- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме Тип Членистоногие
Конспект урока по теме Тип Членистоногие
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Озерова О.Н. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Учитель: Озерова Ольга Николаевна, учитель биологии МОУ СОШ №32 имени В.В. Терешковой
Предмет: биология
Класс: 7 «А» (общеобразовательный)
Урок №19
Раздел: Многообразие животных
Тема: Тип членистоногие
Цели урока:
-образовательная: сформировать знания учащихся об общих характерных признаках животных типа Членистоногие как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных, об их многообразии и особенностях, обеспечивающих процветание и широкое распространение на Земле;
- развивающая: продолжить развивать аналитическо-синтетическое мышление учащихся, способность к частично-поисковой деятельности, умение проводить простейшие лабораторные исследования, делать грамотные выводы, объективно оценивать результат выполненных действий;
- воспитательная: продолжить воспитывать положительное отношение к приобретению знаний, дисциплинированность, чувство бережного отношения к природе и к собственному здоровью.
Задачи:
-
Рассмотреть общую характеристику типа Членистоногие (количество современных видов, тип симметрии тела, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения).
-
Акцентировать внимание учащихся на наличие среди членистоногих видов, ведущих паразитический образ жизни, их роли в жизни человека.
-
Рассмотреть классификацию членистоногих.
-
Провести лабораторную работу «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».
-
Дать задания на закрепление полученных знаний с использованием самопроверки и самооценки.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация по теме «Тип Членистоногие», коллекции для курса зоологии «Тип Членистоногие. Представители классов типа», таблица «Тип Членистоногие. Речной рак», таблица «Многообразие членистоногих».
Тип урока: комбинированный
Этапы урока:
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Повторение материала, пройденного на прошлом уроке - 8 мин.
-
Изучение нового материала - 17 мин. (*Д/з - 2 мин.)
-
Закрепление знаний - 15 мин. (*Пауза для релаксации/физкультминутка - 2 мин.)
-
Подведение итогов - 3 мин.
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
-
Организационный момент
Проверяет общую готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся
Настраиваются на работу, приветствуют учителя
-
Повторение материала, пройденного на прошлом уроке
Проводит фронтальную беседу с классом по пройденной теме, демонстрирует в помощь учащимся слайды презентации
Отвечают устно на вопросы учителя
-
Изучение нового материала (*Д/з)
Объявляет тему урока, ставит цель перед учащимися. Объявляет домашнее задание. Рассказывает новый материал по теме урока, сопровождает рассказ демонстрацией слайдов
Записывают тему урока в тетрадь, домашнее задание в дневник. Слушают рассказ учителя по теме урока, делают необходимые записи в тетради. В конце объяснения нового материала отвечают на вопрос, поставленный в начале
-
Закрепление знаний (*Пауза для релаксации/физкультминутка)
Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу (по инструкции), оформить ее результаты и записать выводы в подготовленном бланке. При наличии признаков усталости учащихся проводит физкультминутку. При наличии времени дает дополнительное задание на закрепление знаний
Выполняют лабораторную работу, оформляют ее результаты, записывают выводы в подготовленных бланках. При утомлении выполняют физ. Упражнения (физкультминутка). При наличии времени выполняют дополнительные задания на закрепление знаний
-
Подведение итогов
Обобщает результаты, достигнутые на уроке; дает устную оценку работы учащихся, выставляет отметки. Проводит рефлексию
Участвуют в рефлексии
Ход урока (содержание)
1. Организационный момент
-
Повторение пройденного материала (фронтальная беседа с классом по вопросам пройденной темы и основным терминам):
-
Что такое зоология? (наука о животных)
-
На какие два подцарства делится все царство Животных? (одноклеточные и многоклеточные)
-
Какие животные относятся к подцарству Одноклеточные? (амеба обыкновенная и др.)
-
Какие типы подцарства Многоклеточные мы уже изучили? (Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Иглокожие)
-
Почему тип Иглокожие получил такое название? (тело этих животных имеет известковый скелет, пронизывающий кожные покровы)
-
Какими еще характерными признаками обладают эти животные (радиальный тип симметрии, малоподвижный образ жизни и др.)
-
Назовите классы типа Иглокожих (Морские звезды, Морские лилии, Морские огурцы (голотурии), Морские ежи, Офиуры).
3. Изучение нового материала
Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним типом животных, которых относят к самым высокоорганизованным, широко распространенным на Земле, самым многочисленным по количеству видов среди беспозвоночных. Это тип Членистоногие.
Итак, тема урока: «Тип Членистоногие».
*Д/з: изучить п. 14, рабочая тетрадь №1,2, работа со словарем.
Внимательно прослушайте объяснение материала и ответьте на вопрос: Почему тип Членистоногие получил такое название?
1. Общая характеристика типа Членистоногие (рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией слайдов презентации)
-
Количество видов: около 1,5 млн. видов (2/3 всех видов животных).
-
Тип симметрии - двусторонняя.
-
Среда обитания: занимают все среды жизни (в водной - раки, крабы, креветки и др.; в наземно-воздушной - бабочки, жуки, пауки, скорпионы и др.; в почвенной среде - некоторые виды клещей, ногохвостки, личинки многих насекомых; есть и паразиты - виши, блохи, клещи, комары и др. Они могут передавать возбудителей различных заболеваний - малярии, чумы, сыпного и возвратного тифа и др.).
-
Особенности внешнего строения:
- наружный покров пропитан хитином, придающим прочность и ограничивающим рост животных (они растут в период линьки);
- тело сегментировано: голова, грудь, брюшко;
- конечности тоже сегментированы.
-
Особенности внутреннего строения: развиты системы органов пищеварения, выделения, кровеносная система незамкнутого типа, нервная, органы чувств, половая система (большинство членистоногих раздельнополые, но особи некоторых видов являются гермафродитами).
-
Классификация: тип Членистоногие подразделяют на 4 класса (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, Многоножки).
2. Итак, прослушав объяснение, ответьте на вопрос: Почему тип Членистоногие получил такое название? (потому что животные этого типа имеют сегментированное (членистое) строение конечностей (ног)).
4. Закрепление знаний (фронтальная работа)
-
Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
Инструкция по выполнению лабораторной работы:
-
Рассмотрите коллекцию членистоногих
-
Отметьте характерные черты внешнего строения членистоногих (найдите отделы тела, внимательно рассмотрите конечности животных)
-
Зарисуйте внешний облик одного из представителей типа, подпишите части тела: голова, грудь (головогрудь), брюшко, членистые конечности.
-
Сформулируйте и запишите выводы о проделанной работе (каковы особенности внешнего строения членистоногих, какие животные (представители) относятся к данному типу?)
*Пауза для релаксации/физкультминутка
-
Выберите признаки, характерные для членистоногих:
а) самый многочисленный тип животных;
б) тело сегментировано;
в) в основном ведут паразитический образ жизни;
г) роль внутреннего скелета выполняет хитиновый покров;
д) органы чувств развиты плохо;
е) органами зрения служат простые и сложные глаза;
ж) замкнутая кровеносная система;
з) органами дыхания служат кожные покровы;
и) у некоторых развиты крылья;
к) наружные покровы пропитаны хитином.
(самопроверка: а, б, е, и, к; самооценка: 0 ош. - «5», 1-2 ош. - «4», 3-5 ош. - «3», 6-10 ош. - «2»).
5. Подведение итогов, рефлексия (устная оценка работы учащихся, выставление отметок в журнал)
Дополнительные материалы
Кроссворд
-
1к
о
л
ь
1ч
а
т
ы
е
2э
н
т
о
м
о
л
о
г
и
я
3л
у
ч
е
в
а
я
4д
в
у
с
т
о
р
о
н
н
я
я
5э
т
о
л
о
г
и
я
6п
р
о
с
т
е
й
ш
и
е
7х
и
т
и
н
8б
и
о
л
о
г
и
я
9л
и
н
ь
к
а
10з
о
о
л
о
г
и
я
11г
е
р
м
а
ф
р
о
д
и
т
12а
н
а
б
и
о
з
13г
е
л
ь
м
и
н
т
ы
-
Тип червей, к которому относится дождевой червь, медицинская пиявка.
-
Наука о насекомых.
-
Тип симметрии у медузы, морской звезды.
-
Тип симметрии членистоногих.
-
Наука о поведении животных.
-
Тип животных, к которому относится амеба обыкновенная.
-
Вещество, пропитывающее наружные покровы членистоногих.
-
Наука о жизни.
-
Процесс сбрасывания хитинового покрова членистоногими в период роста.
-
Наука о животных.
-
Организм, внутри которого развиты и женские, и мужские половые органы.
-
Состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности крайне замедленны.
-
Паразитические черви (общее название).
КРОССВОРД
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
По вертикали:
1. Самый многочисленный по видовому составу тип животных.
По горизонтали:
-
Тип червей, к которому относится дождевой червь, медицинская пиявка.
-
Наука о насекомых.
-
Тип симметрии у медузы, морской звезды.
-
Тип симметрии членистоногих.
-
Наука о поведении животных.
-
Тип животных, к которому относится амеба обыкновенная.
-
Вещество, пропитывающее наружные покровы членистоногих.
-
Наука о жизни.
-
Процесс сбрасывания хитинового покрова членистоногими в период роста.
-
Наука о животных.
-
Организм, внутри которого развиты и женские, и мужские половые органы.
-
Состояние организма, при котором процессы жизнедеятельности крайне замедленны.
-
Паразитические черви (общее название).