Урок биологии 10 класса

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ.







«Гипотезы возникновения жизни на Земле.»





Урок подготовила и провела учитель биологии МОБУ СОШ с.Старокучербаево

Сакаева Рена Рафкатовна









Цели:

Обучающие:

  • Раскрыть сущность жизни.

  • Выявить отличия живого от неживого.

  • Ознакомить учащихся с различными взглядами на происхождение жизни.

Развивающие:

  • Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений.

  • Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы.

  • Убедить учащихся в неповторимости жизни как способа существования.

  • Расширять кругозор и эрудицию.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме.

  • Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновению жизни на Земле.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок взаимного обучения.

Средства обучения: Сообщения учащихся. Заполнение сравнительной таблицы.

План урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Многочисленные определения жизни. (Рассказ с элементами беседы)

  2. Признаки живого. (опрос учащихся).

  3. Плюрализм научных концепций происхождения жизни, креационизм, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза самозарождения. (сообщения учащихся).

III. Закрепление материала.

1.Заполнение таблицы

2.Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала, ответы на вопросы.

IV. Задание на дом.

Рефлексия

Оборудование: компьютеры, презентации, проектор.

(Слайд 1) "О, решите мне загадку жизни, мучительную древнюю загадку, над которой билось уже столько голов, - головы в шапках, расписанных иероглифами, головы в тюрбанах и черных беретах, головы в париках и тысячи других бедных человеческих голов..." Г.Гейне(Слайд 2)

I. Организационный момент "Настроимся на урок" - 1 мин.

Вступительное слово учителя для создания благоприятного психологического настроя учащихся: «Добрый день, ребята и участники районного семинара завучей! Я рада вас приветствовать на своём уроке. Надеюсь, что мы с пользой для всех проведём отведенное время» (слайд 3)

Всегда ли жизнь была,
Иль создана могучею рукою?
Из космоса она пришла,
Иль зарождаться может заново, в покое?
Мы будем спорить, это обсуждать,
Доказывать, опровергать.
Нам чашу знаний нужно до конца испить...
Загадку жизни мы сумеем разрешить!

(фильм - 1 мин) Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы:

- Как появилась жизнь на Земле.

- Какие существуют взгляды и гипотезы?

- Какая версия наиболее убедительна?

Сегодня мы тоже попробуем "решить загадку жизни", над которой билось много умных голов. Прежде, чем говорить о проблеме происхождения жизни, необходимо определиться с понятием "жизнь". Что же такое жизнь?

Наиболее удачное определение жизни дали Ф. Энгельс и В.М.Волькенштейн

Определения жизни по Ф. Энгельсу и В. М. Волькенштейну. (Определения высвечиваются на экране). (слайд 4)

  • "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка". (Ф.Энгельс)

А вот что по этому поводу сказал М.В.Волькенштейн (слайд 5)

  • "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот". (М.В. Волькенштейн)

Жизнь - это комплекс свойств: обмен веществ, способность к росту и развитию, воспроизведению себе подобных, раздражимость и подвижность.

Кто сможет найти отличия в данных высказываниях? (ответы учащихся.)

Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно. Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живых организмов. Перечислите, пожалуйста, эти свойства. (учащиеся перечисляют свойства,).

Давайте посмотрим на экран. Если сказать проще, то свойства живых организмов - это способность к движению, способность к росту и развитию, обмен веществ, дыхание, питание, раздражимость, размножение, клеточное строение. (Слайд 6)

Учитель: Итак, при определении понятия "жизнь", что учитывается?

Учащиеся: При определении понятии "жизнь" должны учитываться, все свойства живого (слайд 7)

. Учитель. А теперь давайте проведем сравнение живого и неживого. Как вы думаете, наличие лишь некоторых из этих свойств является ли достаточным для определения жизни?

(Слайд8) Ледник или река характеризуются ростом, подвижностью, обменом веществ, развитием, но… они не способны к воспроизведению себе подобных

(слайд 9). В насыщенных растворах при внесении туда кристалла идёт образование новых кристаллов, подобных внесённому. Однако кристаллы нельзя отнести к живым телам, так как несмотря на способность к воспроизведению, они не могут… эволюционировать.

(слайд 10) Звёзды, планеты, звёздные системы (галактики), рождаются, стареют и умирают, то есть эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звёзды. Но эти новые образования не будут подобны… исходным.

(слайд 11) А заводные игрушки могут передвигаться. С другой стороны, мы, не задумываясь, относим к живому растения, хотя подвижность многим из них не свойственна.

Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного? (ответы) Таким образом, лишь комплекс свойств: раздражимость, обмен веществ, способность к росту, индивидуальному и историческому развитию, воспроизведению себе подобных - может считаться необходимым и достаточным для определения жизни.

Когда мы произносим слово «жизнь» что или кто стает перед вашими глазами. Ответ только одним словом.

Учитель: С глубокой древности и до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Во второй половине ХХ века было предложено 120 теорий и гипотез возникновения жизни, одни были самостоятельными, другие представляли собой продолжение уже существующих. Демонстрация фильма (2 мин)

Рассмотрим некоторые, часто обсуждаемые гипотезы и теории.

Ребята, давайте вспомним, что такое гипотеза, и что такое теория? (ученики отвечают)

Гипотеза - предположение, имеющее недостаточное доказательство, а теория - взгляды, имеющие твердые доказательства. (слайд 12)

Поэтому мы говорим о гипотезах возникновения жизни, точного доказательства они не имеют, да и трудно это сделать, потому, что невозможно провести эксперимент, доказывающий происхождение жизни на Земле. Иногда приравнивают понятие теории и гипотезы, если речь идет о таких глобальных процессах.

III. Постановка проблемных вопросов - 1 мин

Поставим перед собой проблемные вопросы,

- как возникла жизнь на Земле?

- Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле, и какая из них наиболее убедительна? (слайд 13)

Жизнь - одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась таинственной и непознаваемой - вот почему по вопросам её происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами. Приверженцы идеалистических взглядов считали (и считают) жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. Материалисты же разделились на две взаимоисключающие точки зрения: сторонники теории биогенеза - полагали, что все живое происходит только от живого, а их противники защищали теорию абиогенеза: они считали возможным происхождение живого от неживого.

К сегодняшнему уроку я просила вас разделиться на группы, каждая из которых, познакомившись с сутью двух - трёх гипотез, донесет ее до остальных. В своих выступлениях вы попытаетесь сопоставить различные подходы к этой проблеме, и я надеюсь, что услышанный на уроке материал побудит вас к собственным размышлениям на эту тему, даст пищу для самостоятельных исследований в дальнейшем.

Итак, полистаем страницы истории, и послушаем, какие доводы в пользу своей точки зрения приводили сторонники каждой из гипотез по следующей схеме:( слайд 14)

  • название теории (гипотезы);

  • суть теории (кратко сформулировать);

  • имена ученых, внесших вклад в разработку и доказательство этой теории;

  • основные доказательства этой теории (факты, опыты и т.д.);

  • имена ученых и их опыты, которые опровергали данную теорию.

На каждом столе таблицы в электронной форме, которые вам необходимо заполнять по мере выступления одноклассников. (слайд 15)

Название гипотезы

Суть гипотезы

Имена ученых

1. Креацианизм

2. Витализм - самозарождение

3. Стационарного состояния

4. Панспермии

5. Биохимическая


Слайд 16 после выступления учащихся.

Гипотезы происхождения жизни

Теории возникновения жизни на Земле

Сущность теории

Имена учёных

Креационизм

Жизнь возникла в результате божественного творения

Сторонники религий

Самозарождение

Организмы возникают из неживой материи. (Биопоэз).

Аристотель, Демокрит, Ян Ван Гельмонт

Панспермия или вечная жизнь

Жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету

Г.Рихтер, Ю.Либих

Теория стационарного состояния

Земля никогда не возникала, существовала вечно.

В. Прейер

Биохимическая эволюция

Жизнь возникла в результате химических и физических процессов

А.И.Опарин, Холдейн

Сторонники всех пяти гипотез происхождения жизни на Земле выступают, отвечают на вопросы слушателей, стараются доказать правоту именно своих теорий. На экране по ходу выступлений идёт демонстрация презентаций.

Учитель: Мы заслушали выступление всех групп

Проверим, что вы записали в таблицу. (слайд 16) Взаимопроверка

Действительно, на сегодняшний день, однозначного ответа о происхождении жизни мы дать не можем. Мы можем придерживаться какой- то концепции или выстроить собственную гипотезу, но это не означает, что точки зрения, не совпадающие с нами ошибочны и не имеют право на существование. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, но при этом должен уважать мнение других.

- Мы с вами ознакомились с 5 гипотезами возникновения жизни на Земле. И них вам кажется наиболее убедительной и почему? (обсуждение)

Учитель: есть еще желающие высказаться. Нет. Ничего страшного. Возможно, у кого-то, после сегодняшнего урока, появилось больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что это станет поводом для вашей самостоятельной работы в дальнейшем, по вопросу возникновения жизни.

Подведя итоги всему выше сказанному проверим правильность заполнения таблицы. (взаимопроверка)

И ещё один способ проверки - это составление синквейна. Синквейн (от французского слова «пять строк»). Синквейн - это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет сделать вывод. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Синквейн:( Слайд17)

1. название синквейна - тема, обычно одно слово (существительное, что?)

2. описание темы в двух словах (прилагательное, прилагательное (какой? какая?))

3. описание действия в рамках темы тремя словами (глагол, глагол, глагол (что делает?))

4. фраза, показывающая отношение к теме, «крылатая фраза» на тему синквейна

5. слово, которое повторяет суть темы (существительное)

Учитель: Я предлагаю вам синквейн с открытыми строками. Ваша задача определить по указанным строкам, о какой гипотезе происхождения жизни идет речь, и закончить синквейн. Ученики получают лист с пропущенными строками и работая по парам заканчивают синквейн. (Слайд18)

например

1………… Биохимическая гипотеза

2. современная, коацерватная.

3. проверили, поэкспериментировали, доказали

4………Все живое произошло от не живого (абиогенез)

5……………Опарин - Холдейн

(слайд 19)

1. ………………Креационизм

2. Божественная, недоступная

3. Сотворил, дал жизнь, научил

4. Мир создал Бог

5. ……………… Бог или Творец

(слайд 20)

1. Гипотеза самозарождения

2. абсурдная, смешная

3. вырастают в пробирке, выходят из смолы, возникают при гниении

4. Живые организмы зарождаются самопроизвольно

5. Луи Пастер

(слайд 21)

1. Гипотеза панспермии

2. космическая, инопланетная

3. попадают случайно, найдены на Луне, занесены на Землю

4. Жизнь на Землю занесена космическими телами или пришельцам

5. бактерии - зародыши жизни

(слайд 22)

1. Гипотеза стационарного состояния

2. вечная, неизменная

3. была, есть и будет

4. Жизнь на Земле существует всегда

5. вечность

(слайд 23, 24)

Подведение итогов

• Жизнь - это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда.

• По сравнению с бесконечностью времени срок человеческой жизни лишь исчезающее краткое мгновенье, но это все, что нам здесь дано.

• Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью.

(слайд 25) Домашнее задание. Составить в форме презентации ответы на вопросы:

1. В чем заключается ценность жизни?

2. В чем смысл человеческой жизни?

3. Почему нужно беречь жизнь?

Рефлексия

Анкета.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

(Слайд 26) У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым - биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г. Скопье, современная Югославия, годы жизни1910-1997 г.г.) - это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.

«Жизнь - возможность, используйте ее,
Жизнь - красота, восхищайтесь ею,
Жизнь - мечта, осуществите ее,
Жизнь - игра, сыграйте ее».

(слайд 2) Дарована ли жизнь нам Всевышним, занесена ли из космоса, зародилась ли в Мировом океане или существовала вечно - эти вопросы решают ученые всего мира. А мы - все жители планеты должны приложить все усилия для сохранения жизни на нашей планете. И пусть маленькие бумажные голуби, изготовленными руками моих учеников, станут символами мира и нашего урока. (оригами - голубь своими руками изготавливают учащиеся)

(слайд 28 - 30)

Вот и подошёл к концу наш урок. Спасибо за активное участие, а зрителям за внимание! (оценивание учащихся за работу на уроке)





© 2010-2022