- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока ««Многоклеточные организмы. Тип губки»
Конспект урока ««Многоклеточные организмы. Тип губки»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко С. . |
Дата | 27.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Цель: изучить тип губки, как первых животных, относящихся к многоклеточным.
Задачи: рассмотреть историю появления губок, их многообразие и значение. Привлечь внимание учащихся к малоизученной группе животных. Познакомить с разнообразием губок.
Оборудование: таблицы по классификации губок, презентация «Губки». Видеофрагмент: «Регенерация губок».
Основные термины и понятия: многоклеточность, дифференциация клеток, хоаноциты, биофильтраторы, регенерация, симбиоз. Использован системный подход развивающего обучения.
Ход урок
Ход урока
Орг.момент
Заливистый школьный звонок
Позвал на биологию
Начинаю я урок.
Проверь дружок,
А готов ли ты начать урок?
Что нам потребуется сегодня на уроке (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, знания)
А теперь повернитесь к друг другу и пожелайте успеха, активной работы. Я желаю вам быть внимательными, проявлять больше самостоятельности на уроке.
Актуализация знаний
Скажите, с какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).
Каковы основные признаки этой группы организмов? (тело состоит из одной клетки, водная среда обитания)
Назовите представителей простейших (амёба, эвглена зелёная, инфузория)
Возьми листочки и выполни задание
Вместо точек подберите соответствующие слова
-
Амёбы передвигаются при помощи ……..
-
В состав пищи инфузорий - туфелек в основном входят……
-
У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через ………
-
Эвглены зелёные ……реагируют на свет.
-
При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..
-
Инфузория - туфелька передвигается при помощи ……..
-
Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….
-
Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории - туфельки через ...
-
Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……
-
Простейшие размножаются путём …..
Сегодня мы переходим к изучению подцарства многоклеточные животные . как вы понимаете многоклеточные?
Давайте просмотрим видеофрагмент и скажем как произошло появление многоклеточныости.
В чём преимущество
Организмы
Одноклеточные многоклеточные
Тело состоит из 1 клетки тело состоит и множества клеток
Занимают небольшое пространство специализация клеток
Зависят от деятельности других клеток
Не требуется много пищи
Не способна увешиваться в размерах способны увеличивать свои размеры
Откройте форзац учебника и заполните схему
Многоклеточные
Беспозвоночные позвоночные
О каких животных сегодня пойдёт речь, вы узнаете когда разгадаете ребус
Правильно, это тип губки.
Обговорите в парах какие учебные задачи поставите перед собой
-
Узнать характеристику губок
-
Познакомится с многообразием губок
-
Изучить особенности строения губок
-
Выяснить значение губок в природе и жизни человека.
Что поможет в реализации наших задач
(учитель, учебник, товарищ, я сам)
Прежде чем приступить к реализации наших задач я хочу задать проблемный вопрос почему губки получили такое название? На этот вопрос мы сможем ответить после изучения темы. Приступаем к реализации наших задач. Как звучит первая?
-
Узнать характеристику губок
Посмотрите видеофрагметы и заполните схему
Теперь проведём взаимопроверку по образцу.
Среда обитания….. (водная)
Образ жизни……. (прикреплённый)
Форма тела ….. (бокаловидная, древовидная, веерообразная, цилиндрическая)
Как звучит следующая задача
Познакомится с многообразием губок. В настоящие время известно около 3 тыс видов губок.
Классификация губок основа на разнообразии форм и составе и строении скелетных образований.
Изучите текст учебника на стр.23 и заполните таблицу
« Сравнение трёх классов типа Губки»
Признак
Известковые губки
Стеклянные губки
Обыкновенные губки
Размер тела
Не более 7 см
До 50 см
До 1 м
Размер игл
До 3 см
От 1мм до 40 см
Могут отсутствовать
Места обитания
Мелководье морей и океанов
Морские, глубоководные
Моря, океаны, пресные водоёмы
Состав скелета
Углекислая известь
кремний
Органическое вещество и кремний
Итак, с чем познакомились? (многообразием)
-
Как звучит следующий вопрос? (Изучить особенности строения губок)
Итак, вначале урока мы сказали, что губки это многоклеточные животные.
Предположите, какие особенности будут иметь губки в отличие от простейших? Используйте параграф 5 учебника, стр. 22. Выпишите особенности в тетрадь.
1. Тело пористое
-
Состоит из 2 слоёв
наружного и внутреннего
образован плоскими эпителиальными клетками жгутиковидными клетками.
Как же питаются губки, узнаете после просмотра видеофрагмента.
давайте вернёмся к проблемному вопросу так почему Губки получили такое название? ( пористое строение тела напоминает губку)
каково же значение губок? Мы узнаем после того как ответим решив учебную задачу.
Изучите текст учебника на стрю 24 и заполните схему
Значение губок
В природе жизни человека
Использование в медицинской,
и парфюмерной промышленности
Использование для технических целей
Использование в качестве удобрений
Украшения и сувениры
Пища для морских звёзд, рыб и других водных животных
Среда обитания для мелки паразитических ракообразных и червей
Фильтраторы воды
Итак, скажите мы справились с поставленными целями (да)
Что вы должны будете знать к следующему уроку? (перечислить задачи урока).
1. Глубоководные формы губок высотой до 50 см. Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела - белая, серая, жёлтая или коричневая.
2. Закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра у многоклеточных животных.
3. Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.
4. Образ жизни животного, когда оно прикреплено неподвижно к субстрату (каменное дно или крупный предмет).
5. Губка, используемая человеком в медицине для лечения ревматизма, ушибов, синяков.
6. Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска разнообразная. Могут достигать размеров до 1 метра.
7. Одноклеточная водоросль, встречающаяся в цитоплазме губок обеспечивающая ее кислородом.
8. Клетки, выполняющие индивидуальную функцию.
9. Скелетные образования, имеющиеся в студенистом веществе тела губок.
А теперь проведём итоговый контроль.
Д/з параграф 5
*