- Преподавателю
- Биология
- Урок. Особенности организации круглых червей
Урок. Особенности организации круглых червей
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина О.И. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок биологии в 7 классе по теме:
« Особенности организации круглых червей»
Цель: Изучить Тип Круглые черви.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;
Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; динамическое пособие «Цикл развития плоских червей», учебник, компьютер, ЦОР.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих, настрой на работу.
-
Домашнее задание.
А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви»; стр. 119 - 124.
Б) по выбору (творческое):
-
подготовить сообщения о других представителях типа
/нематоды, острицы, филярия/
-
составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики паразитических червей.
- записывают домашнее задание
III. Проверка изученного материала:
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. ( 5 - 10 минут).
Укажите правильные утверждения знаком "+", а неправильные знаком "-".
1 вариант:
-
Плоским червям присуща радиальная симметрия.
-
К типу плоских червей относят классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
-
Для плоских червей характерна дыхательная система.
-
Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
-
Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
-
У всех паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
-
Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
-
Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой
-
Планарии - хищники.
-
Плоские черви - раздельнополые животные.
2 вариант:
-
Плоские черви имеют вытянутое и уплощённое тело.
-
Анального отверстия в пищеварительной системе плоских червей нет.
-
Сосальщики имеют длинное членистое тело.
-
Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
-
Малый прудовик - промежуточный хозяин печёночного сосальщика.
-
У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
-
Основным хозяином бычьего цепня является человек.
-
Сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни.
-
Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
-
Выделительная система планарии представлена выделительными канальцами и звёздчатыми клетками.
Карточка 1.
Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.
Карточка 2.
Верны ли утверждения.
1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
4). Планарии - хищники.
5). Плоские черви - раздельнополые животные.
6). Стадия финны встречается у ленточных червей.
7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.
8). Прудовик малый - промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
Карточка 3.
Распределите признаки, присущие:
1-ленточным червям; 2-сосальщикам.
А. Паразитический образ жизни.
Б. Свободноживущие организмы.
В. Всасывание через покровы тела.
Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.
Д. Наличие кожно-мускульного мешка.
Е. Наличие присосок.
Ж. Членистое строение тела.
Распределите признаки, присущие:
1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.
А. Живет в пресноводных водоемах.
Б. Живет в кишечнике человека.
В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.
Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.
Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
Е. Наличие кожно-мускульного мешка.
Ж. Питается клетками печени и кровью.
З. Питается переваренной пищей.
И. Питается мелкими водными животными.
Карточка 4.
-
Дайте определение терминам:
Окончательный хозяин -
Гермафродиты -
Промежуточный хозяин -
-
Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.
Два ученика у доски рассказывают о путях заражения печеночным сосальщиком и бычьим цепнем, используя динамическое пособие.
Всему классу: ( на столах тексты задач распечатаны)
Решить биологическую задачу.
-
Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита? Каково значение гермафродитизма паразитических червей?
3.В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
4.Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?
III. Изучение нового материала: 25 минут.
1. Тему урока называет учитель.
Цели и задачи урока формулируются вместе с учащимися:
-
изучить строение круглых червей;
-
рассмотреть цикл развития круглых червей;
-
познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.
- самостоятельная работа текст стр. 119.
2.- Составить характеристику круглых червей.(работа в парах)
Цель: выявить особенности организации круглых червей, доказать, что они наиболее высокоорганизованные организмы по сравнению с плоскими червями.
-
Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей.
-
Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.
-
Выявляют ароморфозы круглых червей.(термин незнаком для учащихся, поэтому он записывается в тетрадь и поясняется учителем).
-
Вывод формируется учениками, корректируется учителем.
Вывод:
-
Деление пищеварительной системы на отделы.
-
Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
-
Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
-
Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
-
Разделение полов.
Физминутка.
-
- Работа с текстом стр 120 - 121. Заполнить таблицу.
Цель: рассмотреть особенности внутреннего строения круглых червей, выявить усложнения в уровне организации по сравнению с плоскими.
Системы органов.
Система органов
Строение
1. Покровы тела
1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок
2. Пищеварительная система
Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты - зубы.
3. Выделительная система
Одноклеточные кожные железы.
4.Нервная система.
Органы чувств.
Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.
Развиты слабо.
- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.
- Органы химическогого чувства: по бокам головного мозга.
- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.
5. Половая система
Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).
Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).
Откладывают яйца, есть живородящие.
6. Дыхательная и кровеносная
Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ - посредством диффузии.
- работают по карточкам.
- проверку осуществляют 2 сильных учащихся из класса
- индивидуально работают с задачами, ответ обосновывают
_ учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь
- читают текст и составляют общую характеристику типа Круглые черви
- термин «ароморфоз» записывают в тетрадь
- слушают, принимают участие в формировании вывода
- заполняют таблицу, работая с текстом учебника
- просмотр фрагмента цор (внутреннее строение круглых червей, или работа с таблицей)
- сравнивают системы внутренних органов с плоскими червями
- выявляют сходство и различия в системной организации червей
-
Изучив внутреннее и внешнее строение аскариды познакомимся с паразитическим образом жизни аскариды человеческой.
- Для этого самостоятельно прочитаем текст на стр 123, просмотрим фрагмент фильма (ЦОР) - цикл развития аскариды человеческой.
- После просмотра нужно ответить на вопросы:
- 1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?
Вывод: Пути заражения
-
Речная вода
-
Мухи
-
Немытые руки
-
Плохо промытые фрукты и овощи
-
Домашние животные
Меры профилактики
-
Не пить сырую воду из рек и озер.
-
Вести борьбу с мухами.
-
Выделенных аскарид сжигать.
-
Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
-
Соблюдать чистоплотность:
- мыть руки перед едой;
- не грызть ногтей и не чистить их зубами;
- проводить уборку в домах и т.д.
- учащиеся читают текст, смотрят отрывок, отвечают на вопросы, формируют вывод о путях заражения, мерах по профилактики заражения
- делают соответствующие записи в тетрадь
IV Закрепление изученного материала.(подборка задач по теме распечатать на каждый стол)
Решаем задачи:
В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте? Ответ: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.
Эта болезнь, встречающаяся в тропическом поясе, приводит к изменению формы и объема органов. В большинстве случаев отмечается поражение ног, но известны и другие случаи заболевания (в частности отек мошонки). Передается с укусами комаров. Развивается паразит в лимфатических протоках.
Как называется болезнь, и каким паразитом вызывается? Ответ: Слоновая болезнь, Тип Круглые черви, Филярии.
- Вывод по теме урока. Исходя из цели урока мы………….
- решают биологические задачи
- формируют вывод об особенности организации круглых червей, их более высокой организации
Рефлексия
-
Я узнал, что ….
-
Я сделал вывод о том, что…
-
Урок мне был полезен тем, что…