- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии на тему Строение и функции почек 8 класс
Урок биологии на тему Строение и функции почек 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Седых Д.С. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
План-конспект открытого урока по биологии в 8 А классе по теме «Строение и функции почек»
Выполнила:
Студентка естественно - технологического факультета,
группа 559 - 60
Седых Дарья Сергеевна
Челябинск, 2014
Тема урока «Строение и функции почек»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.
Задачи урока:
Образовательные
-
Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
-
Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями
Воспитательные
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Развивающие
-
Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами
-
Умение давать объяснения биологическим терминам
Оборудование:
-
карточки (раздаточный материал)
-
презентация «строение и функции почек»
-
видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи»
Формы и методы обучения:
- фронтальная беседа;
- выполнение дифференцированных заданий;
- постановка и решение проблемных вопросов;
- творческая самостоятельная работа
Основные термины и понятия:
Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка.
Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек.
Первичная и вторичная моча.
Мочеточники.
Мочевой пузырь.
Мочеиспускательный канал.
Литература для учителя:
-
Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2011;
-
Интернет-ресурсы
Литература для ученика:
-
Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2011;
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Я рада приветствовать вас на уроке, эпиграфом к которому будет высказывание афинского драматурга Софокла
«Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!» (слайд 1)
Актуализация знаний
И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем! Но нет, каждый урок открывает вам все новые и новые тайны человеческого тела. Вот и сегодня мы посетим еще один неизведанный уголок, еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма.
А какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)
Системы органов с выделительной функцией (слайд 2)
Выделительная Дыхательная Пищеварительная
Изучение новой темы
Тема нашего урока «Строение и функции почек». (слайд 3)
И я твердо убеждена, что к концу урока вы с легкостью сможете ответить на следующие вопросы: (слайд 4)
Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Но для того чтобы ответить на вопросы нам с вами необходимо поставить цель на данный урок. Перед вами на доске перемешаны слова из этих слов вам необходимо составить цель урока - изучить строение и функции почек.
Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система) (слайд 5,6) посмотрите видео строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) сделайте подписи к рисункам. (приложение 1)
Знаете ли вы: (слайд 7)
- Человека с крепкими почками можно узнать по большим ушам. Маленькие и просвечивающиеся уши наоборот говорят о слабости почек.
- Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой.
- С 2006 года отмечается День почки - второй четверг марта.
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (слайд 8) (приложение 2)
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
У человека две почки.
Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
По форме почка напоминает боб.
Величина почки - с кулак человека.
Масса - 150-200 г, длина - 10-12 см, ширина - 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь - непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?)
Ответ: (слайд 9)
(проверка взаимообмен 9-10правильно - 5нефронов; 6-8 правильно - 3нефрона; 3-5правильно - 1нефрон)
Как вы думаете, что вы сейчас получили за правильные ответы?
Нефроны - структурно функциональная единица почки.
В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны (приложение 3)
«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (слайд 10)
- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица - это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица - это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).
В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).
Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)
Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.
От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.
Уберите лишнее (слайд 11)
-
Извитой каналец
-
Петля
-
Лоханка
-
Собирательная трубочка
-
Капиллярный клубочек
-
Мочеточник
-
Извитой каналец
-
Капсула
Работа нефрона (слайд 12)
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. (слайд 13)
-
Мочевой пузырь
-
Мочеточники
-
Лоханка
-
Почечные чашки
-
Мочеиспускательный канал
ОТВЕТ:4,3,2,1,5
Функции почек (слайд 14)
Осмыслите следующий факт:
при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните:
а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?
В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:
1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);
2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).
Сейчас просмотрите видео и по ходу заполните таблицу по тому, что увидите и услышите (видео процесс образования и выделения мочи) (слайд 15)
Образование мочи (приложение 4)
Этапы мочеобразования
Процессы (фазы)
Где образуется
Состав
1.Образование первичной мочи
фильтрация
В почечной капсуле
Вода, мочевина, соли и др.
2.Образование вторичной мочи
Обратное всасывание (реабсорбция)
В канальцах
Мочевина, мочевая кислота, вода
(проверка всем классом 6 ответов -5 нефронов; 4 ответа - 3 нефрона; 2ответа - 1нефрон)
Ответьте на вопросы…(слайд 16)
Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Итог урока (у кого больше нефронов - медаль) (приложение 5)
Домашнее задание (слайд 17)
1. Изучить § 39 учебника.
2. 3 вопроса (приложение 6)
Рефлексия (слайд 18)
-
Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.
-
Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.
-
Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.
Приложение 1
Приложение 2
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
ТЕКСТ:
У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? - с кулак человека. ? - 150-200 г, длина - 10-12 см, ? - 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь - ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую
полезными качествами?
Приложение 3
Приложение 4
Образование мочи
Этапы мочеобразования
Процессы (фазы)
Где образуется
Состав
1.Образование первичной мочи
2.Образование вторичной мочи
Приложение 5
Приложение 6
1. Известно, что у человека за 1 сутки образуется 180 л первичной мочи. Как определена эта величина?
2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: скорости фильтрации в почечных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? Предположите эксперименты, с помощью которых можно выявить участие некоторых из задействованных регуляторных механизмов.
3. Объясните, почему употребление 1 л пива вызывает более обильное образование мочи, чем употребление такого же количества воды.