Инновационные методы формирования учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Инновационные методы формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках биологии.

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания.

В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того как ученик сможет применить эти знания, насколько он компетентен, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать знания и применять их, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития творческих способностей.

Важнейшее умение для учащихся - отработка навыков осуществления поиска социальной информации: в текстах, схемах, диаграммах, аудиовизуальном ряду. Использование всех современных методов формирует навыки анализа при критическом восприятии полученной информации.

Одним из проверенных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является организация самостоятельной учебной работы. Она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели:

  • Прочное усвоение знаний;

  • Развитие навыков и умений,

А также овладение приёмами учебного труда, что несёт вклад в развитие самоконтроля.

На уроках биологии использую следующие формы самостоятельной работы учащихся:

  • Работа с печатными источниками,

  • Составление опорных конспектов,

  • Ответы на вопросы,

  • Выполнение заданий,

  • Лабораторные и практические работы,

  • Исследовательская работа,

  • Метод проектов,

  • Эссе,

  • Рефераты,

  • Применение современных информационных технологий.

Книга остаётся основным источником знаний, поэтому развитию навыков самостоятельной работы с текстом уделяю особое внимание, начиная с пятого класса. Составляю вопросы, на которые нужно найти ответы в тексте. В младших классах подбираю такие задания, чтобы ответ содержался в одном предложении текста, в старших классах предполагаются ответы обобщающего характера. Учащихся необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять главное, подводя к умению создавать различные планы, а также работать над написанием конспектов.

Важно выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, учить сравнивать .

Кроме традиционных источников информации необходимо использовать ИНТЕРНЕТ. Он поможет учащимся получить дополнительную информацию.

Организовать работу с использованием Интернета можно как индивидуальную так и по группам. Можно предложить следующие виды заданий:

  • Ученику или мини-группе даётся тема и задание написать реферат с использованием ресурсов Интернета;

  • Найти ответ на вопрос;

  • Подготовить краткое сообщение о происходящих событиях и т.д.

Овладение материалом способствует представление его в виде схем или выделение в нём иерархических связей, главного, второстепенного. Этот приём позволит учащимся чётко понимать и представлять систему отношений между частями и всю систему в целом.

Достаточную активность учащиеся проявляют при выполнении лабораторных и практических заданий, на которых в ходе исследовательской деятельности формируется предметная компетентность.

Исследовательская деятельность это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что даёт импульс к саморазвитию, самоанализу, самоконтролю и самооценки,

  • значительно расширяется кругозор в предметных областях,

  • Происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования,

  • Наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Одна из главных отличительных черт групповой работы заключается в том, что учащиеся действуют параллельно, общаются друг с другом, а не с учителем. Такой метод обладает многими преимуществами по сравнению с фронтальной работой в классе. На традиционном уроке один человек (учитель) говорит, а остальные слушают. Дисциплина класса, где доминирует учитель, заставляет придерживаться последовательной структуре общения. Каждый участник коммуникации «выступает» по очереди. Один говорит, все слушают. Если работа идёт в группах, то каждый ученик может занимать активную позицию в коммуникации существенно больше времени.

Результатом деятельности на уроках биологии является возможность дальнейшего использования учащимися приобретённых знаний, умений в практической деятельности и повседневной жизни.



© 2010-2022