Конспект урока по теме Тип Членистоногие

Конспект урока освоения новых знаний в 7 классе по теме "Тип Членистоногие. Общая характеристика" (раздел "Зоология") с применением системно-деятельностного подхода. Урок сопровождает мультимедийная презентация.                                                                                                                                                                                                                                         
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока


Учитель: Озерова Ольга Николаевна, учитель биологии МОУ СОШ №32 имени В.В. Терешковой

Предмет: биология

Класс: 7 «А» (общеобразовательный)

Урок №19

Раздел: Многообразие животных

Тема: Тип членистоногие

Цели урока:

-образовательная: сформировать знания учащихся об общих характерных признаках животных типа Членистоногие как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных, об их многообразии и особенностях, обеспечивающих процветание и широкое распространение на Земле;

- развивающая: продолжить развивать аналитическо-синтетическое мышление учащихся, способность к частично-поисковой деятельности, умение проводить простейшие лабораторные исследования, делать грамотные выводы, объективно оценивать результат выполненных действий;

- воспитательная: продолжить воспитывать положительное отношение к приобретению знаний, дисциплинированность, чувство бережного отношения к природе и к собственному здоровью.

Задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику типа Членистоногие (количество современных видов, тип симметрии тела, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения).

  2. Акцентировать внимание учащихся на наличие среди членистоногих видов, ведущих паразитический образ жизни, их роли в жизни человека.

  3. Рассмотреть классификацию членистоногих.

  4. Провести лабораторную работу «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

  5. Дать задания на закрепление полученных знаний с использованием самопроверки и самооценки.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация по теме «Тип Членистоногие», коллекции для курса зоологии «Тип Членистоногие. Представители классов типа», таблица «Тип Членистоногие. Речной рак», таблица «Многообразие членистоногих».

Тип урока: комбинированный

Этапы урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке - 8 мин.

  3. Изучение нового материала - 17 мин. (*Д/з - 2 мин.)

  4. Закрепление знаний - 15 мин. (*Пауза для релаксации/физкультминутка - 2 мин.)

  5. Подведение итогов - 3 мин.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организационный момент

Проверяет общую готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся

Настраиваются на работу, приветствуют учителя

  1. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке

Проводит фронтальную беседу с классом по пройденной теме, демонстрирует в помощь учащимся слайды презентации

Отвечают устно на вопросы учителя

  1. Изучение нового материала (*Д/з)

Объявляет тему урока, ставит цель перед учащимися. Объявляет домашнее задание. Рассказывает новый материал по теме урока, сопровождает рассказ демонстрацией слайдов

Записывают тему урока в тетрадь, домашнее задание в дневник. Слушают рассказ учителя по теме урока, делают необходимые записи в тетради. В конце объяснения нового материала отвечают на вопрос, поставленный в начале

  1. Закрепление знаний (*Пауза для релаксации/физкультминутка)

Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу (по инструкции), оформить ее результаты и записать выводы в подготовленном бланке. При наличии признаков усталости учащихся проводит физкультминутку. При наличии времени дает дополнительное задание на закрепление знаний

Выполняют лабораторную работу, оформляют ее результаты, записывают выводы в подготовленных бланках. При утомлении выполняют физ. Упражнения (физкультминутка). При наличии времени выполняют дополнительные задания на закрепление знаний

  1. Подведение итогов

Обобщает результаты, достигнутые на уроке; дает устную оценку работы учащихся, выставляет отметки. Проводит рефлексию

Участвуют в рефлексии

Ход урока (содержание)

1. Организационный момент

  1. Повторение пройденного материала (фронтальная беседа с классом по вопросам пройденной темы и основным терминам):

  • Что такое зоология? (наука о животных)

  • На какие два подцарства делится все царство Животных? (одноклеточные и многоклеточные)

  • Какие животные относятся к подцарству Одноклеточные? (амеба обыкновенная и др.)

  • Какие типы подцарства Многоклеточные мы уже изучили? (Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Иглокожие)

  • Почему тип Иглокожие получил такое название? (тело этих животных имеет известковый скелет, пронизывающий кожные покровы)

  • Какими еще характерными признаками обладают эти животные (радиальный тип симметрии, малоподвижный образ жизни и др.)

  • Назовите классы типа Иглокожих (Морские звезды, Морские лилии, Морские огурцы (голотурии), Морские ежи, Офиуры).

3. Изучение нового материала

Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним типом животных, которых относят к самым высокоорганизованным, широко распространенным на Земле, самым многочисленным по количеству видов среди беспозвоночных. Это тип Членистоногие.

Итак, тема урока: «Тип Членистоногие».

*Д/з: изучить п. 14, рабочая тетрадь №1,2, работа со словарем.

Внимательно прослушайте объяснение материала и ответьте на вопрос: Почему тип Членистоногие получил такое название?

1. Общая характеристика типа Членистоногие (рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией слайдов презентации)

  • Количество видов: около 1,5 млн. видов (2/3 всех видов животных).

  • Тип симметрии - двусторонняя.

  • Среда обитания: занимают все среды жизни (в водной - раки, крабы, креветки и др.; в наземно-воздушной - бабочки, жуки, пауки, скорпионы и др.; в почвенной среде - некоторые виды клещей, ногохвостки, личинки многих насекомых; есть и паразиты - виши, блохи, клещи, комары и др. Они могут передавать возбудителей различных заболеваний - малярии, чумы, сыпного и возвратного тифа и др.).

  • Особенности внешнего строения:

- наружный покров пропитан хитином, придающим прочность и ограничивающим рост животных (они растут в период линьки);

- тело сегментировано: голова, грудь, брюшко;

- конечности тоже сегментированы.

  • Особенности внутреннего строения: развиты системы органов пищеварения, выделения, кровеносная система незамкнутого типа, нервная, органы чувств, половая система (большинство членистоногих раздельнополые, но особи некоторых видов являются гермафродитами).

  • Классификация: тип Членистоногие подразделяют на 4 класса (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, Многоножки).

2. Итак, прослушав объяснение, ответьте на вопрос: Почему тип Членистоногие получил такое название? (потому что животные этого типа имеют сегментированное (членистое) строение конечностей (ног)).

4. Закрепление знаний (фронтальная работа)

  1. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Инструкция по выполнению лабораторной работы:

  1. Рассмотрите коллекцию членистоногих

  2. Отметьте характерные черты внешнего строения членистоногих (найдите отделы тела, внимательно рассмотрите конечности животных)

  3. Зарисуйте внешний облик одного из представителей типа, подпишите части тела: голова, грудь (головогрудь), брюшко, членистые конечности.

  4. Сформулируйте и запишите выводы о проделанной работе (каковы особенности внешнего строения членистоногих, какие животные (представители) относятся к данному типу?)

*Пауза для релаксации/физкультминутка


  1. Выберите признаки, характерные для членистоногих:

а) самый многочисленный тип животных;
б) тело сегментировано;
в) в основном ведут паразитический образ жизни;
г) роль внутреннего скелета выполняет хитиновый покров;
д) органы чувств развиты плохо;
е) органами зрения служат простые и сложные глаза;
ж) замкнутая кровеносная система;
з) органами дыхания служат кожные покровы;
и) у некоторых развиты крылья;
к) наружные покровы пропитаны хитином.

(самопроверка: а, б, е, и, к; самооценка: 0 ош. - «5», 1-2 ош. - «4», 3-5 ош. - «3», 6-10 ош. - «2»).

5. Подведение итогов, рефлексия (устная оценка работы учащихся, выставление отметок в журнал)


Дополнительные материалы


Кроссворд



о

л

ь

а

т

ы

е



н

т

о

м

о

л

о

г

и

я



у

ч

е

в

а

я


в

у

с

т

о

р

о

н

н

я

я



т

о

л

о

г

и

я




6п

р

о

с

т

е

й

ш

и

е



и

т

и

н




и

о

л

о

г

и

я




и

н

ь

к

а




10з

о

о

л

о

г

и

я




11г

е

р

м

а

ф

р

о

д

и

т


12а

н

а

б

и

о

з




13г

е

л

ь

м

и

н

т

ы



  1. Тип червей, к которому относится дождевой червь, медицинская пиявка.

  2. Наука о насекомых.

  3. Тип симметрии у медузы, морской звезды.

  4. Тип симметрии членистоногих.

  5. Наука о поведении животных.

  6. Тип животных, к которому относится амеба обыкновенная.

  7. Вещество, пропитывающее наружные покровы членистоногих.

  8. Наука о жизни.

  9. Процесс сбрасывания хитинового покрова членистоногими в период роста.

  10. Наука о животных.

  11. Организм, внутри которого развиты и женские, и мужские половые органы.

  12. Состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности крайне замедленны.

  13. Паразитические черви (общее название).

КРОССВОРД



1

1




2






3




4






5






6





7





8






9





10






11




12






13




По вертикали:

1. Самый многочисленный по видовому составу тип животных.

По горизонтали:

  1. Тип червей, к которому относится дождевой червь, медицинская пиявка.

  2. Наука о насекомых.

  3. Тип симметрии у медузы, морской звезды.

  4. Тип симметрии членистоногих.

  5. Наука о поведении животных.

  6. Тип животных, к которому относится амеба обыкновенная.

  7. Вещество, пропитывающее наружные покровы членистоногих.

  8. Наука о жизни.

  9. Процесс сбрасывания хитинового покрова членистоногими в период роста.

  10. Наука о животных.

  11. Организм, внутри которого развиты и женские, и мужские половые органы.

  12. Состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности крайне замедленны.

  13. Паразитические черви (общее название).


© 2010-2022