Урок по биологии на тему Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему "Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц". Целью урока является формирование у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп. Форма урока: Работа учащихся в группах.
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии 7 класс

Учитель биологии: Согумбаева Асем Джасулановна

Тема: Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц

Эпиграф: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика».

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Работа учащихся в группах.
Оборудование: иллюстрации, фломастер и раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент (5 минут). Сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 9000 видов.
Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.
А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица? Птицы - это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Вам уже известно, что Птицы - это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.
Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных? Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам - их классификация. Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.
Учитель: а на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства. Птицы - высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле.
Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.
Учитель. Ребята, давайте, и вы на несколько минут побудете учеными. Глядя на внешний облик птиц, попробуйте распределить птиц на группы.
Работа в группах. Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. В течение 3-4 минут группы учащихся из 4 - 5 человек распределяют птиц по группам.
Учитель: сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор.
( По типу питания и места обитания, гнездования)
Что называют экологической группой животных? Экологические группы - группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.
По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику.
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов. Экологические группы птиц:

По типу питания:

По местам обитания:

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий водоемов и болот

Хищные птицы

Птицы открытых пространств

Всеядные птицы

Птицы степей и пустынь

Падалееды

Птицы леса


  1. Птицы леса

  2. Птицы побережий, водоемов и болот

  3. Водоплавающие птицы

  4. Птицы открытых воздушных пространств

  5. Птицы степей и пустынь

Учитель. Мы подробно остановимся только на одной группе

ІІІ. Осмысление блока новой информации
Работа в группах.
Задание. Перед вами лежит карточка №1 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
Карточка № 1

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари

Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы

Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные

Птицы побережий водоемов и болот

Аисты, цапли, кулики

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди

Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны

Птицы открытых воздушных пространств

Ласточки, стрижи

Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.

После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили птиц по местам их обитания?

Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой - либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям

Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна

  • Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

  • Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

  • Велико значение птиц в распространении семян.

  • Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга. Слайд 13

ІV. Рефлексия.

Многие птицы стали символами различных конкурсов, гербов городов и поселков.
1.Назовите птицу
2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа)
Задание 2. Распределите птиц по экологическим группам

1. Лесные птицы

2. Водоплавающие птицы

3. Птицы открытых пространств.

4. Птицы побережий водоемов и болот.

5. Птицы, добывающие корм в воздухе.


а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль - красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб - тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.

Отдайте листок другой группе для проверки.
(Правильные ответы на доске)

1.

2.

3.

4.

5.

а, б, е, о, п, с, т, ф

ж, р, у

и, г, н

д, з, к, л, у

в, м


Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

  3. Птицы какой - либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

V. Домашнее задание: (5 минут)

  1. Параграф 49

  2. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Павлодарской области, в виде творческой работы.

  3. Самые усердные из вас могут приготовить буклет, куда войдут стихи, поговорки, пословицы, загадки о птицах.

  4. ОЦЕНКИ!!!!

Когда заканчивается тема - мне немного грустно, потому что, то что мы узнали на уроке - лишь малая часть того интересного, что известно о птицах и, вообще, о природе.
Рефлексия.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.
Викторина носит информационный характер. Сообщаются сведения об интересных фактах из жизни птиц. Игроки определяют птицу, о которой идёт речь.
На доске фотографии птиц, имеющие порядковые номера:

1.Лебедь.
2.Скопа рыболов.
3.Белая цапля.
4.Глухарь.
5.Краснозобая казарка.
6.Сова.
7.Фламинго.
8.Снегирь.
9.Скворец.
10. Пеликан.

1.В 1958 г. в Шотландии начала гнездиться единственная в Великобритании пара птиц. Гнездовье тщательно охраняли, оборудовали смотровую площадку, оттуда 25 тыс. человек в течение 8 лет наблюдали за редкостной птицей. (Скопа рыболов).
2.У большинства птиц поют самцы. У кого поют самки? (Снегирь).
3.Эта птица одна из самых популярных в мифологии Греции. Их впрягал Аполон в свою колесницу. В эту птицу превращался Зевс-громовержец, чтобы соединиться с красавицей Ледой. Этот сюжет вдохновил Леонардо да Винчи на создание картины. (Лебедь).
4.Эта птица на зиму не улетает. От морозов спасается, зарываясь в снег. Если ранней весной после оттепели ударит мороз, образуется наст, птицы могут погибнуть (Глухарь).
5.5. На рубеже 19-20 веков мода чуть не погубила этих птиц. Пучками перьев этих птиц украшали головные уборы и причёски дам. Из одной лишь Венесуэлы в Лондон ежегодно вывозили 1,5 млн. шкурок этих птиц. Международные соглашения взяли под охрану этих птиц (Белая цапля).
6.Во Франции существует специальная национальная группа по борьбе с этими птицами. Через территорию этой страны проходят перелётные пути этих птиц к местам зимовок в Африке. По пути, они уничтожают вишнёвые сады, плантации маслин, посевы кукурузы.
(Скворец).
7.Из всех птиц, только у этой есть, своего рода, ушные раковины, кожные валики вокруг уха (Сова).
8.Самый миниатюрный и самый красивый гусь нашей страны. В оперении преобладают кирпично-красные тона. Гнездится, только в России - в тундре Ямала, Таймыра, Гыдана. Селятся небольшими колониями - до 10 пар, по обрывистым берегам рек и озёр. Часто устраивают гнёзда рядом с соколом - сапсаном, канюков и полярной совой, такие грозные соседи защищают кладку от песцов и поморников. В Московском зоопарке, разводя этих птиц, специально ставили рядом клетку с соколом (Краснозобая казарка).
9.Эти птицы хватают рыбу погружая в воду только голову, шею и переднюю часть туловища. В их клювах мелькают крупные сазаны, весом не менее килограмма. Горловые мешки птиц переполняются добычей. По земле они передвигаются неуклюже в развалку, опираясь на заднюю часть туловища, их лапы перетянуты перепонкой. Отдельные гнездовые колонии этих птиц есть в дельтах Дона, Днепра и Волги, в Приазовье и на побережье Каспийского моря. Зимуют в Китае, Египте и Индии. Гнездятся в глухих местах, колониями, на заросших тростником островках. Как у большинства крупных птиц, яиц в гнезде немного, 2 - 3 белых яйца. Они охраняются законом и всякая охота на них категорически запрещена (Пеликан).
10. Это самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Всё в этой птице - розовый цвет оперения, длинная шея, розовые, непропорционально длинные ноги и красный, с чёрным концом нос, причудливо изогнутый клюв - производит впечатление чего - то нереального, фантастического. Благодаря вытянутым ногам, такой же шее и сравнительно короткими крыльями в полёте напоминают своей формой крест (Фламинго).



© 2010-2022