Конспект урока на тему: Рыбы водоёмов Республики Коми

Задачи: Образовательные: 1.      Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми; Развивающие: 1.      Развитие любознательности и познавательного интереса; 2.      Развитие внимательности; 3.      Формирование у учащихся связной речи. Воспитывающие: 1.      Эстетическое воспитание;   Методы обучения: 1.      Словесные: беседа, рассказ 2.      ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: «Рыбы водоёмов Республики Коми»

(составила учитель 1 категории МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара - Юрина Александра Викторовна)


Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми;

Развивающие:

  1. Развитие любознательности и познавательного интереса;

  2. Развитие внимательности;

  3. Формирование у учащихся связной речи.

Воспитывающие:

  1. Эстетическое воспитание;


Методы обучения:

  1. Словесные: беседа, рассказ

  2. Наглядные: демонстрация слайдов

  3. Практические: нанесение рыб на карту

Тип урока: Изучение нового материала

Форма его организации: Игра

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока - 1мин

  2. Изучение нового материала - 35 мин

  3. Организация домашнего задания - 3 мин

  4. Организованный конец урока - 1 мин

Литература для учителя:

  1. Брэм А.Э. Жизнь животных под ред. А.М. Никольского, - М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1996

  2. Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР «Позвоночные», 2-е переработанное издание. - Сыктывкар, 1972;

  3. Ясный денёк. Загадки. Пословицы. Поговорки. Стихи. / под ред. П. Столповского. - Сыктывкар, 1986.

Литература для учащихся:

  1. Большая энциклопедия животных - М.: Олма-Пресс, 2004;

  2. Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008



Ход урока


Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Рыбы водоёмов Республики Коми».

Ребята на прошлых уроках вы изучили внешнее и внутреннее строение рыб, особенности размножения и основные систематические группы рыб. И теперь наша задача изучить разнообразие рыб водоёмов Республики Коми. Вы безусловно знаете какие рыбы обитают в различных водоёмах республики: реках, озёрах. Представим, что наш урок - это собрание ихтиологов, то есть учёных, которые изучают рыб. На этом собрании мы выясним, кто из вас окажется самым наблюдательным и внимательным ихтиологом. А ваша задача состоит в том, чтобы записать как можно больше примеров названий рыб, которые будут приводиться по ходу урока. Кто напишет больше рыб тот и будет самым внимательным ихтиологом. И по ходу урока вы будете получать жетончики в виде рыб. Начнём наше занятие с того, что вспомнить крупные и мелкие реки Республики Коми.

Ученик: Печора

Ученик: Мезень

Ученик: Вычегда

Ученик: Сысола

Ученик: Ям озеро

Учитель: Молодцы. Всё верно. Скажите, а почему издавна люди селились по берегам рек, озёр для того, чтобы ловить рыбу? Чем рыбная ловля отличается от охоты?

Ученик: Издавна люди селились по берегам рек и озёр, так как рыболовство наиболее безопасный способ ловли рыбы, вода является наиболее дешёвым способом передвижения. Также по берега рек растут растения, которые можно использовать в пищу.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку). Давние наблюдения за рыбами позволили людям написать очень много загадок, стихов, сказок о рыбах. Назовите, какие вы знаете сказки о рыбах?

Ученик: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ученик: «Сказка о глупом мышонке».

Ученик: «Золотая рыбка».

Учитель: Хорошо (даю рыбки всем ответившим). А сейчас я загадаю вам загадки попробуйте отгадать их.

В воде бод мостиком

Виляет хвостиком.

Ученик: Рыба

Учитель: Молодец (даю рыбку)

Драчун - забияка, живет в воде

Иглы на спине.

Ученик: Ёрш

Учитель: Хорошо (даю рыбку)

У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала.

Ученик: Щука

Учитель: (даю рыбку) Какие вы умные. Всё-то знаете. Для того чтобы писать загадки, стихи и сказки необходимо много знать о рыбах. Сейчас вы получите листочки с планом описания рыб. (Раздаю листки с планом). Первую рыбу мы опишем с вами вместе по данному плану, а остальных рыб вы опишите самостоятельно и за ответ получите рыбку.

План:

  1. Тело (удлинённое, овальное, веретенообразное);

  2. Окраска спины и боков;

  3. Окраска плавников;

  4. Размер чешуи.

Слайд 1.

Учитель: Нельма. Распространена в Вычегде, Мезени и Печоре. Живет в толще воды. Обратите внимание, тело у нельмы удлинённое, нет резких переходов. Спина буровато-серого цвета, бока - серебристые. Спиной и хвостовой плавник буровато-серые, остальные плавники беловатые. Чешуя среднего размера. Следующую рыбу опишет Шабанова Кристина (Рыбак Егор).

Слайд 2.

Ученик: Окунь. Тело овальное. Спина окрашена в темно-зелёный цвет, бока зеленовато-желтого цвета. Анальный плавник и брюшные плавники ярко красные, грудные плавники - жёлтые. Чешуя мелкая.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку) Ребята, а в каких реках обитает окунь?

Ученик: Окунь обитает в Печоре, Вычегде, Мезени и живет в толще воды.

Учитель: По каким признакам мы можем отличить окуня от других рыб?

Ученик: Отличительной чертой является то, что со спины на бока спускаются поперечные полосы темно-зелёного цвета и первый спинной плавник с большим черным пятном в задней части.

Учитель: Молодец. Садись (даю рыбку). Мы с вами описывали нельму, а интересно то, почему у нельмы маленькие плавники, а у окуня большие, с шипами?

Ученик: Потому что окунь хищник.

Учитель: Всё верно (даю рыбку) Теперь опишет рыбу Иевлева Софья (Липина Настя).

Слайд 3.

Ученик: Семга. Тело веретенообразное. Спина с зеленоватым отливом, бока серебристые. Плавники желтовато-серого цвета. Чешуя мелкая.

Учитель: Молодец (даю рыбку). Какие отличительные черты у семги?

Ученик: У семги выше боковой линии Х-образные пятна. На голове за глазом три крупных красных пятна и распространена она только в Печоре.

Учитель: Хорошо (даю рыбку) Заметьте, что семга промысловая рыба, которая может жить и в пресных и в солёных водах. Ветошкина Регина опишет щуку.

Слайд 4.

Ученик: У щуки тело удлинённое. Спина серо-зеленоватая, бока покрыты оливковыми пятнами. Спиной, анальный, хвостовой плавники буроватые с черными пятнышками, брюшной и грудной коричневато-оранжевый. Чешуя мелкая. Обитает в Печоре, также обитает в старицах рек.

Учитель: Все правильно (даю рыбку) А почему про щуку говорят, что она хвостом лёд разбивает?

Ученик: Так как она нерестится сразу после вскрытия водоёмов ото льда.

Учитель: Молодец. Правильно (даю рыбку) А почему некоторые модели подводных лодок называли «щука»

Ученик: Потому что они напоминают форму тела щуки и щука - это хищник, а именно эти лодки воевали на войне.

Учитель: Правильно (даю рыбку) Ребята, рыбы ведут не только активный образ жизни и живут в толще воды, но и ведут придонный, малоактивный образ жизни. Хариуса опишет Ахметова Таня (Кузьмина Аня).

Слайд 5.

Ученик: Тело удлиненное. Спина серо-зелёного цвета, бока светло-серые. Брюшные и грудные плавники оранжевые, спиной и анальный фиолетовые с темными полосками. Обитает хариус в Печоре, Мезени, Вычегде.

Учитель: Молодец (даю рыбку). Кузьмин Тимофей опишет налима.

Слайд 6.

Ученик: У налима тело удлиненное. Спина темно-зеленовато бурая, бока светло зеленовато бурые с большими светлыми пятнами. Плавники зеленовато-коричневые с пятнами. Чешуя очень мелкая. Обитает во всех основных реках. Ведёт придонный образ жизни.

Учитель: Хорошо (даю рыбку). А какие отличительные черты отмечаются у налима.

Ученик: Отличительными признаками является: усик на нижней губе. Обильно покрыт слизью и поэтому трудно его удержать в руках. В народе даже говорят: «Скользкий, как налим».

Учитель: Всё верно (даю рыбку). В народе даже говорят: «Скользкий, как налим».

Учитель: Молодец (даю рыбку). Прусовский Влад расскажет нам всё про пескаря.

Слайд 7.

Ученик: у пескаря тело вытянутое, вальковатое. Чешуя крупная. Спина бурая с зеленоватым оттенком бока желтоватые. Спиной и хвостовой плавники серо-желтые с тёмными пятнышками, остальные - бесцветные. Обитает он в Печоре, Мезени и Вычегде.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку). Заметьте, что отличительной особенность пескаря является то, что в углах рта по одному усику, а желтоватые бока с 6-14, чаще с 10 темными пятнами величиной с глаз. Слайд 10.

Нам с вами предстоит описать вместе рыбу - подкаменщика. Тело веретенообразное, совершенно непропорциональное к очень большой и широкой голове, приплюснутой сверху вниз, с близко посаженными глазами, обращёнными вверх, с каждой стороны головы 2 носовых отверстия. Спинных плавников 2, они разделены между собой; брюшные плавники широкие вроде крылышков, хвостовой закругленный. Встречается в Мезени, Печоре, Вычегде, Летке. Ведёт придонный образ жизни. Ребята, мы с вами описали несколько видов рыб и обратили внимание на форму и окраску различных частей тела. От чего зависит внешнее строение рыбы?

Ученик: Особенности внешнего строения рыбы зависят от её местообитания: в толще воды или около дна и от способа добычи пищи (хищная или мирная рыба). (записывают это предложение в тетрадь в виде вывода).

Учитель: Всё верно (даю рыбку). Прошла половина нашего собрания ихтиологов и теперь мы будем работать с контурными картами. Я раздам вам контурные карты, которые вы приклейте сейчас в тетрадь и отметьте условными знаками в каких реках обитают рыбы, о которых мы узнали с вами сегодня. Обратите внимание, что условные знаки находятся внизу карты.

Ребята, обратите внимание, что в наших реках плавают почти одинаковые виды рыб, только семга обитает в реке Печора и подкаменщика можно встретить не во всех реках республики (записывают в тетрадь в виде вывода). Теперь вы обменяетесь тетрадями с соседом и подсчитаете количество рыб, которые вы записали. И мы с вами тем самым определим самого внимательного и наблюдательного ихтиологов. (Победителям раздаю рыбок, выставляю оценки).

Учитель: Ребята, записываем домашнее задание. Сейчас я раздам каждому из вас рыбу - химеру. Это рыба, которая содержит части тела других рыб и ваша задача заключается в том, чтобы подписать какая часть тела к какой рыбе относится.




© 2010-2022