Урок на тему: «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц»

Задачи урока: ·        изучить значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц; выяснить происхождение птиц; ·        воспитывать бережное отношения к природе,  обосновать необходимость охраны птиц, экологическое, эстетическое воспитание; ·         развивать самостоятельную деятельность  учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией   Средства обучения: комп...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок на тему:

«Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».

7 класс


учитель биологии

МБОУ СОШ с. Красногор

Юрасова Л.В.

2013 г.




Прогнозируемый результат: ученики должны уметь

  • называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;

  • приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;

  • характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;

  • обосновывать необходимость охраны птиц;

  • объяснять происхождение птиц

Задачи урока:

  • изучить разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц; выяснить происхождение птиц;

  • воспитывать бережное отношения к природе, обосновать необходимость охраны птиц, экологическое, эстетическое воспитание;

  • развивать самостоятельную деятельность учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, электронные презентации учащихся, рабочие листы для учащихся, « Красная книга Северной Осетии», ЦОР.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний обучающихся ( тестовый контроль разноуровневого содержания, три варианта)

Приложение 1,2,3.

Самопроверка и взаимопроверка результатов (слайд №1)

  1. Изучение нового материала

Мы многое узнали о птицах, путешествуя по стране пернатых. А что, на Ваш взгляд, нам надо еще обязательно изучить о птицах.? ( возможные ответы учеников: происхождение, значение в природе и жизни человека, меры охраны). Итак, тема нашего урока - « Значение и охрана птиц. Происхождение птиц». (слайд №2)

1.Происхождение птиц. (слайд №4 )

Представьте себя в роли ученых - орнитологов и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц.

(Слайд №5)

Самостоятельная работа с учебником (слайд №6)

Черты сходства птиц с рептилиями: (слайд №7)

  • Сухая кожа, лишенная желез



  • Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

  • Наличие клоаки

  • Сходство в строении яиц

  • Сходство эмбрионов

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу (слайды № 8-№10))

Черты сходства археоптерикса с птицами

Черты сходства археоптерикса с

рептилиями

Тело покрыто перьями

Форма черепа

Передние конечности - крылья с маховыми перьями

Зубы на челюстях

Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад)

Наличие пальцев с когтями на передних конечностях

Длинный хвост из 20 позвонков

Роговые чешуйки на ногах

2.Значение птиц в природе (слайд № 11)

Какое значение имеют птицы в природе?

(Запись в рабочих листах в ходе просмотра мультимедийной презентации)

1. Ограничивают рост растений.(слайд №12)

2. Содействуют опылению растений. (слайды №13, 14)

3. Способствуют распространению плодов и семян (слайды №15, № 16)

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т. д.) (Слайды №17, 18)

5. Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.) (слайд №19)

Задание: составьте пищевую цепь с участием птиц ( выполняют на доске 2 ученика) (слайд №20)

3. Значение птиц в жизни человека. (слайды №21, 22)

Угадайте какой птице поставлен памятник?(слайд №23)

На подъемной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице поставили памятник. О какой птице идет речь? (Голубка) (слайд № 24)

В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в16 веке. Благодарные люди поставили птице памятник. О какой птице идет речь? (Петух) (слайды № 25, 26)

Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штате ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. О какой птице идет речь? ( Воробей) ( слайды №27, 28)

3. Значение птиц для человека.

Трудно представить окружающий нас мир без птиц. Они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Интерактивное задание « Найди 10 птиц» (слайд № 29)

Физминутка для глаз

Птицы вдохновляют нас на творчество. Синквейны, составленные учениками. (слайды № 30-32)

А какое еще значение имеют птицы в жизни человека? (слайд № 33)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Экологическая задача: (слайд № 34)

Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?

Ответ : 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых ( слайд № 35)

3.Птичий помет - ценное органическое удобрение

4. Эстетическое значение

5. Научное значение

Предки домашних птиц ( презентация, подготовленная ученицей)

4.Охрана птиц

Сокращая численность насекомых - вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу». Птиц необходимо охранять и привлекать к жилищу человека. Охрана птиц - дело каждого человека . Для изучения и сохранения природы в целом и птиц в частности в мире и в нашей стране создаются охраняемые территории -заповедники, заказники, приняты законы, созданы Красные книги.

Презентация ученицы « Птицы Красной книги Северной Осетии»

Подарите же птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном учениками нашей школы. Помните, охрана птиц - дело каждого человека!

Звучит клип « Раненная птица»

IY.Закрепление

1. Кто является предком птиц?

2.Укажите черты сходства птиц и рептилий.

3. Каково значение птиц в природе и жизни человека?

Y. Итог урока

YI. Домашнее задание пар. 50 (слайд № 37)

Творческое задание составить синквейн на тему птицы

Спасибо вам за урок, вы - молодцы!



.


© 2010-2022