- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Движение живых организмов (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему Движение живых организмов (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комлева Г.И. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок биологии в 6 классе (учитель МБОУ «Ильичевская СШ» Комлева Г.И.)
Тема « Движение живых организмов»
Цель урока: познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе.
Задачи урока:
Обучающие:
-
формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения живых организмов:
-
раскрыть черты приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни.
Развивающие:
-
развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами;
-
совершенствовать навыки устного общения.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к живым организмам.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Движения живых организмов», таблицы по зоологии.
Методы обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Прогнозируемый результат: Учащиеся расширяют знания о типах, способах и видах движения животных, о зависимости способа передвижения от условий окружающей среды; знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения; развивают умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
-
Вспомните, какие признаки присущи живым организмам.
Кто забыл, откройте учебник на странице 14-15 (клеточное строение, индивидуальное
развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, рост, питание, дыхание, движение)
III. Изучение нового материала.
-
Постановка познавательной задачи. Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизнедеятельности организма? В чем особенности движений животных? Двигаются ли растения?
2. Решение познавательной задачи.
1) Беседа с элементами рассказа.
Движение может происходить на уровне клетки (движение цитоплазмы), на уровне органа (сокращение сердечной мышцы, движение конечности) или на уровне целого организма. Перемещение всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственны движения на клеточном уровне и частично на органном. Локомоторная активность, т. е. перемещение всего организма характерна только для животных.
У огромного большинства животных за миллионы лет эволюции выработались сложные локомоторные системы, позволяющие искать и добывать пищу. Немногие представители этого царства приспособились к сидячему образу жизни, в связи, с чем их внешний вид напоминает растения (кишечнополостные, иглокожие и др.), однако даже у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью. Какие еще функции, кроме добывания пищи, обеспечивает активное перемещение животных?
2) Создание проблемной ситуации.
Как осуществляется локомоция у одноклеточных организмов при отсутствии у них нервов и мышц?
-
Движение с помощью ложноножек (амеба обыкновенная)
-
Движение с помощью жгутика (эвглена зеленая)
-
-
-
Движение с помощью ресничек (инфузория-туфелька)
-
Вывод: Простейшие организмы имеют специальные органы движения.
3) Локомоция дождевого червя.
Актуализация личного опыта учащихся. Вспомните, как передвигается дождевой червь? Какую роль выполняют щетинки?
Вывод: движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
У многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась опорно-двигательная система. Основой её является скелет. У позвоночных животных скелет внутренний. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы.
-
Приспособления животных к движению в разных средах жизни. Демонстрация презентации.
4) Движение в водной среде. Слайды № 9 - 15
Постановка познавательной задачи.
Определить различные способы передвижения в воде у позвоночных и беспозвоночных животных, механизмы возникновения и относительный характер приспособлений к жизни в этой среде.
Решение познавательной задачи.
Рассказ с элементами беседы.
Работа в малых группах. Используя рис. на стр. 93 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных.
-
-
Какие животные занимают водную среду обитания?
-
-
-
По каким признакам легко узнать этих животных?
-
-
-
Какие органы передвижения есть у рыб? Дельфинов? Китов? Пингвинов?
-
-
-
Как передвигаются медузы и осьминоги?
-
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных.
Вывод: Благодаря своей высокой плотности вода обеспечивает опору для тела животных.
Плавание осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств: плавников, видоизмененных конечностей (плавательных перепонок, ласт), реактивного способа движения (выталкивания воды из тела), волнообразного изгибания тела.
5) Движение в воздушной среде. Слайды №16 - 19
Чучело птицы, таблицы с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Вопрос: Какими способами могут передвигаться данные животные?
Полет свойственен большинству насекомых, птиц, некоторым млекопитающим.
Крыло птицы - это видоизмененная передняя конечность.
Сообщение о «рекордах» движения у птиц.
6) Движение в наземной среде. Слайды №20- 27
Вопрос: Как осуществляется локомоция животных по твердой поверхности?
-
-
Способы передвижения по земле - бег, прыжки, ползанье.
-
Большинство позвоночных и членистоногих животных - это «ходильные животные», при ходьбе они опираются на конечности - ноги.
-
Положение конечностей во время бега. Животные - стопоходящие, пальцеходящие, копытные.
-
-
-
Разнообразное строение конечностей у насекомых, пресмыкающихся.
-
Сообщение о «рекордах» движения у наземных животных.
-
Обобщение. Животные способны к активным перемещениям. По способу движения животные отличаются большим разнообразием.
7) Движение растений.
Растения в отличие от животных не перемещаются в пространстве. Но это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений растений - это результат их роста. Например, побеги бамбука растут очень быстро - в среднем на 0,6 мм в минуту.
У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
IV. Обобщение. Движение - это проявление жизни.
-
Все живые организмы совершают движения.
-
В основе движений у растений и животных лежат общие причины ( их сходные ответные реакции на раздражение ).
-
Растения растут и, значит совершают движения.
-
Одноклеточные живые организмы передвигаются при помощи жгутиков, ресничек, ложноножек.
-
Многоклеточные животные осуществляют движения с помощью мышц (за счет их способности сокращаться).
-
Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности ( плавники, ластообразные конечности, роющие передние конечности, специальные двигательные конечности ).
-
В природе не существует универсального способа движения в любой среде обитания.
V. Закрепление.
Тест. Какие утверждения верны?
1 вариант
1.Эвглена передвигается с помощью ложноножек.
2.У всех обитателей водоемов обтекаемая форма тела.
3. Движение животных связано с сокращением мышечных волокон.
4.Человек - стопоходящее животное.
5. Копытные бегают быстрее всех, потому что у них четыре ноги.
2 вариант
1.Все простейшие передвигаются с помощью мерцательного движения ресничек.
2.Морские змеи при движении совершают волнообразные движения.
3. Китообразные передвигаются с помощью ласт.
4.Крыло птицы - это видоизмененная конечность.
5.Медведь - пальцеходящее животное.
Взаимопроверка.
VI. Домашнее задание. Прочитать §35, ответить на вопросы стр.93. Для желающих - подготовить сообщение о животных - рекордсменах на скорость движения.
Литература
-
Учебник Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова - Москва: Просвещение, 2014. - (Сферы)
-
Методические рекомендации. Биология. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.
-
Леонтьев Д.В. Зачетная тетрадь. Биология. 6 класс.
-
Задорожный К.Н., Захарова О.С. Рабочая тетрадь. 6 класс