"Рабочая программа по биологии к учебнику Биология. Человек ( Д. В. Колесов;Р. Д. Маш). "

      Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает изучение биологии 2 часа в неделю, 68 часов в год, автор -ская программа рассчитана на 70 часов, в связи с этим в рабочей программе  уменьшено количество часов на 2 ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Отрадненский район, с. Петровское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от «28» августа 2014 года

председатель педсовета

__________Н.Г. Мащенко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 вида

По биологии

Ступень обучения (класс): основное общее 8 класс

Количество часов: 68 Уровень : базовый

Учитель Дворядкина Вера Николаевна

Программа разработана на основе :

авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс - 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс. - 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает изучение биологии 2 часа в неделю, 68 часов в год, авторская программа рассчитана на 70 часов, в связи с этим в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 за счет резерва времени.

1 час из резерва времени добавлен на добавлены на изучение темы: «Нервная система человека» ;

1 час использован на урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»

Распределение часов по темам.


Тема

кол-во часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение.

1

1

2

Раздел 1.

Происхождение человека.

3

3

3

Раздел 2.

Строение и функции организма

57

57+1(рез.)

Общий обзор организма человека.

Клеточное строение организма . Ткани

1

5

1

5

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

Нервная система человека

Эндокринная система

1

5

2

1

5

2

Опорно-двигательная система.

7

7

Внутренняя среда организма

Кровеносная и лимфатическая система.

3

6

3

6

Дыхательная система

4

4

Пищеварительная система

6

6

Обмен веществ и энергии

3

3

Покровные ткани .Теплорегуляция

3

3

Выделительная система

1

1

Анализаторы

5

5

Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика

5

5

4

Раздел 3.

Индивидуальное развитие организма

5

5

5

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»

1(рез)

Резерв времени

4

Итог:

70

68


  1. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.

  2. Литература и источники.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  2. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

  4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

  5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. - М.: Мир,

  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995

  7. Журнал «Биология в школе»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Электронные издания:


  1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова .

  2. Биология 8 класс.1С образование 4.Дом


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания № заместитель директора по УВР :

МО учителей естественного цикла _____________Л.Т. Кобрешвили

от «___» сентября 2-14 года

Руководитель МО__________ «__» сентября 2014 г.



Согласовано

заместитель директора по УВР

____________Л.Т.Кобрешвили

«___» сентября 2014 года

Краснодарский край ,Отрадненский район, с.Петровское

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс : 8

Учитель: Дворядкина Вера Николаевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Дворядкиной Веры Николаевны учителя биологии МБОУ СОШ №4 утвержденной решением педагогического совета, протокол №1 от «28» августа 2014 года





Календарно - тематическое планирование

уроков биологии в 8 классе.

п\п

Тема урока

лабораторные и практические работы

Количество часов

по рабочей про.

оборудование

Дата

план

факт

Введение

1

1

Науки, изучающие организм человека:

Их становление и методы исследования.

1


Раздел1. Происхождение человека

3

2

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

1

3

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

1

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс.

(раздел 1)

4

Расы человекаЧ еловек как вид.

1

компьютер, проектор, презентация

Раздел 2. Строение и функции организма

57+1

(рез)


5

Тема 2.1. Общий обзор организма человека

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1


1

Торс человека

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани.

5

6

Внешняя и внутренняя среда организма.

1

7

Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

1

Таблица «Строение животной клетки», компьютер, интерактивная доска

8

Деление клетки.

1

9

Жизненные процессы клетки.

Опыт

«Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.»

1

10

Ткани. Типы тканей и их свойства Строение и функция нейрона. Синапс.

Лаб работа №1.

Рассматривание клеток и тканей в оптический

микроскоп. Микропрепара, соединтельной, мшечной и нервной тканей.

1


Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1

11

Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лаб. работа №2

Самонаблюдение мигательногорефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

1

Учебное электронное издание, бкомпьютер, интер.доска, проектор

Тема 2.12 .Нервная система человека

5+1 рез.

12

Значение нервной системы. Мозг и психика.

1

13

Строение нервной системы.

1

таблица

14

Строение и функции спинного мозга.

1

Таблица «Строение спинного мозга»

15

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа № 3: «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».

Лабораторная работа № 4

«Рефлексы продолговатого и среднего мозга -тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы при раздражении».

1

Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»

16

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

1

Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»

17

Соматический и автономный отделы нервной системы

1


Тема 2.13. Эндокринная система

2

18

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

презентация, компьютер, интеракт. доска

19

Гормоны гипофиза и щитовидной железы. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

1

презентация, компьютер, интеракт. доска

Тема 2.4.Опорно - двигательная система

7

20

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей

Лабораторная работа №5

«Микроскопическое строение кости».

1

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 1

21

Скелет человека..

1

Таблица «Скелет целовека»

22

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Лаб.работа №6

«Мышцы человеческого тела»

1

Таблица «Мышцы человека»

23

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №4

Лаб раб №7

«Утомление при статической и динамической работе».

Самонаблюдения работы основных мышц, роль

плечевого пояса в движениях руки.

1

24

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия..

Лаб раб.№8

«Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

1

25

Первая помощь при ушибах, переломах костей

ивывихах суставов.

1

26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1


Тема 2.5.Внутренняя среда организма.

3


27

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Лаб.работа №9

«Рассматривание крови человека и лягушки под

микроскопом».

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

28

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс (раздел 4)

29

Тканевая совместимость. Переливание крови..

1


Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы.

6

30

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

31

Круги кровообращения.

Лаб.работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Лаб.работа №11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1

32

Строение сердца. Работа сердца.

1

презентация,бькомпьютер, интеракт.доска, муляж сердца.

33

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.

Лаб.работа №12 «Определе

ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лаб.работа №13.

«Опыты, выясняющие природу пульса».

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 7)

34

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Лаб.работа №14 «Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой ситемы на дозированную нагрузку».

1

35

Первая помощь при кровотечениях.

1


Тема 2.7.Дыхательная система

4


36

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

37

Газообмен в легких и тканях.

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии

вдоха и выдох

1

38

Функциональные возможности дыхательной системы .

Лаб.работа №15

«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

1

39

Выявление и предупреждение болезней органов

1


Тема 2.8. Пищеварительная система.

6

40

Пищевые продукты и питательные вещества.

1


41

Значение пищеварения.

1

42

Пищеварение в полости рта.

Лаб.работа №16

«Действие ферментов слюны ны крахмал».

1

43

Пищеварение в желудке.

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

1

45

Заболевания органов

пищеварения, их профилактика

1


Тема 2.8.Обмен веществ и энергии.

3


46

Обмен веществ и энергии - основное свойство

всех живых существ.

1

47

Витамины.

1

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел 10)

48

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа № 17

«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» и

лабораторная работа № 18

«Сопоставление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

Тема 2.10. Покровныеорганы. Теплорегуляция.

3


49

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.

1

50

Уход за кожей.

1

51

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел11)

Тема 2.11. Выделительная система.

1


52

Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.

1


Тема 2.13.Анализаторы

5

53

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.


1

Лабораторный практикум

Учебное электронное издание.

54

Зрительный анализатор

Лабораторная работа № 19

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

1

55

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.

1

56

Слуховой анализатор.

1

57

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствиельности, обоняния и вкуса.

1

Мультимед. Электр.учебное пособие « Биология 9 класс (раздел 37)

Тема 2.14

Высшая нервная деятельность

5


58

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

59

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лабораторная работа №20

«Выработка навыков зеркального письма».

1

60

Биологические ритмы. Сон и сновидения

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека .Речь и сознание

1

62

Волевые действия. Эмоции. Внимание.

Лабораторная работа № 21

«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при произвольном ,непроизвольном внимании при активной работе»

1



63

Раздел 3.

Индивидуальное развитие организма.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

5


1

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

65

Наследственные и врожденные заболевания.

1

66

Развитие ребенка после рождения

1

67

Индивид и личность.

1

68

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»











© 2010-2022