Программа по экологии Алтайского края 5-8 класс

Главная цель экологического образования      обеспечить, условия, способствующие формированию экологического ми­ровоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем  в системе-«общество - природа». Основной целью введения регионального компонента  содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнооб­разии на региональном и локальном уровн...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

ЭКОЛОГИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Пояснительная записка

В связи с выдвижением идеи устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования для ус­тойчивого развития становится экологическое образование которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологии. Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С. В Алексееву):

  • Миропонимание на основе современной экологической картины мира;

  • Осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

  • Отношение к окружающему миру, как части самого себя;

  • понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;

  • Использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;

  • понимание экологических взаимодействий, обеспечи­вающих целостность живых систем, как процессов обмана веществом, энергией, информацией;

  • переход от антропоцентрического подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентрическому и полицентрическому;

  • понимание причин экологических проблем, как несоответствия природных и социальных законов;

• осознание. морального выбора способов экологически и нравственно целесообразной деятельности;

• воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

  • понимание концепции устойчивого развития человечества, как эволюции природы и общества;

• понимание необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы.

Образование для устойчивого развития предполагает формирование и развитие у школьников не только опреде­ленных знании, но и ценностных ориентации, о также системы надпредметных умений. Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование активных, личностно-ориентированных форм обучения.

В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.

Главная цель экологического образования обеспечить, условия, способствующие формированию экологического ми­ровоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе-«общество - природа».

Основной целью введения регионального компонента содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнооб­разии на региональном и локальном уровнях.

Задачи - создать условия для:

• формирования представлений о живой природе Алтайского края;

• развития экологического мышления и формирования экологической культуры;

• формирования активной гражданский позиция,

• развития познавательных и творческих способностей учащихся.

В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: окружающий мир биология, экология, география, и др. формируется образ жи­вой природы Алтайского края, к которой нужно бережно от­носиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и вос­питанности учащихся.

Таким образом, фундаментальная цель современного экологического образования - научить людей жить в услови­ях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. Необходимо большое внимание уделять эко­логическим проблемам социально-мировоззренческого ха­рактера: экологической культуре, нравственности и морали экологическому праву, экологическим движениям, истории взаимоотношения общества и природы (ЮНЭСКО).

«Экология Алтайского края» как краеведческий компо­нент интегрируется со всеми предметами естественнонаучно­го цикла. В данной программе интеграция проводится через предметы биология, экология (основная ступень), биология, экология (старшая ступень).

В результате изучения экологии Алтайского края учащие­ся

должны знать:

• основные результаты воздействия общества на природу Алтайского края;

• основные экологические последствия этого воздействия современное экологическое состояние экосистем в Алтай­ском крае;

• закономерности развития этих экосистем, основные эко­логические проблемы разных отраслей народного хозяй­ства Алтайского края;

• основные природоохранные мероприятия в крае;

• условия устойчивого развития человечества в рамках су­ществующих особенностей социально-экономического положения в Алтайском крае;

• принципы рационального природопользования;

должны получить навыки и уметь:

• анализировать различные экономические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

• проводить простые физические, химические и биологиче­ские анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;

• оценивать общее экологическое состояние экосистем Ал­тайского края на основе биоиндикации;

• проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории.

Программа предусматривает реализацию содержания ре­гионального компонента в 5-9 классах основной школы в пределах расчета, того объема учебного времени, который от­водится на краеведение:

5-8 кл. - 0,5 ч. в неделю;

Принципы отбора содержания экологического образования:

Принцип гуманизации предписывает обязательное от­ражение в содержании образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уро­вень достоверной учебной информации с учетом но­вейших достижений науки.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии - «мыслить глобально, действовать локально».

Принцип интеграции естественнонаучных, нравствен­но-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов взаимодействий.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственно­сти личности.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов; целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, форм организации различ­ных видов деятельности. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для школьников (определенного воз­раста) знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития.

Культурологический принцип - обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

Краеведческий принцип - ведущий в отборе содержа­ния экологического образования. Он обязывает учите­ля при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта.

Модели регионального образования.:

Многопредметная модель предполагает изучение ком­понентов краеведения в рамках учебных программ традиционных базовых предметов. Однопредметная модель предполагает изучение каж­дого компонента краеведения в рамках самостоятель­ного предмета (модуля), например: География Алтай­ского края, Экология Алтайского края и др. Смешанная модель - содержание краеведческих знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятель­ных интегрированных предметах, которые предусмат­риваются для каждого этапа обучения.

Ожидаемый результат обучения:

развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность;

- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

- сформированность общественной активности, грамот­ное поведение в социуме;

- удовлетворение образовательных потребностей,

- умение ценить красоту, культура поведения;

- осознание необходимости здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

(экология Алтайского края)

Знать/понимать:

• видовое многообразие растительного и животного мира региона;

• основные типы лесов региона и лесообразующие породы;

• видовой состав растений и животных леса, стеши, лесостепи;

• растительный и животный мир болот, лугов края;

• значение и биологические особенности лекарственных, ядовитых, сорных видов растений своего края;

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, живот­ных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• основные результаты воздействия общества на природу в настоящее время;

• основные экологические последствия воздействия челове­ка на природу в крае;

• современное экологическое состояние экосистем Алтай­ского края;

• круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах региона;

• закономерности развития экосистем края;

• основные экологические проблемы разных отраслей на­родного хозяйства края;

• основные природоохранные мероприятия в регионе;

• принципы рационального природопользования в крае;

• условия устойчивого развития человечества в регионе.

Уметь:

• характеризовать различные местные биоценозы - леса, луга, болота, водные биоценозы;

• работать с гербариями, коллекциями, определителями, справочной литературой;

• определять и узнавать основные виды растений и живот­ных своего места проживания;

• анализировать различные экологические ситуации и при­нимать конкретные решения по их улучшению;

• проводить простые физические, химические и биологиче­ские анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;

• оценивать общее экологическое состояние экосистем края на основе биоиндикации;

• проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территорий и т. д.;

• объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окру­жающей среды региона;

• наблюдать за ростом и развитием растений и животных, по­ведением животных, сезонными изменениями в природе;

• распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные расте­ния и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• определять принадлежность местных биологических объ­ектов к определенной систематической группе (классифи­кация);

• проводить самостоятельный поиск экологической инфор­мации;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызы­ваемых местными растениями, животными, бактерия­ми, грибами и вирусами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простуд­ных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

' - рациональной организации труда и отдыха, соблюде­ния правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание программы

5 класс

Предмет и задачи экологии Алтайского края (1 ч.)

Экологические знания - основа грамотного взаимодейст­вия человека с окружающей средой, рационального природо­пользования.

Влияние человека на природу Алтайского края (2 ч.)

Природа как источник экономического и духовного раз­вития человека. Потребительское отношение человека к при­роде. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам - залог благосостояния сельского жите­ля в Алтайском крае.

Природные сообщества Алтая (биоценозы) (1 ч.)

Многообразие биоценозов Алтайского края. Биоценозы своей местности.

Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосисте­ма)(1ч.)

Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности. Человек - часть живой природы (2 ч.)

Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и .заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения чело­века на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристи­ческих походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы Алтайского края.

Рекомендуемая практическая деятельность (7 ч.):

- Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтай­ского края.

- Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.

- Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем городе (селе), пришкольном участке.

- Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».

- Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.

- Рисунки источников загрязнения и примеров уничто­жения природы.

- Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни челове­ка, растений и животных.

- Составление схем пищевых связей природных сооб­ществ своей местности.

- Написание сочинения на тему «Каким бы я хотел ви­деть свой город (поселок)».

- Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.

- Изучение состояния деревьев и кустарников на при­школьном участке.

- Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и ко­ридоров.

- Подкармливание птиц зимой.

6 класс

История взаимоотношения общества и природы Алтайского края (2 ч.).

Значение природной среды и природных ресурсов для че­ловека. Понятие об антропогенном факторе. Значение изуче­ние исторического опыта взаимоотношения общества и при­роды. Понятие об исторической экологии. Памятники приро­ды на Алтае и в Сибири.

Экологические факторы, определяющие жизнь и рост растений в Ал­тайском крае (2 ч.).

Разнообразие жизненных форм растений в крае. Роль листопада в жизни растений (почему нельзя жечь листья). Дикорастущие, культурные и сорные растения Алтая. Цве­точные растения, их история и особенности выращивания в условиях умеренно-континентального климата. Использова­ние цветочных растений. Грибы, встречающиеся на территории Сибири и Алтая (1 ч.).

Практическое их использование. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов (как и где можно собирать грибы). Редкие и исчезающие растения Алтайского края (2 ч.).

Растительные сообщества Алтайского края. Искусствен­ные сообщества (поле, сад, огород) как примеры управляемых человеком растительных сообществ. Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири. Красная книга Алтайского края. Книга «Редкие и исчезающие растения Сибири». Меры охра­ны растительного мира в Алтайском крае. Контроль и наблю­дения за состоянием растений. Рекомендуемая практическая деятельность (7 ч.):

- Экскурсии на места археологических раскопок, в крае­ведческий и исторический музеи.

- Экскурсии в Ботанический сад, дендрарий, заповедник, заказник.

- Экскурсия на тему «Установление причин, приводящих к гибели или угрозе гибели растений нашей местности».

- Изучение истории преобразования ландшафтов Алтай­ского края.

- Проведение фенологических наблюдений за сезонны­ми изменениями в жизни растений Алтайского края.

- Составление гербария сорных, дикорастущих и куль­турных растений Алтайского края.

- Составление коллекций семян дикорастущих и куль­турных растений края.

- Организация выставки редких и охраняемых растений вашей местности (рисунки, фотографии, плакаты и др.).

- Выращивание цветочных растений.

- Проведение обрезки деревьев и кустарников дендра­рия, плодового сада, пришкольного участка. Весенняя

и осенняя посадка деревьев и кустарников.

- Создание экологических троп в ближайшем местном окружении.

- Исследовательская работа: составление списков ди­корастущих, культурных, лекарственных,' сорных, ред­ких и охраняемых растений своей местности.

- Школьная конференция по теме «Охрана растений нашей местности».

7 класс

Экология организмов (1ч.).

Взаимоотношение организма с окружающей средой. Эко­логические факторы. Изменчивость природной среды и реак­ция организма на изменение условий жизни. Экосистемы Ал­тайского края.

Животные Алтая и Сибири (1 ч.).

Их роль в природе. Среда обитания и особенности сущест­вования в условиях умеренно-континентального климата. Предельные условия существования животных в Алтайском крае. Жилища животных. Сезонные изменения в жизни жи­вотных края (спячка, оцепенение, миграции). Популяции животных Алтайского края, их численность (как и почему меняет­ся численность животных).

Взаимосвязь и взаимозависимость животных с другими организмами, обитающими в биоценозах (1 ч.).

Пищевые связи в местных биоценозах. Влияние человека на жизнь местных биоценозов.

Редкие и истребленные человеком животные Сибири (1 ч.).

Дикие и домашние животные; их взаимоотношения с челове­ком. Охрана животных Алтайского края. Воспроизведение ценных видов животных в Сибири. Красная книга Алтайского края. Запо­ведники. Заказники. Питомники. Охотничьи хозяйства. Их роль в изучении и охране животного мира Алтайского края.

Рекомендуемая практическая деятельность (4,5 ч.):

- Изучение и описание природных экосистем Алтайского края.

- Изучение трофических связей и составление пищевых цепей в экосистемах Алтайского края.

- Изучение результатов воздействия человека на при­родные экосистемы Алтайского края.

- Проведение сезонных наблюдений за животными род­ного края. Составление фенологических таблиц.

8 класс

Биологическая экология человека

Человек не царь природы, его место в окружающем мире, а не над ним (1 ч.) .

Окружающая среда и здоровье человека в Алтайском крае. Из истории развития взаимоотношений человека с природой в условиях Сибири. История развития представлений о здоро­вом образе жизни в крае. Влияние местных климатических факторов на здоровье населения.

Местные экстремальные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье людей (1 ч.).

Природные и антропогенные факторы, влияющие на со­став крови. Чужеродные примеси пищи в Алтайском крае. Особенности влияния окружающей среды в Алтайском крае на некоторые железы внутренней секреции человека. Рекомендуемая практическая деятельность (4 ч.):

- Определение содержания нитратов в растениях.

-- Определение кислотности почвы.

- Изучение интенсивности эрозии почв Алтайского края.

- Составление проектов древесно-кустарниковых насаж­дений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоус­тойчивости растений.

- Определение качества воды по физическим свойствам.

- Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке).

- Изучение промышленных и других источников загряз­нения окружающей среды в Алтайском крае.

- Оценка состояния собственного физического здоровья.

- Оценка подготовленности собственного организма к занятиям физической культуры,

- Оценка состояния собственного противоинфекционного иммунитета.

- Семейное наследование признаков здоровья и болезни.

- О чем может рассказать упаковка (научить школьников использовать информацию о продуктах питания).

- Оценка температурного режима учебных помещений своей школы.

Рекомендуемая проектная деятельность:

- Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации.

- Влияние природно-климатических условий на разные группы населения вашего региона (на равнине и в горах).

- Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

- Климатические курорты нашего региона.

- Прогноз погоды устами медика.

- История возникновения экологических проблем наше­го региона.

- Наиболее актуальные экологические проблемы нашего региона.

- Блюда национальной кухни в нашем регионе: попытка объяснения вековых традиций.

Используемая литера тура:

1.Алексеев С. В. Экология: наука и область образования - СПб: СПГУПМ341994."- 56 с.

2.Бабенко В. Г., Богомолов Д: В., Шаталова С. П., Шубин А.О. Экология животных: пособие для учащихся у класса / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.

3. Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. - М.: Вентана-Граф, 2ОО1.

4. Зверев А. Т. Экология. Учебная программа для 1-11 клас­сов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: ОНИКС - XXI век, 2003- - €; 3-24-

5.Программно-методические материалы. Экология. 5-и классы. - М.: Дрофа, 1998.

6.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 -9 классы. - М.: Дрофа, 2001. - С.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Естество­знание 5 класс. Биология 6-9 классы / Автор-составитель программ Д; И. Трайтак. - М.: Мнемозина, 2ОО1.

8. Сухова Т. С, Строганов В. И. Природа. Введение в биоло­гию и экологию: учебник для учащихся 5 класса общеоб­разовательной школы / Под ред. проф. Н. М. Черновой. -М.: Вентана-Граф, 2001.

9. Федорова М. 3., Кучменко В. С, Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: учебное пособие для уча-

Тематическое планирование уроков экологии Алтайского края 5 класс.

Тема 1. Предмет и задачи экологии

Алтайского края.


урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/1

Предмет и задачи экологии Алтайского

края.

Учебники экологии растений и животных.

Выучить определения


Тема 2. Влияние человека на природу

Алтайского края.


урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

2/1

Природа и человек.

Тетрадь, ручка, карандаш.

Учебники экологии растений и животных.

Записи в тетради.

3/2

Экскурсия с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.


4/3

П.р.1 Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.

Бумага, карандаши, краски.


Тема 3. Природные сообщества Алтая (биоценозы).

урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

5/1

Многообразие биоценозов

Алтайского края. Биоценозы

своей местности.

Плакаты, д/ф.

Учебники экологии растений и животных.

Нарисовать биоценоз

Своей местности.

6/2

П.р.2 Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.

Комплект карточек «Пищевые цепи».

Растения и животные лесов Западной Сибири.

Приготовить свой набор карточек.


Тема 4. Экосистемы Алтая (биоценоз + факторы неживой природы = экосистема).


урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

7/1

Многообразие экосистем

Алтайского края. Экосистемы

своей местности.

Учебники экологии растений и животных.

Привести примеры экосистем своей местности.


Тема 5. Человек часть живой природы.


урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

8/1

Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона.

Набор открыток «Алтайский заповедник», д/ф.

Учебники экологии растений и животных, энциклопедия природы.

Сообщение о заповедниках Алтая или охраняемых растениях и животных.

9/2

Понятие об экологической культуре человека.

Экологические акции в школе.

Разработать правила поведения человек на природе.

10/3

Написание сочинений на тему «Каким бы я хотел видеть своё село».


11/4

П.р.3 Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.

Бумага, карандаши, краски.

12/5

П.р.4 Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.

Бумага, карандаши, краски.

13/6

П.р.5 Подкармливание птиц зимой.

Кормушки для птиц и корм.

14/7

П.р.6 Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своём селе, пришкольном участке.

Бумага, карандаши, краски.

15/8

П.р.7 Уход за комнатными растениями.

Книги по уходу за комнатными растениями.

Сообщение о комнатных растениях.

16/9

П.р.8 Озеленение и уборка территории, разбивка цветников (озеленение помещения школы).


17/10

Итоговое занятие.



Экология Алтайского края 6 класс.


Тема 1. История взаимоотношения общества и природы Алтайского края.


№ урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/1

Значение природы для человека.

Биология в таблицах.

Написать сочинение «Природа и человек».

2/2

Понятие об антропогенном факторе.

Биология в таблицах.

3/3

Понятие об исторической экологии. Памятники природы на Алтае и в Сибири.

Энциклопедия природы.

Сообщение по теме.

Тема 2. Экологические факторы, определяющие жизнь и рост растений в Алтайском крае.

№ урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

4/1

Разнообразие жизненных форм растений в крае. Роль листопада.

Таблицы, гербарий.

Энциклопедии природы.

Учебник «Экология растений».

Сообщение о растениях своей местности.

5/2

Дикорастущие, культурные и сорные растения Алтая.

Гербарий.

Энциклопедии природы.

Учебник «Экология растений».

Сообщение о растениях своей местности.

6/3

Цветочные растения, их история и особенности выращивания.

Сообщение о растениях своей местности.

7/4

Использование цветочных растений.


8/5

П.р.1 Проведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений Алтайского края.


9-10/

6-7

П.р.2 Составление гербария растений Алтайского края


11-12/

8-9

П.р.3 Составление коллекций семян дикорастущих и культурных растений края.






Тема 3. Грибы, встречающиеся на территории

Сибири и Алтая.

№ урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература.

Домашнее

задание

Сроки

13/1

Грибы в Алтайском крае. Их практическое использование.

Коллекции муляжей грибов, таблицы.

Энциклопедии природы.

Учебник «Экология растений».

Сообщение о грибах своей местности.

Тема 4. Редкие и исчезающие растения

Алтайского края.

№ урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

14/1

Растительные сообщества Алтайского края.

Энциклопедии природы.

Учебник «Экология растений».

Сообщение о растениях поля, сада, огорода. Стихи. Загадки.

15/2

Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири. Красная книга. Меры охраны растительного мира.

Коллекции открыток.

Энциклопедии природы.

Учебник «Экология растений».

Красная книга.

Разработать меры охраны растений. Организация выставки.

16/3

П.р.4 Посадка деревьев и кустарников.


17/4

Итоговое занятие. Конференция по теме «Охрана растений нашей местности».


Экология Алтайского края 7 класс.

Тема 1. Экология организмов (4 часа)

урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/1

Взаимоотношения организма с окружающей средой.


2/2

Экологические факторы. Реакция организма на изменение условий жизни.


3/3

П.р.1 Изучение и описание природных экосистем Алтайского края.


4/4

П. р.2 Проведение сезонных наблюдений за животными родного края. Составление фенологических таблиц.


Тема 2. Животные Алтая и Сибири (3 часа)

урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/5

Среда обитания и особенности существования, животных в Алтайском крае.


2/6

Жилища животных.

Таблицы.

Сообщения, рисунки

3/7

Сезонные изменения в жизни животных края


Тема 3. Взаимосвязь и взаимозависимость животных (4 часа)

урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/8

Взаимосвязь и взаимозависимость животных с другими организмами.


2/9

Пищевые связи в местных биоценозах.

Карточки.

3/10

П.р.3 Изучение трофических связей и составление пищевых цепей в экосистемах Алтайского края.


4/11

Влияние человека на жизнь в местных биоценозах.

Сочинение.

Тема 4. Редкие и истребленные человеком

животные Сибири (6 часов)

урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Домашнее

задание

Сроки

1/12

Дикие и домашние животные, их взаимоотношения с человеком.


2/13

Охрана животных Алтайского края.

Таблицы, наборы открыток.

Красная книга.

Сообщение.

3/14

Воспроизведение ценных видов животных в Сибири.


4/15

Красная книга Алтайского края. Заповедники. Заказники.

Таблицы, наборы открыток.

Красная книга.

Сообщение.

5/16

П.р.4 Проведение сезонных наблюдений за животными родного края. Составление фенологических таблиц.


6/17

Итоговое занятие (проведение игры).


Экология Алтайского края 8 класс

Биологическая экология человека (17 часов)


урока

Тема урока

Оборудование

Дополнительная литература

Сроки по плану

Сроки фактические


Человек не царь природы, его место в окружающем мире, а не над ним (1 час)





1/1

Окружающая среда и здоровье человека в Алтайском крае






Местные экстремальные факторы окружающей среды и их влияние на здоровье людей (1 час)





1/2

Природные и антропогенные факторы, в крае влияющие на здоровье человека.






Практическая деятельность (8 часов)





1/3

Определение содержания нитратов в растениях.





2/4

Определение кислотности почвы





3/5

Определение качества воды по физическим свойствам





4/6

Оценка состояния собственного физического здоровья.





5/7

Семейное наследование признаков здоровья и болезни.





6/8

О чем может рассказать упаковка.





7/9

Оценка температурного режима учебных помещений своей школы.





8/10

Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке).







Проектная деятельность (7 часов)





1-4/

11-14

Составление проектов по темам «Экология человека»





5-6/

15-16

Защита проектов





17

Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»












© 2010-2022