Рабочая программа по биологии 9 класс по программе И. Н. Пономаревой

     Изучение курса «Основы общей биологии» проводит­ся в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловле­но тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершен­ности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее про­цессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены осно­вы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение зак...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область Орловский район пос. Орловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОСОШ № 3

__________ М.М. Кушнарева

Приказ от _____________ № ______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по _____________биологии___________

Уровень общего образования (класс) основное общее, 9абв

Количество часов в неделю__2__, по программе __68_____, за год_68

Учебный год __2014-2015__________________

Учитель ___ Пустоварова Светлана Викторовна_____

Программа разработана на основе авторской программы

И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-граф, 2010.



1.Раздел «Пояснительная записка»


Рабочая программа по биологии является авторской адаптированной и составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

  9. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


2.Раздел«Общая характеристика учебного предмета «Биология »

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

3.Раздел «Место учебного предмета «Биология » в учебном плане»

В соответствие с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 3 на изучение предмета «Биология» в 9 классе выделено 2 часа в неделю в инвариантной части . Фактическое количество часов в соответствие с годовым календарным графиком МБОУ ОСОШ № 3 на 2014-2015 учебный год составило 68 часов . Темы изучаются в следующей последовательности

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

1.

Введение в основы общей биологии.

3

2.

Основы учения о клетке.

10

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

4.

Основы наследственности и изменчивости.

11

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7.

Учение об эволюции.

10

8.

Происхождение человека.

5

9.

Основы экологии.

13

10.

Заключение

3

Всего

68

Кол-во часов - 68

Формы контроля

Четверть

К-во час. в неделю

Всего часов

К/р

лр

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

1

2

18

1

2

2

2

15

1

2

3

2

20

1

1

4

2

15

1

2








4.Раздел «Содержание учебного предмета «Биология »

Структура курса

Тема (глава)

Количество часов

1.

Введение в основы общей биологии.

3

2.

Основы учения о клетке.

10

3.

Размножение и развитие организмов (онтогенез).

5

4.

Основы наследственности и изменчивости.

11

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7.

Учение об эволюции.

10

8.

Происхождение человека.

5

9.

Основы экологии.

13

10.

Обобщение.

3

Итого

68


Характеристика основных тем

Тема 1. Введение в основы общей биологии (3ч)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.

Тема 2. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа.

1.Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа.

2.Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы.

3.Решение генетических задач.

4.Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Изучение изменчивости у организмов.

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея с палеонтологическими коллекциями).


Тема 7. Учение об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа.

6.Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 9. Основы экологии (13ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа

7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

Тема 10.Заключение (3 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Повторение основных вопросов курса


Перечень лабораторных работ

составлен на основе авторской программы.

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток:сравнение растительной и животной клеток.

2.

Лабораторная работа № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

3.

Лабораторная работа № 3. Решение генетических задач.

4.

Лабораторная работа №4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях.

5.

Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости у организмов.

6.

Лабораторная работа № 6. Приспособленность организмов к среде обитания.

7.

Лабораторная работа № 7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Перечень проверочных работ по темам

Тема

Вид проверки

1.

Основы учения о клетке.

Контрольная работа № 1

2.

Основы наследственности и изменчивости.

Контрольная работа № 2

3.

Учение об эволюции.

Контрольная работа № 3

4.

Основы экологии.

Контрольная работа № 4

Перечень тем экскурсий

Тема

1.

Экскурсия №1. Биологическое разнообразие вокруг нас.

2.

Экскурсия № 2. История живой природы местного региона (посещение музея заповедника «Ростовский» )

3.

Экскурсия № 3. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

5.Раздел «Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование по биологии , 9 класс


Дата

Тема

к/р

л/р

1 четверть - 18 часов

Тема 1. Введение в основы общей биологии - 3 часа

02.09

1. (1)

Биология - наука о живом мире.



05.09

2. (2)

Общие свойства живых организмов.



09.09

3. (3)

Многообразие форм живых организмов.

Экскурсия №1. Биологическое разнообразие вокруг нас.




Тема 2. Основы учения о клетке - 10 часов

12.09

1. (4)

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток



16.09

2. (5)

Химический состав клетки.



19.09

3. (6)

Органические вещества клетки.



23.09

4. (7)

Строение клетки.



26.09

5. (8)

Основные органоиды клеток растений и животных. Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.


+

30.09

6. (9)

Обмен веществ и энергии в клетке.



03.10

7. (10)

Биосинтез белков в живой клетке.



07.10

8. (11)

Биосинтез углеводов - фотосинтез.



10.10

9. (12)

Обеспечение клетки энергией.



14.10

10. (13)

Контрольная работа №1 по теме «Основы учения о клетке».

+


Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) - 5 часов

17.10

1. (14)

Типы размножения организмов.



21.10

2. (15)

Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2. Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растения.


+

24.10

3. (16)

Образование половых клеток. Мейоз.



28.10

4. (17)

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.



31.10

5. (18)

Повторение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».



2 четверть - 15 часов

Тема 4. Основы наследственности и изменчивости - 11 часов

11.11

1. (19)

Наука генетика. Из истории развития генетики.



14.11

2. (20)

Генетические опыты Г. Менделя.



18.11

3. (21)

Дигибридное скрещивание.



21.11

4. (22)

Лабораторная работа №3. Решение генетических задач.


+

25.11

5. (23)

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.



28.11

6. (24)

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.



02.12

7. (25)

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека.



05.12

8. (26)

Наследственная изменчивость.



09.12

9. (27)

Другие типы изменчивости. Лабораторная работа №4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях.


+

12.12

10. (28)


Наследственные болезни человека.



16.12

11. (29)

Контрольная работа №2 по теме «Основы наследственности и изменчивости».

+



Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 4 часа

19.12

1. (30)

Генетические основы селекции организмов.



23.12

2. (31)

Особенности селекции растений.



26.12

3. (32)

Особенности селекции животных.



30.12

4. (33)

Основные направления селекции микроорганизмов.



3четверть - 20часов


Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира - 4 часа

13.01

1. (34)

Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.



16.01

2. (35)

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Экскурсия № 2. История живой природы местного региона (посещение музея заповедника «Ростовский» )



20.01

3. (36)

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.



23.01

4. (37)

Этапы развития жизни на Земле.



Тема 7. Учение об эволюции - 10 часов

27.01

1. (38)

Идея развития органического мира в биологии.



30.01

2. (39)

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции.



03.02

3. (40)

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.



06.02

4. (41)

Современные представления об эволюции органического мира



10.02

5. (42)

Вид, его структура и особенности.




13.02

6. (43)

Процесс образования видов - видообразование.



17.02

7. (44)

Понятие микроэволюции и макроэволюции.



20.02

8. (45)

Основные направления эволюции.



24.02

9. (46)

Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа №5. Изучение изменчивости у организмов.


+

27.02

10. (47)

Контрольная работа №3 по теме «Учение об эволюции»

+



Тема 8. Происхождение человека - 5 часов

03.03

1. (48)

Место и особенности человека в системе органического мира.



06.03

2. (49)

Доказательства эволюционного происхождения человека.



10.03

3. (50)

Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.



13.03

4. (51)

Человеческие расы, их родство и происхождение.



17.03

5. (52)

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.




Тема 9. Основы экологии - 12 часов

20.03

1. (53)

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.





4 четверть - 15 часов



31.03

2. (54)

Закономерности действия факторов среды на организмы.



03.04

3. (55)

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».



07.04

4. (56)

Биотические связи в природе.



10.04

5. (57)

Популяции как форма существования видов в природе.



14.04

6. (58)

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.



17.04

7. (59)

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.



21.04

8. (60)

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.



24.04

9. (61)

Развитие и смена биогеоценозов.



28.04

10. (62)

Экскурсия .Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.



05.05

11. (63)

Основные законы устойчивости живой природы.



08.05

12. (64)

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.


+

12.05

13. (65)

Контрольная работа №4 по теме «Основы экологии».



Тема 10. Заключение - 3 часа

15.05

1. (66)

Повторение. Клетка - структурная и функциональная единица живого.



19.05

2. (67)

Повторение. Закономерности наследственности и изменчивости.



22.05

3. (68)

Повторение. Становление современной теории эволюции.



6. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»


Учебно-методический комплекс

Автор

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.

Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

2011

Вентана -Граф

456

Печатные пособия (и т. д.)

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 9 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Вентана-Граф, 2013.


    Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана - Граф, 2010.¬¬176 с.


      Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. Н.А. Артемьева. М.: Вако, 2010.-112 с.


        Биология. 1С: Репетитор - СD диск

          Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания : учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 298с.

            Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный и высокий уровни. Новые задания: учебно-методичсеское пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников. - Изд. 4-е, перераб. и дополн. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 320 с.

              biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

                nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

                  college.ru - Учебник по биологии он-лайн

                  7. Раздел «Результаты освоения учебного курса «Биология »

                  Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

                  В результате изучения биологии учащиеся должны

                  знать/понимать:
                  признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
                  сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
                  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
                  уметь:
                  объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
                  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
                  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
                  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
                  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
                  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
                  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
                  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
                  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
                  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
                  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
                  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
                  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
                  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


                  Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.

                  Оценка устного ответа учащихся

                  Отметка "5" ставится в случае:

                  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
                  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
                  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
                  Отметка "4":

                  1. Знание всего изученного программного материала.
                  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
                  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
                  Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
                  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
                  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
                  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

                  Отметка "2":
                  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
                  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
                  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

                  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

                  Отметка "5" ставится, если ученик:
                  1. Правильно определил цель опыта.
                  2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
                  3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
                  4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
                  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
                  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
                  Отметка "4" ставится, если ученик:
                  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
                  2. Или было допущено два-три недочета.
                  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
                  4. Или эксперимент проведен не полностью.
                  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
                  Отметка "3" ставится, если ученик:
                  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
                  2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
                  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
                  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
                  Отметка "2" ставится, если ученик:
                  1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
                  2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
                  3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
                  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

                  Отметка "5" ставится, если ученик:
                  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
                  2. Допустил не более одного недочета.
                  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
                  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
                  2. Или не более двух недочетов.
                  Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
                  1. Не более двух грубых ошибок.
                  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
                  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
                  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
                  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
                  Отметка "2" ставится, если ученик:
                  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
                  2. Или если правильно выполнил менее половины работы.







                  ПРИНЯТО

                  Протокол заседания

                  педагогического совета

                  МБОУ ОСОШ № 3

                  от « » августа 201__ года

                  № ______

                  СОГЛАСОВАНО

                  Заместитель директора по УВР

                  ____________И.А. Емельяненко

                  подпись

                  ____________ 201__ года

                  Дата








                  Внесение изменений в рабочую программу в течение учебного года

                  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                  © 2010-2022