Рабочая программа по биологии 7 класс, Сонин

1) Цель изучения учебного предмета. Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ·            освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; ·            овладение умениями применять биологические знания для объяснения...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена Утверждена директором

на заседании методического образовательного учреждения

объединения. МБОУ «Красноподгорная СОШ»

Руководитель МО _____________Сидорова Н.В.

___________Егорова Г.П. « » ___________20___г

Протокол №

« » __________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология» в 7 классе

на 2014-2015 учебный год









Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна

учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»




2014г.


Пояснительная записка


1) Цель изучения учебного предмета.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2008.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Многообразие живых организмов» для 7-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Приказ МОРМ от 31 марта 2014 года №253 об утверждении федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального основного общего среднего образования;

- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

Изменений в авторскую программу не внесено.

3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

4) Результаты освоения курса:

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематическое планирование

п\п

Наименование тем разделов

Макси-мальная нагрузка учащегося, часы

Из них

Теоретическое обучение, часы

Лабораторные и практи-ческие работы, часы

Контрольные работы, часы

Экскур-сии, часы

Самостоя-тельная работа, часы


ВВЕДЕНИЕ

3

3





I

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ

2

2





II

ЦАРСТВО ГРИБЫ

4

4

2




III

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

16

8

6

2



IV

ЖИВОТНЫЕ

37

29

6


4



V

ЦАРСТВО ВИРУСЫ

2

2





Закрепление изученного

4

3


1




Итого:

68

51

14

3




Содержание учебного предмета


1. Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация.

Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

I. Царство прокариоты. (3 часа)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерий. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация таблицы.

Биологический диктант

II. Царство грибы (4 ч)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особен­ности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. От­делы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несо­вершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности стро­ения, питания, размножения на примере мукора. Практиче­ское значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распростране­ние. Особенности строения, питания, размножения на приме­ре дрожжей. Практическое значение. Грибы-паразиты, черты, приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнеде­ятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие ви­дов. Роль в природе, практическое значение.

Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особен­ности строения тела, размножения.

Грибы-паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным рас­тениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, пи­тания как симбиотических организмов. Роль в природе, прак­тическое значение.

Демонстрация натуральных шляпочных грибов, муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, таб­лицы, диафильма о грибах; коллекции лишайников, таблицы, диафильма о лишайниках.

Лабораторные работы

№ 1. Строение плесневого гриба мукора.

№ 2. Строение плодового тела шляпочного гриба.

III. Царство растения (18 ч)

1. Общая характеристика царства растений (1 ч)

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятель­ности. Полцарства: Низшие и Высшие растения.

2. Подцарство Низшие растения (4 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая харак­теристика. Многообразие видов, особенности распростране­ния, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.

Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одно­клеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распростра­нение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Прак­тическое значение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности стро­ения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация живых или гербарных экземпляров водорос­лей, таблицы о многоклеточных и одноклеточных водорослях, диафильмы о водорослях.

Лабораторная работа № 3. Строение спирогиры.

3. Подцарство Высшие растения (14 ч)

Споровые растения. Общая характеристика, происхожде­ние. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растения­ми. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятель­ности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнеде­ятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жиз­недеятельности, происхождения, распространения. Роль па­поротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение.

Отдел Покрытосеменные - цветковые растения. Особен­ности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейст­ва. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.

Лабораторные работы

№ 4. Строение мха кукушкин лен.

№ 5. Строение мха сфагнум.

№ 6. Строение хвоща.

№ 7. Строение папоротника.

№ 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и се­мян сосны.

№ 9. Строение шиповника.

№ 10. Строение пшеницы.

IV. Царство животные (40 ч)

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

1. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйст­венной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятель­ности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков - паразитов человека и животных.

Демонстрация микропрепаратов, простейших, таблиц, ри­сунков об одноклеточных.

Лабораторная работа

№ 11. Строение инфузории-туфельки.

2. Подцарство Многоклеточные (37 ч)

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, тка­ни, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополо­стных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметри­ей. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сци­фоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности стро­ения, жизнедеятельности. Способы размножения, особеннос­ти индивидуального развития. Роль в природных сообществах.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением строения кишечнополостных.

Лабораторная работа

№ 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражи­мость, движение гидры.

Тип Плоские черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнеде­ятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятель­ности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнеде­ятельности, размножения и развития бычьего цепня, связан­ные с паразитизмом.

Многообразие червей-паразитов, черты приспособленнос­ти к паразитизму.

Демонстрация таблиц, рисунков о строении различных ви­дов плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Тип Круглые черви (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Особеннос­ти организации на примере аскариды человеческой. Многооб­разие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, свя­занные со средой обитания.

Демонстрация таблицы, рисунков о разнообразии круглых червей, о развитии аскариды.

Тип Кольчатые черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Проис­хождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизне­деятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в приро­де, практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособлен­ность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация живых или фиксированных дождевых чер­вей, таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообра­зии.

Лабораторная работа

№ 13. Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брю­хоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособлен­ности к среде обитания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной де­ятельности.

Демонстрация раковин брюхоногих, двустворчатых моллю­сков, таблиц, рисунков о строении моллюсков, их разнообра­зии.

Лабораторная работа

№ 14. Внешнее строение моллюска.

Тип Членистоногие (7 ч)

Особенности организации членистоногих. Происхожде­ние. Многообразие видов. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Мно­гообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, кле­щей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их орга­низации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация коллекций членистоногих, таблиц, рисунков о ракообразных, паукообразных, насекомых.

Лабораторные работы

№ 15. Внешнее строение речного рака.

№ 16. Внешнее строение насекомого.

Тип Иглокожие (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообра­зие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация коллекции, таблиц, рисунков о разнообра­зии иглокожих, особенностях строения представителей раз­ных классов.

Тип Хордовые (15 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности орга­низации. Подтип Бесчерепные. Особенности строения, жиз­недеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнеде­ятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Много­образие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Класс Земноводные (2 ч)

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жиз­недеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Много­образие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением схемы строения лягушки, многообразия земноводных.

Лабораторные работы

№ 17. Внешнее строение лягушки.

№ 18. Внутреннее строение земноводного.

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности стро­ения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация таблиц, рисунков о строении пресмыкаю­щихся, их многообразия.

Класс Птицы (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Особен­ности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкаю­щимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, рисунков о стро­ении птиц, их разнообразии.

Лабораторная работа

№ 19. Внешнее строение птицы.

Класс Млекопитающие (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизо­ванных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хронобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распростра­нение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наи­более примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Демонстрация чучел зверей, таблиц, рисунков о строении млекопитающих и их разнообразии, скелета.

Лабораторная работа

№ 20. Внутреннее строение млекопитающего.

Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» - 1 ч.

V. Царство вирусы (1 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаи­модействия вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.


Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

1.

Введение

Обобщение и повторение

3

1.1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Изучение новой темы


1

1.2.

Чарльз Дарвин и происхождение видов.

Изучение новой темы

1


1.3.

Многообразие живых организмов и их классификация.

Изучение новой темы

1


2.

Царство прокариоты.

3

К.Р.

2.1.

Общая характеристика прокариот.

Изучение новой темы и закрепление

1

2.2.

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

1

2.3.

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Комбинированный урок

1

К.р.

3.

Царство грибы.

4

К.Р.

3.1.

Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

3.2.

Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека

Изучение новой темы

1

Лабораторная работа. № 1. Строение плесневого гриба мукора

3.3.

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 2. Строение плодового тела шляпочного гриба

3.4.

Отдел Лишайники.

Комбинированный урок

1

К,р,

4.

Царство растения.

17

4.1.

Общая характеристика царства Растения.

Изучение нового материала

1

4.2.

Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Комбинированный урок

2

1

Лабораторная работа. № 3. Строение спирогиры

4.3.

Размножение и развитие водорослей

Комбинированный урок

1

4.4.

Многообразие водорослей.

Изучение нового материала

1

4.5.

Роль в природе и практическое значение водорослей.

Комбинированный урок

1

4.6.

Подцарства Высшие растения. Общая характеристика

15

4.7.

Подцарства Высшие растения. Общая характеристика.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 4. Строение мха кукушкин лен.

№ 5. Строение мха сфагнум.

4.8..

Отдел плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

4.9.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 6. Строение хвоща

4.10.

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

4.11.

Особенности строения и жизнедеятельности. Папоротников. Их роль в природе, практическое значение

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 7. Строение папоротника

4.12.

Отдел голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Комбинированный урок

1

4.13.

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Изучение новый темы

1

4.14.

Отдел Покрытосеменных. Особенности организации, происхождение.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и се­мян сосны

4.15.

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

Комбинированный урок

1

4.16.

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства розоцветных.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 9. Строение шиповника

4.17.

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

Комбинированный урок

1

4.18.

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 10. Строение пшеницы

4.19.

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства лилейные.

Изучение новой темы

Тестирование

1

4.20.

Повторение обобщение по теме: царство растения.

1

К.р.

5.

Царство животные.

40

5.1.

Общая характеристика царства животные

Изучение новой темы

1

5.2.

Особенности организации одноклеточных, или простейших; их классификация

Контрольное тестирование

1

Лабораторная работа. № 11. Строение инфузории-туфельки

5.3.

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

Комбинированный урок

1

5.4.

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

Изучение новой темы

1

5.5.

Особенности организации кишечнополостных.

Комбинированный урок

1

5.6.

Особенности организации кишечнополостных.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражи­мость, движение гидры

5.7.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.

Изучение новой темы

1

5.8.

Особенности организации плоских червей.

Изучение новой темы

1

5.9.

Плоские черви-паразиты.

Комбинированный урок

1

5.10.

Тип круглые черви, особенности организации.

Изучение новой темы

1

5.11.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

Комбинированный урок

1

5.12.

Многообразие кольчатых червей.

Изучение новой темы

1

Лабораторная работа. № 13. Внешнее строение дождевого червя

5.13.

Классы Многощетинковых и Малощетинковых.

Изучение новой темы

1

5.14.

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Тестирование

1

5.15.

Многообразие моллюсков, их значение в природе.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 14. Внешнее строение моллюска

5.16.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

Комбинированный урок

1

5.17.

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 15. Внешнее строение речного рака

5.18.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

5.19.

Многообразие паукообразных, их значение в природе.

Комбинированный урок

1

5.20.

Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 16. Внешнее строение насекомого

5.21.

Размножение и развитие насекомых.

Комбинированный урок

1

5.22.

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

Изучение новой темы

1

5.23.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

Изучение новой темы

1

5.24.

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Изучение новой темы

1

5.25.

Подтип позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

Контрольное тестирование

1

5.26.

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

1

5.27.

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 17. Внешнее строение лягушки № 18. Внутреннее строение земноводного

5.28.

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

Комбинированный урок

1

5.29.

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

Комбинированный урок

1

5.30.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Комбинированный урок

1

5.31.

Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 19. Внешнее строение птицы

5.32.

Особенности организации Птиц, связанные с полетом.

Комбинированный урок

1

5.33.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

Изучение новой темы

1

5.34.

Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа. № 20. Внутреннее строение млекопитающего

5.35.

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль с природе и практическое значение.

Комбинированный урок

1

5.36.

Сумчатые и Первозвери.

Контрольное тестирование

1

К.р.

5.37..

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изучение новой темы

Изучение новой темы

1

6

Царство вирусы.

1

6.1.

Царство вирусы.

1


График контрольных работ и проектов по темам

7 класс

2014-2015 учебный год

раздел

тема

кол-во

часов

Дата по плану

Фактическая дата

Царство прокариоты

Контрольная работа по теме: «Царство прокариоты»

1



Царство грибы

Контрольная работа по теме: «Царство грибы»

1



Царство растения

Контрольная работа по теме: «Царство растений»

1



Царство растения

Проект «Сходство и отличие низших и высших растений»

1

Царство животные

Контрольная работа по теме: «Царство животные»

1



Царство животные

Проект «Многообразие и особенности приспособленности млекопитающих к среде обитания»




Итоговая контрольная работа по курсу




Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано:

- 5 контрольных работ;

- 2 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)

Список лабораторных работ

п/п

Название работы

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Лабораторная работа. № 1. Строение плесневого гриба мукора



2.

Лабораторная работа. № 2. Строение плодового тела шляпочного гриба



3.

Лабораторная работа. № 3. Строение спирогиры



4.

Лабораторная работа. № 4. Строение мха кукушкин лен.



5.

Лабораторная работа. № 5. Строение мха сфагнум.



6.

Лабораторная работа. № 6. Строение хвоща



7.

Лабораторная работа. № 7. Строение папоротника



8.

Лабораторная работа. № 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и се­мян сосны



9.

Лабораторная работа. № 9. Строение шиповника



10.

Лабораторная работа. № 10. Строение пшеницы



11.

Лабораторная работа. № 11. Строение инфузории-туфельки



12.

Лабораторная работа. № 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражи­мость, движение гидры



13.

Лабораторная работа. № 13. Внешнее строение дождевого червя



14.

Лабораторная работа. № 14. Внешнее строение моллюска



15.

Лабораторная работа. № 15. Внешнее строение речного рака



16.

Лабораторная работа. № 16. Внешнее строение насекомого



17.

Лабораторная работа. № 17. Внешнее строение лягушки



18.

Лабораторная работа. №18. Внутреннее строение земноводного



19.

Лабораторная работа. № 19. Внешнее строение птицы



20.

Лабораторная работа. № 20. Внутреннее строение млекопитающего



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

1.Мультимидийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1

4.Школьный световой микроскоп-8

5.Оборудование для практических работ

Перечень наглядных и дидактических материалов

Перечень плакатов

1.Царство прокариоты 12.Тип Простейшие

2.Царство грибы 13.Тип Кишечнополостные

3.Отдел лишайники 14.Тип Плоские черви

4.Отдел зелёные водоросли 15.Тип Круглые черви

5.Отдел красные и бурые водоросли 16.Тип Кольчатые черви

6.Отдел моховидные 17.Тип Моллюски

7.Отдел плауновидные 1.Класс Брюхоногие

8.Отдел хвощевидные 2.Класс Двустворчатые

9.Отдел папоротниковидные 3.Класс Головоногие

10.Отдел голосеменные растения 18.Тип Членистоногие

11.Отдел покрытосеменные растения 1.Класс Ракообразные

1.Класс однодольные 2.Класс Паукообразные

2.Класс двудольные 3.Класс Насекомые

3. Типы соцветия 19.Тип Хордовые

1.Класс Рыб

2.Класс Земноводные

3.Класс Пресмыкающиеся

4.Класс Птицы

5.КлассМлекопитающиеся

Перечень влажных препаратов и муляжей

1.Медуза 1.Грибы пластинчатые и

2.Беззубка трубчатые

3.Внутреннее строение речного рака 2.Пчела медоносная

4.Паук-крестовик 3.Тутовый шелкопряд

5.Развитие комнатной мухи 4.Набор семян

6.Развитие ужа

7.Ящерица

8.Внутреннее строение ящерицы

9.Внутреннее строение лягушки

10.Ланцетник Развитие курицы

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная учебно-методическая литература

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2008

тетради с печатной основой:

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Дополнительная методическая литература

Тесты для мониторинга знаний по разделам

1.Тест по теме «Грибы»

2.Тест по теме «Растения»

3.Тест по теме «Беспозвоночные животные»

4.Тест по теме «Хордовые животные»

Электронная библиотека

1.Биология 7 класс-диск-1

2.Уроки биологии «Кирилл и Мефодий» -7 класс

21

© 2010-2022