Вода как среда жизни организмов

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 5 классе по теме:

«Вода как среда жизни организмов».

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Форма организации урока: групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

1.Личностные: развитие любознательности, формулирование интереса к изучению природы.

2.Метапредметные: овладения способами самоорганизации учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, развитие коммуникативных умений.

3.Предметные: называть основные абиотические факторы водной среды, выделять особенности строения организмов.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки организмов обитающих в воде.

Ход урока

1.Орг. момент. Подготовка к уроку.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнём урок.

2. Актуализация знаний учащихся. Тестирование.

(Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Что такое экологические факторы?)

Взаимопроверка (поменялись тетрадями).

3.Работа в группах «Кто лишний?» (2 конверта, в конвертах изображение живых организмов, которые относятся к разным царствам)

4. Изучение нового материала.(презентация)

«Чёрный ящик». (Здесь находится вещество)

Антуан де Сент-Экзюпери сказал о нём так:

«У тебя нет ни вкуса , ни цвета

Ни запаха , тебя невозможно описать :

Нельзя сказать , что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире.

(о каком веществе идёт речь?)

Это вещество - вода (стакан с водой на парте)

Тема урока «Вода как среда жизни живых организмов» (записывают в тетради)

5. Необходимо определить цель нашего урока .

(Вам даны предложения с представленными словами, расставив слова по порядку вы определите цель урока).

1.Среда обитания особенности водной изучить.

2. Среда обитания выяснить как организмы к данной приспособились.

3. Открытие новых знаний .

6. Вода- самое распространённое вещество на земле , почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки , и озёра(слайд)

Вся вода на земле образует - гидросферу (слайд).

(записываем слово в тетради)

Все живые организмы , живущие в воде называют гидробионты.(записывают в слово в тетради).

7. Ребята, давайте вспомним известные вам свойства воды.(составление схемы)

1) агрегатное состояние воды (жидкое , твёрдое, газообразное).

2) вода имеет цвет - прозрачна.

3) вода имеет запах - без запаха.

4) вода имеет вкус - без вкуса.

5) вода - растворитель.

6) вода подвижна - стр. учебника 21 (№2 лупа)

7) плотность ( плотность воды больше чем воздуха ).

8.Какими экологическими факторами характеризуется вода как среда жизни .

1) кислорода - не хватает (рассказ).

2) света - мало.

3) воды - достаточно.

4) температура - изменяется.

9. Мы выяснили особенность водной среды обитания? Переходим к вопросу - как приспособились живые организмы к жизни в водной среде?

Назовите организмы - живущие в воде .

Ответы учеников.

Рыбы, акулы, киты и т.д.

Рыбы. Форма тела рыб (слайд).

Вода плотнее воздуха и поэтому в ней не так легко пробить себе дорогу и передвигаться . Рыба легко плавает рассекая воду, благодаря тому, что тело её имеет форму веретена или сжатое с боков.

1.Признак обтекаемая форма тела.

2.Тело рыбы покрыто слизью, которая уменьшает трение при передвижении (легко удержать рыбу в руках? - трудно)

А чем дышат рыбы - (жабрами - поглощают кислород как и мы только растворённый в воде.

3. Рыбы двигаются вперёд - это работа хвостового плавника.

Рыбы не только плавают, но и летают. Рыбы тропической и субтропической воды Мирового океана. У них сильно разрослись грудные плавники. Полёт продолжается около 4 секунд, на расстоянии до сотни метров.

4. Следующее приспособление - плавники.

Акула - обтекаемая форма, боковая линия - воспринимающая движение воды.

Киты - обтекаемое, торпедовидное тело, слой жира защищает от переохлаждения и помогает удерживать воду в организме.

Самое большое животное на Земле - длинна -30 м. вес - 150 т. Сердце весит - 600-700 кг.,

печень - целую тонну. Это животное может жить только в воде.

Дельфины - обтекаемая форма, кожа смазывается жиром, для уменьшения трения.

Киты и дельфины - это млекопитающие, млеко - молоко, детёныши питаются молоком, дышат лёгкими, но воду не покидают, а вот моржи живут как на суше, так и в воде.

5. Приспособление - ласты (плавать в воде и передвигаться на суше).

6.Подкожный слой жира.

10. В зависимости от передвижения, пребывания в определённых слоях воды (морей, океанов), все живые организмы подразделяются на 3 экологические группы:

1.Планктон (слайд) (парящий в воде).

2. Нектон (блуждающий).

3.Бентос ( дно).

11.Растения - водоросли.

Закрепление (слайд).

12.Рефлексия (цветы на дереве).

13. Дом. Задание пар.6 подготовить сообщение о водных животных.



Тест

1.К экологическим факторам живой природы относятся

1) ветер;

2) дождь;

3) комар;

4) туман.

2. К экологическим факторам неживой природы относятся воздействие:

1) вирусов;

2) бактерий;

3) света;

4) простейших.

3. Лишний термин: свет, температура, влажность, ветер, давление, бактерии, дождь, буран.

4. Вспашка целинных степей сокращает численность:

1) тушканчиков;

2) выдр;

3) тетеревов;

4) осетров.

5. Совокупность условий в которых обитает живой организм называется:

1) средой обитаний;

2) экологическим фактором;

3) факторами живой природы;

4) факторами неживой природы.

6. Примером деятельности человека как экологического фактора является:

1) образование гор;

2) вырубка лесов;

3) испарение воды;

4) воздействие бактерий.


© 2010-2022