Конспект урока по биологии на тему Движение живых организмов (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 6 классе (учитель МБОУ «Ильичевская СШ» Комлева Г.И.)

Тема « Движение живых организмов»

Цель урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.

Задачи урока:

Обучающие:

  • формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения живых организмов:

  • раскрыть черты приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни.

Развивающие:

  • развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами;

  • совершенствовать навыки устного общения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к живым организмам.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Движения живых организмов», таблицы по зоологии.

Методы обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.

Прогнозируемый результат: Учащиеся расширяют знания о типах, способах и видах движения животных, о зависимости способа передвижения от условий окружающей среды; знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения; развивают умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Вспомните, какие признаки присущи живым организмам.

Кто забыл, откройте учебник на странице 14-15 (клеточное строение, индивидуальное

развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, рост, питание, дыхание, движение)

III. Изучение нового материала.

  1. Постановка познавательной задачи. Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Двигаются ли растения?

2. Решение познавательной задачи.

1) Беседа с элементами рассказа.

Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма. Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном. Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных.

У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных?

2) Создание проблемной ситуации.

Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц?

  • Движение с помощью ложноножек (амеба обыкновенная)

    • Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)

    • Движение с помощью ресничек (инфузория-туфелька)

Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.

3) Локомоция дождевого червя.

Актуализация личного опыта учащихся. Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?

Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.

У многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась опорно-двигательная система. Основой её является скелет. У позвоночных животных скелет внутренний. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы.

  • Приспособления животных к движению в разных средах жизни. Демонстрация презентации.

4) Движение в водной среде. Слайды № 9 - 15

Постановка познавательной задачи.

Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 93 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.

    • Какие животные занимают водную среду обитания?

    • По каким признакам легко узнать этих животных?

    • Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов? Пингвинов?

    • Как передвигаются медузы и осьминоги?

Сообщение о «рекордах» движения у водных животных.

Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.

Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств: плавников, видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт), реактивного способа движения (выталкивания воды из тела), волнообразного изгибания тела.

5) Движение в воздушной среде. Слайды №16 - 19

Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.

Вопрос: Какими способами могут передвигаться данные животные?

Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.

Крыло птицы - это видоизмененная передняя конечность.

Сообщение о «рекордах» движения у птиц.

6) Движение в наземной среде. Слайды №20- 27

Вопрос: Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?

    • Способы передвижения по земле - бег, прыжки, ползанье.

    • Большинство позвоночных и членистоногих животных - это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности - ноги.

    • Положение конечностей во время бега. Животные - стопоходящие, пальцеходящие, копытные.

    • Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся.

Сообщение о «рекордах» движения у наземных животных.

  • Обобщение. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием.

7) Движение растений.

Растения в отличие от животных не перемещаются в пространстве. Но это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений растений - это результат их роста. Например, побеги бамбука растут очень быстро - в среднем на 0,6 мм в минуту.

У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.

IV. Обобщение. Движение - это проявление жизни.

  • Все живые организмы совершают движения.

  • В основе движений у растений и животных лежат общие причины ( их сходные ответные реакции на раздражение ).

  • Растения растут и, значит совершают движения.

  • Одноклеточные живые организмы передвигаются при помощи жгутиков, ресничек, ложноножек.

  • Многоклеточные животные осуществляют движения с помощью мышц (за счет их способности сокращаться).

  • Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности ( плавники, ластообразные конечности, роющие передние конечности, специальные двигательные конечности ).

  • В природе не существует универсального способа движения в любой среде обитания.

V. Закрепление.

Тест. Какие утверждения верны?

1 вариант

1.Эвглена передвигается с помощью ложноножек.

2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.

3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.

4.Человек - стопоходящее животное.

5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.

2 вариант

1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.

2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.

3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.

4.Крыло птицы - это видоизмененная конечность.

5.Медведь - пальцеходящее животное.

Взаимопроверка.

VI. Домашнее задание. Прочитать §35, ответить на вопросы стр.93. Для желающих - подготовить сообщение о животных - рекордсменах на скорость движения.  

Литература

  1. Учебник Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова - Москва: Просвещение, 2014. - (Сферы)

  2. Методические рекомендации. Биология. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

  3. Леонтьев Д.В. Зачетная тетрадь. Биология. 6 класс.

  4. Задорожный К.Н., Захарова О.С. Рабочая тетрадь. 6 класс



© 2010-2022