- Преподавателю
- Биология
- Инновационные методы формирования учебно-познавательных компетенций на уроках биологии
Инновационные методы формирования учебно-познавательных компетенций на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина Л.Я. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3
Инновационные методы формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках биологии.
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания.
В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того как ученик сможет применить эти знания, насколько он компетентен, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать знания и применять их, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития творческих способностей.
Важнейшее умение для учащихся - отработка навыков осуществления поиска социальной информации: в текстах, схемах, диаграммах, аудиовизуальном ряду. Использование всех современных методов формирует навыки анализа при критическом восприятии полученной информации.
Одним из проверенных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является организация самостоятельной учебной работы. Она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели:
-
Прочное усвоение знаний;
-
Развитие навыков и умений,
А также овладение приёмами учебного труда, что несёт вклад в развитие самоконтроля.
На уроках биологии использую следующие формы самостоятельной работы учащихся:
-
Работа с печатными источниками,
-
Составление опорных конспектов,
-
Ответы на вопросы,
-
Выполнение заданий,
-
Лабораторные и практические работы,
-
Исследовательская работа,
-
Метод проектов,
-
Эссе,
-
Рефераты,
-
Применение современных информационных технологий.
Книга остаётся основным источником знаний, поэтому развитию навыков самостоятельной работы с текстом уделяю особое внимание, начиная с пятого класса. Составляю вопросы, на которые нужно найти ответы в тексте. В младших классах подбираю такие задания, чтобы ответ содержался в одном предложении текста, в старших классах предполагаются ответы обобщающего характера. Учащихся необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять главное, подводя к умению создавать различные планы, а также работать над написанием конспектов.
Важно выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, учить сравнивать .
Кроме традиционных источников информации необходимо использовать ИНТЕРНЕТ. Он поможет учащимся получить дополнительную информацию.
Организовать работу с использованием Интернета можно как индивидуальную так и по группам. Можно предложить следующие виды заданий:
-
Ученику или мини-группе даётся тема и задание написать реферат с использованием ресурсов Интернета;
-
Найти ответ на вопрос;
-
Подготовить краткое сообщение о происходящих событиях и т.д.
Овладение материалом способствует представление его в виде схем или выделение в нём иерархических связей, главного, второстепенного. Этот приём позволит учащимся чётко понимать и представлять систему отношений между частями и всю систему в целом.
Достаточную активность учащиеся проявляют при выполнении лабораторных и практических заданий, на которых в ходе исследовательской деятельности формируется предметная компетентность.
Исследовательская деятельность это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
-
формируются универсальные способы учебной деятельности, что даёт импульс к саморазвитию, самоанализу, самоконтролю и самооценки,
-
значительно расширяется кругозор в предметных областях,
-
Происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования,
-
Наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Одна из главных отличительных черт групповой работы заключается в том, что учащиеся действуют параллельно, общаются друг с другом, а не с учителем. Такой метод обладает многими преимуществами по сравнению с фронтальной работой в классе. На традиционном уроке один человек (учитель) говорит, а остальные слушают. Дисциплина класса, где доминирует учитель, заставляет придерживаться последовательной структуре общения. Каждый участник коммуникации «выступает» по очереди. Один говорит, все слушают. Если работа идёт в группах, то каждый ученик может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени.
Результатом деятельности на уроках биологии является возможность дальнейшего использования учащимися приобретённых знаний, умений в практической деятельности и повседневной жизни.