
Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух
(слайд 2)
(слайд 3)
(слайд 4)
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух;
Личностные результаты:
-Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.
-Повышать экологическую культуру учащихся
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства: Животных Растений Бактерий Грибов
-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)
-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)
- Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)
Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)
(5 слайд)
Коммуникативные:
отвечать на вопросы
Познавательные:
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
3. Изучение нового материала
Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты)
Давайте запишем в тетради
Эукариоты - это организмы, клетки которых содержат ядро
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух;
А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.
В рабочих тетрадях запишем число и тему урока.
Грибы
(слайд 6)
Регулятивные׃
Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Формулирование задач
Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?
- какие грибы бывают (классификация)
- строение грибов
- распространение грибов
- питание грибов
- размножение грибов
- роль грибов в природе
Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.
(слайд 7)
Формирование новых знаний
А) - Знаете ли вы, где растут грибы?
(в лесу) - да, но это только часть из них - шляпочные грибы. О них мы поговори на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы.. (читает вслух 1 ученик)
Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов)
Да, а в нашей стране 200 видов грибов.
(в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных)
Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? ( ) - Читают стр. 66 по рдам (у каждого ряда своя тема)
Чем же питаются грибы ( )
Чем же они питаются (Питаются готовыми органическими веществами)
(на доске) Грибы
Сапротрофы Паразиты
питаются мёртвыми орг. в-вами поселяются на жив орг. и питаются за их счёт
Симбионты Хищники
Давайте на стр. 72-73 узнаем что такое симбиоз (1 ученик читает)
Что такое симбиоз? (Симбиоз - тесная связь между деревьями и грибами, полезная как одному, так и другому организму)
грибокорень (микориза)
органич в-ва
дерево гриб
вода и минеральн в-ва
доска
Познавательные:
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.
Регулятивные׃
-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В) Что же вы узнали о строении грибов? (ответы)
Грибы
Одноклеточные Многоклеточные
клеточная оболочка - хитин
Сост. из тонких белых нитей, образующих грибницу или мицелий)
Г) Теперь нам осталось поговорить про размножение
Каким оно может быть? (бесполым и половым)
Как мы это предложение запишем схематично (на доске)
Размножение
Бесполое Половое
(при слиянии спорами вегетативно специализированных
половых клеток)
частями грибницы почкованием
(у 1кл. дрожжевых грибов )
(слайд 8)
доска
Предметные:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Познавательные:
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.
Физминутка
Зарядка для глаз
здоровьезбережение
Рассказ учителя о грибах.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое
грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы)
давайте для удобства начертим таблицу. В ходе обсуждения она заполнится
признак
Растение
Животные
Грибы
Способ питания
Автотрофный
Гетеротрофный
Гетеротрофный
Клеточная стенка
Целлюлозная
-
Хитиновая
Запасные вещества
Крахмал
Гликоген
Гликоген
Рост
Неограниченный
Ограниченный
Неограниченный
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.
И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.
доска
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них
Регулятивные׃
-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Проверка.
Расскажите об открытиях, сделанных на уроке
Что интересного вы узнали об этих организмах?:
-
Назовите у грибов признаки растений.
-
Назовите признаки животных.
-
Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
-
Как делятся грибы по способу питания?
Отлично.
Регулятивные׃
-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
-Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Рефлексия
Скажите, что мы хотели сегодня узнать?
(вспоминают задачи урока)
И формулируют вывод
Вы довольны своей работай на уроке и уроком в целом?
Д.з.
§13 пересказ, определения по тетради наизусть
Индивидуальное задание на выбор для тех, кто успешно усвоил материал:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) сообщение о плесневых грибах;
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
д) сказка собственного сочинения по теме урока.
Используемые информационные и образовательные ресурсы:
-
Четверостишье организационного момента (globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-4-klassa-lug-rasteniya-i-zhivotnie-luga-ohrana-lugov)
-
Стихотворение про лес (xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.html)
-
Загадка про грибы (ped-kopilka.ru/blogs/ermilova-irina/zagadki-o-rastenijah-s-otvetami-dlja-detei.html)
-
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.׃ учебник / В.В. Пасечник. - 3-е. изд., стереотип. - М.׃ рофа, 2014. - 141, [3] с.