Приёмы Способа диалектического обучения в биологии

Методическая разработка содержит набор приёмов Способа диалектического обучения с примерами их применения на уроках биологии: несколько вариантов понятийных диктантов и понятийных эстафет, диктант "Да-Нет", "Логический квадрат", выявления отношений между понятиями, выделение лишнего понятия "Третий лишний" и "Пятый лишний" на обобщение понятий, "Биолото", составление вопросов - понятий и вопросов - суждений, выявление и решения противоречий.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологииПриёмы Способа диалектического обучения в биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салбинская средняя общеобразовательная школа»



Приёмы Способа диалектического обучения в биологии

Бабич Елена Ивановна, учитель биологии и химии

Понятий диктант. Вариант 1.

Учитель или ученик раскрывает содержание понятия, а учащиеся на листочках пишут соответствующее понятие. За правильный ответ отмечают 1 балл на полях тетради.

Понятийный диктант. Вариант 2.

На доске записаны понятия под номерами. Учитель дает определение этих понятий, ученики записывают номера понятий, соответствующих определению.

Пример:

  1. рост

  2. развитие

  3. питание

  4. дыхание

  5. корневое давление


  1. пикировка

  1. рыхление

  2. поглощение

9. проведение

Задание: Используя данные понятия записать по 3 вопроса - суждения.

Пример: Понятийный диктант по теме «Многоклеточные зеленые водоросли».

На доске написаны понятия прошлого урока:

  1. водоросли

  2. хламидомонада

  3. хроматофор

  4. хлорелла

Учитель зачитывает признаки, ученики соотносят их с понятиями:

  1. Питательные в-ва поглощают всей поверхностью

  2. Содержит хлорофилл

  3. Используется для биологической очистки сточных вод

  4. Имеет жгутики

  5. Живут в воде

  6. Одноклеточная водоросль

  7. Питательные в-ва поглощает корнем

  8. Используется для получения кормов

  9. Живут на коре деревьев

  10. Многоклеточная водоросль

  11. Не имеет жгутиков.

Форма записи ответов.

1 - 1,5,9.

2 - 4,6.

3 - 2.

4 - 3,6,8,11.

После взаимопроверки, оценка определяется делением числа правильных ответов на 2.

Понятийная эстафета. Вариант 1.

На доске запись в два столбика начальных букв понятий темы.

Ученики по начальным буквам записывают понятия. Работа идет в группах. Далее с этими понятиями ученики работают, выполняя разные задания:

  1. дать определение этих понятий;

  2. найти противоположные понятия;

  3. сгруппировать по определенному признаку;

  4. показать отклонения.

Пример:

На доске запись:

к ч.к.

б.к. п.к.

к.с. м.к.с.

с.к.с. к.в.

к.ч. з.в.

з.р. з.п.

з.к. з.д.

Соревнование групп - по начальным буквам записать понятия, дать определение этих понятий, задать вопросы - суждения, используя эти понятия, сгруппировать понятия по определенному признаку. Показать зоны корня на рисунке и приростке гороха.

Понятийная эстафета. Вариант 2.

Любой ученик называет категорию, другой ученик называет существенные признаки, а третий понятие.

Диктант «да» - «нет».

Учитель зачитывает утверждения, если оно верно, ученики в карточках учета ставят знак +, если утверждение не верно, ставят знак минус. Правильными ответами являются, как отмеченные +, так и -, в зависимости от истинности или ложности утверждения.

Пример :

  1. Мхи - это высшие споровые растения.

  2. Размножаются семенами.

  3. Могут поглощать много влаги.

  4. Для оплодотворения необходима вода.

  5. Размножаются спорами.

  6. У мхов хорошо развиты корни.

  7. Споры созревают в коробочках.

  8. Из спор вырастает многоклеточная нить.

  9. Питательные вещества поглощают ризоидами.

  10. По типу питания мхи - паразиты.

Форма записи ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

оц-ка

число












17/11

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

5

Оценка определяется делением числа правильных ответов на 2.

Пример :

  1. Мхи поселяются в тех местах, где застаивается вода.

  2. Кукушкин лен способен впитать воды в 4 раза больше собственного веса.

  3. Мхи - многолетние высшие семенные растения.

  4. Мхи имеют ризоиды.

  5. Ризоиды - видоизмененные корни.

  6. Мхи имеют стебель и листья.

  7. По способу питания мхи - автотрофы.

  8. Размножаются мхи спорами, образующимися в коробочке.

  9. Размножение возможно лишь в отсутствии воды.

  10. Коробочка развивается на женском растении из зиготы.

Форма ответа:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

оц-ка

число












17/11

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

5

Каждый правильный ответ - 1 балл

Логический квадрат.

Ученики получают карточки, расчерченные на девять клеток. В верхние вписаны понятия, отличающиеся друг от друга по одному признаку. Учащиеся должны найти основание для деления этих понятий и заполнить квадрат так, чтобы понятия с одним и тем же основанием не повторились по вертикали и горизонтали.

Пример:

Основание деления - классы животных.

ящерица

курица

кошка

сокол

собака

крокодил

рысь

черепаха

ласточка

Выявление отношений между понятиями.

Пример: На доске запись понятий в следующем виде:

третье веко

гнездование

роговые чешуи

воробей сухая кожа крокодил

клюв

зубы

4-хкам. сердце

Графически показать отношение между понятиями и отразить их в суждениях.

Пример: Выявить связи между понятиями, показать стрелками.

мелкие клетки

проводящая

передвижение в-в

сосуды

образовательная

прочность

корневые волоски

механическая

питание

волокна

всасывающая

защита

пробковые клетки

покровная

рост

Используя выявленные связи составить вопросы - суждения, задать их друг другу.

Пример:

На доске запись:

  1. ризоиды

  2. гаметы

  3. корень

мхи 4. стебель папоротники

5. лист

6. спорангий

7. заросток

8. коробочка

9. спора

10. зигота

Задание: выписать номера понятий, относящихся к мхам и папоротникам.

Форма записи ответов:

Мхи Папоротники

1,2,4,5,9,10,11. 2,3,4,5,6,7,10,11.

Оценка определяется делением правильных ответов на 3.

Пример:

1. корень

2. лист

3. стебель

4. семя

папоротники 5. спора голосеменные

6. пыльца

7. шишка

8. спорангий

9. заросток

10. пыльцевой мешочек

11. семязачаток

Задание: выписать номера понятий, относящихся к папоротникам и голосеменным.

Форма ответа:

папоротники голосеменные

1,2,3,5,8,9. 1,2,3,4,6,7,10,11,

4. Из этих понятий выбрать противоположные

Пример:

Классифицировать понятия, записать в виде схемы.

Понятия записывали на доске по мере их формирования на уроке.



  1. корень корень

  2. главный главный боковой придаточный

  3. боковой

  4. придаточный стержневая мочковатая

  5. корневая система

  6. мочковатая корневая система

  7. стержневая

«Третий лишний» применяется при закреплении полученных знаний.

Пример:

На доске запись:

I

II

III

1. хлорелла

1. ель

1. сфагнум

2. орляк

2. кукушкин лен

2. пихта

3. ламинария

3. сосна

3. кукушкин лен

Задание: выбрать в каждом столбике одно лишнее понятие, объяснить на каком основании.

Форма ответа:

I 2 - папоротник, 1 и 3 - водоросли

I 1 - одноклеточное. 2 и 3 - многоклеточные

II 2 - мох, 1 и 3 - голосеменные

III 2 - голосеменное, 1 и 3 - мхи

В этом задании может быть несколько вариантов ответов, но засчитываются только правильно обоснованные.

Пример:

На доске запись:

I

  1. хломидоманада

  2. сосна

  3. спирогира

II

  1. ель

  2. орляк

  3. кипарис

III

  1. кукушкин лен

  2. сфагнум

  3. кедр



IV

  1. лиственница

  2. пихта

  3. ель



V

  1. кедр

  2. можжевельник

  3. сосна.


Задание: выбрать в каждом столбике одно лишнее понятие, объяснить на каком основании

«Пятый лишний»

В столбик записаны по пять понятий. Необходимо найти одно лишнее, указав основание его выделения.

  1. Сердце

  2. Трахея

  3. Вена

  4. Артерия

  5. Капилляр

Лишнее понятие - трахея, т.к. относится к дыхательной системе, а все остальные к кровеносной.

Пример:

На доске в столбиках написаны названия растений.

Необходимо выбрать одно лишнее и объяснить, на каком основании:

I

II

III

1. одуванчик

1. пшеница

1. чеснок

2. морковь

2. укроп

2. тюльпан

3. рожь

3. горох

3. лук

4. подорожник

4. подсолнечник

4. щавель

5. томат

5. клевер

5. мятлик

«Биолото».

У каждого ученика карточки с девятью понятиями и фишки для закрывания понятий. Учитель дает определение, ученики закрывают соответствующее понятие фишками с номерами вопросов.

Теплокровность

кровеносная система

млекопитающие

опорно-двигательная система

холоднокровные

плацента

класс пресмыкающиеся

класс птиц

перо

Составление вопросов - понятий, содержащих одинарное принуждение, т.к. требуется раскрыть одно понятие по содержанию и объему.

Для удобства работы и наглядности авторы СДО предлагают использовать схему вопроса - понятия:

«Структура вопроса - понятия»

называется…

считается …

понимается под…

Что представляет… понятие

выражает…

является…

такое

Выявление отношения между понятиями и изображение их с помощью схем (кругов Эйлера) где каждый круг - это объем одного понятия. Для этого вида работы берутся сравнимые, т.е. имеющие общие признаки, понятия.

Сравнимые понятия могут быть:

  1. совместимые, у которых объемы совпадают частично или полностью;

  2. несовместимые, у которых объемы не совпадают ни в одном элементе.

Типы совместимости и несовместимости понятий, принятые в логике, авторы СДО предлагают использовать при изучении школьных дисциплин.



«Отношения понятий»



Типы совместимости

Тождества перекрещивание подчинение

А

В

А

С

В

А

В

А

В

В

А

А, В







Типы несовместимости

соподчинение противоположность противоречие







Не А







Пример:

Взаимосвязь понятий выразить кругами Эйлера (9 баллов):

  1. водоросль

  2. одноклеточная водоросль

  3. нитчатая водоросль

  4. морская водоросль

  5. бурые водоросли

  6. красные водоросли

  7. хлорелла

  8. спирогира

  9. ламинария



Пример:

  1. Плодородие

  2. почва

  3. подкормка

  4. минеральное удобрение

  5. органическое удобрение

  6. компост

  7. навоз

  8. мочевина

  9. суперфосфат

  10. калийная селитра

  11. удобрения

Задание: Взаимосвязь понятий показать кругами Эйлера.

Составление сборника понятий.

В сборнике понятия располагаются от рода к виду, т.е. в соответствии с логическим строем. Опираясь на его содержание можно выполнить с понятиями операции деления объедения, формулирование суждений, составление вопросов, проведение понятийных эстафет, классификацию понятий и выявление отношений понятий.

Пример :

Понятие

Содержание

Объем

лист

вегетативный орган растения, содержащий хлорофил и осуществляющий функции фотосинтеза, транспирации, дыхания.

1) по способу прикрепления:

  1. сидячий

  2. черешковый

2) по количеству листовых пластин:

  1. простой

  2. сложный

  1. по типу жилкования:

  1. сетчатое

  2. дуговое

  3. параллельное

Основой формирования суждений и умозаключений (II этап познания) служат такие методические приемы, как:

  1. Выявление взаимосвязи понятий

  2. Составление вопросов - суждений

  3. Решение противоречий

  4. Выявление противоречий

Все они опираются на приемы I этапа.

Примеры методических приемов работы с суждениями:

Составление вопросов - суждений.

Вопрос - суждение содержит в себе двойное принуждение, т.к.

  1. Требуется раскрыть содержание и объем двух понятий

  2. Установить связь между ними.



«Структура вопроса - суждения»

чем объяснить, что…

как доказать, что…

в каком случае… I II

когда… понятие понятие

вследствие чего

почему… слово -

каким образом. связка

Решение противоречий «Хорошо, да не очень».

Пример:

  1. Роговые чешуи пресмыкающихся хорошо проводят тепло. Это хорошо.

  2. Хорошо, да не очень. Они также быстро его отдают.

Это противоречие между строением и функцией.

Так же могут решаться противоречия между:

  1. интеграцией и дифференциацией

  2. филогенезом и онтогенезом

  3. функцией и средой обитания

  4. строением и средой обитания.

Разрешение противоречий опирается на законы диалектики:

  1. Закон перехода количества в качество

  2. Закон отрицания

  3. Закон единства и борьбы противоположностей

Выявление противоречий.

Эта форма работы представляет собой обобщение практики оперирования суждениями и опирается на логический закон противоречия.

Для обнаружения противоречия необходимо объединить два противоположных суждения об одном предмете.

Например:

Скорлупа яйца защищает развивающийся зародыш, но ограничивает запас питательных веществ.

Составить причинно - следственную цепочку, озвучив ее. Каждая группа получает набор карточек.

1 группа.

2 группа

Глинистая почва

песчаная почва

плохо пропускает воду

хорошо пропускает воду

застой воды - избыток влаги

недостаток влаги

недостаток воздуха

нарушение транспирации

нарушение дыхания корней

перегрев растения

загнивание корней

увядание

Предложить свое решение проблемы.



© 2010-2022