• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование коммуникативных УУД при изучении биологии с учётом требований ФГОС (из опыта работы)

Формирование коммуникативных УУД при изучении биологии с учётом требований ФГОС (из опыта работы)

Формирование коммуникативных УУД при изучении биологии с учётом требований ФГОС (из опыта работы) учитель биологии МБОУ – СОШ №12 Отмахова Ольга Дмитриевна За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №12 станицы Новониколаевской Калининского района





Формирование коммуникативных

УУД при изучении биологии

с учётом требований ФГОС

(из опыта работы)





учитель биологии МБОУ - СОШ №12

Отмахова Ольга Дмитриевна















2014

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Правительственная стратегия модернизации образования, региональная концепция компетентностно - ориентированного образования предполагают, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены ключевые компетентности, в том числе коммуникативная компетентность, которую можно развивать на уроках биологии.

Коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Большое значение в развитии коммуникативной деятельности у учащихся играет формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции другого.

В коммуникативной деятельности можно выделить несколько базовых компонентов:

Коммуникативная деятельность

1. Познавательный:

- восприятие;

- понимание;

- «свобода от стереотипов в оценке других людей»

2. Эмоциональный:

- способность сопереживать;

- особенности эмоциональной сферы.


3. Поведенческий:

- речь и тактика поведения в различных ситуациях.

4. Личностный:

- нравственные установки в отношении других людей.

Дети и подростки на протяжении периода школьного обучения осваивают следующие коммуникативные действия:

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности

опирается на

• Умение слышать и слушать друг друга

• Умение точно и полно выражать свои мысли

• Умение адекватно использовать речь для дискуссии

• Готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

• Умение вступать в диалог

• умение оппонировать

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

• Понимание возможности различных точек зрения, несовпадающих с собственной

• Готовность обсуждать разные точки зрения

• Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаиватьсвою позицию не враждебным образом

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками:

• Планирование общих способов работы

• Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений

• Способность брать на себя инициативу

• Разрешение конфликтов

• Управление поведением партнера (контроль, оценка действий, умение убеждать)

4. Работа в группе (ситуация учебного сотрудничества и проектные формы

работы).

• Умение устанавливать рабочие отношения

• Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе

• Способность переводить конфликтную ситуацию в мирную и разрешать ее

5. Следование морально этическим и психологическим принципам

общения и сотрудничества:

• Уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

• Адекватное межличностное восприятие

• Готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности

оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе

достижения общей цели

• Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания


Основные формы учебной коммуникации

Монологические

Диалогические

  • Выступать с готовой заранее речью

  • Пересказывать материал

  • Спрашивать и задавать вопросы

  • Обобщать

  • Докладывать

  • Отвечать на вопросы

  • Аргументировать

  • Ассоциировать

  • Критиковать

  • Доказывать и опровергать

  • Защищать своё мнение


  • Учебная беседа учителя и ученика

  • Учебная беседа в парах

  • Учебная беседа в группах

  • Дискуссии

  • Дебаты

  • Переговоры

  • Ролевые игры

  • Защита проекта

  • Театрализация

В процессе учебной работы на уроках биологии коммуникативные

учебные действия можно формировать следующим образом:

1. Работа в команде:

 Подготовить рекламу на тему...

 Подготовить проект

 Подготовить презентацию

 Пресс-конференция

 КВН

 брейн-ринг

 кейс-технологии

 ролевые игры

 прием «Синквейна»

 семинар

 творческое задание группе

2. Развитие диалоговой речи:

 Работа в парах *

 Игра - «вопрос - ответ»

 Конкурс на самый красивый вопрос (придумать «толстые» и «тонкие» вопросы,

т. е. вопросы разного уровня сложности

 Дебаты

 Докажите, что...

 Опровергните...

3. Развитие монологической речи:

 Устный ответ

 Творческое задание ученику

 Семинар

 Прием «Синквейна»

 Составить шпаргалку по тексту

 Продолжить фразу

 Задайте вопрос выступающему

 Подготовьте и выступите с сообщением.

Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.



© 2010-2022