УРОК «ПАМЯТЬ»

Цель урока: формирование понятия о высшей нервной деятельности чело­века, дать характеристику различных класси­фикаций памяти, ознакомить с основами гиги­ены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами. При объяснении различных видов памяти учитель использует демонстрационные примеры, что делает урок интересным, увлекательным. Учащиеся получают рекомендации по хранению информации, умению систематизировать ее, соблюдению гигиенических норм памяти.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК «ПАМЯТЬ»

Автор работы: учитель биологии и географии Абатурова Валентина Владимировна, МОУ Школа п. Харп, ЯНАО

Цель урока: формирование понятия о высшей нервной деятельности чело­века, дать характеристику различных класси­фикаций памяти, ознакомить с основами гиги­ены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами.

Оборудование: экран, проектор, фотография, видеокамера, словарь иностранных слов, иголка, катушка ниток, ножни­цы, три листа с отпечатанными словами (на каж­дую парту), видеофильм для релаксации (на­пример, «Водопады»), часы с секундной стрел­кой, чистый лист бумаги (на каждого учащего­ся).

Ход урока

Урок начинается с небольшого вводного рассказа учителя о памяти.

По заданию учителя ученик читает два пер­вых абзаца из раздела «Память», текста параграфа «Особенности высшей нервной деятельности». Затем ученики закрывают учебники, и учитель спрашивает их, что они смогли запом­нить и что они могут пересказать (Что ты запом­нил? Что он рассказал? Повтори, что он прочи­тал. Повтори, что он рассказал.) Учитель отме­чает, какую часть информации ученики лучше всего запомнили и пересказали, и объясняет почему? (Как правило, учащиеся легче запоми­нают более понятную им часть информации, или последнюю часть. Читавший текст воспроизво­дит информацию лучше учеников, которые толь­ко слушали, или учеников, еще не полностью включившихся в работу.} Если класс, в котором проводится занятие, слабый, рекомендуется сразу выделить в тетради страничку «Гигиена памяти», на которой по ходу проведения уро­ка учащиеся будут записывать правила, способ­ствующие хорошему запоминанию. Если класс достаточно сильный, то эту работу учащиеся будут выполнять дома самостоятельно.

По заданию учителя второй ученик чита­ет два абзаца из раздела «Физиологическая природа памяти». Далее ученики закрыва­ют учебники, и учитель опять спрашивает, что они запомнили, что могут пересказать, ка­кая часть текста и почему запомнилась им лучше всего.

Учитель объясняет, что ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существу­ет несколько типов классификации памяти.

Первый тип классификации памяти основан на том, что запоминается человеком.

УРОК «ПАМЯТЬ»

Двигательная память. Учащиеся читают характеристику двигательной памяти в учебнике, учитель поясняет прочитанное и предлагает провести демонстрационный опыт. Для этого он по очереди вызывает юношу и девушку, которым дается задание: как мож­но скорее вдеть нитку в иголку (засекается время выполнения задания). Как правило, де­вушки справляются с этим заданием быстрее. Вопрос классу: выполняя какое задание юно­ши будут иметь лучшие результаты? (Возмож­ный ответ: быстрее и качественнее забить гвоздь молотком.)

УРОК «ПАМЯТЬ»

Образная память. Учащиеся чита­ют характеристику образной памяти в учебни­ке, учитель делает пояснения и предлагает про­вести демонстрационный опыт. Для этого нуж­но выбрать четырех учеников, трое из которых выходят из класса. Всем учащимся в классе объясняется суть демонстрационного опыта.

Первому ученику будет предложено в те­чение 30 с рассмотреть фотографию, а затем описать словами, изображенное на ней следу­ющему ученику, причем никаких вопросов задавать нельзя. Второй ученик пересказывает полученную информацию третьему, а тот - четвертому ученику. Четвертый ученик должен будет схематически нарисовать на доске то, что он понял из объяснений предпоследнего ученика.

Затем проводится сравнение рисунка на доске и фотографии. Отмечаются неточнос­ти, упущения и различия между тем, что нари­совано, и тем, что имеется на фотографии. Для более точного анализа, большей убедительно­сти и для того, чтобы не нарушать ход урока, ответы учащихся записываются на видеокаме­ру, и при повторном просмотре видеоматери­ала всем учащимся становится понятно, кто из учеников, когда и какую часть информации потерял

. УРОК «ПАМЯТЬ»

Эмоциональная память. Учащи­еся, читают объяснение в учебнике. Для демон­страции этого вида памяти желательно исполь­зовать небольшой фрагмент из фильма для ре­лаксации. Учащиеся просматривают (без зву­ка) видеофрагмент в течение 2 мин, после чего записывают, сколько времени, по их мнению, длился видеофрагмент, и кратко описывают увиденное. Учитель спрашивает: если бы уча­щимся было бы поручено озвучить эти кадры, какую они подобрали бы музыку? После отве­тов учащихся демонстрируется тот же видео­фрагмент со звуком и обсуждается, в каком случае просмотр видеофрагмента показался короче - и почему.

Словесная память. Учащиеся чита­ют объяснение в учебнике. Далее им предла­гается несколько демонстрационных опытов.

УРОК «ПАМЯТЬ»УРОК «ПАМЯТЬ»

Слуховая память. Учитель произносит вслух 10 слов - ТРУБА, КНИГА, МАШИНА, ЩЕТКА, РЫБА, САБЛЯ, ОГУРЕЦ, ЛАМПА, ТУФ­ЛИ, ДЕРЕВО. Ученики ждут 10 с и после этого записывают слова, которые запомнили. Затем учитель произносит эти слова снова, и ученики отмечают количество правильно записанных слов. Далее учитель произносит вслух 10 сло­гов - ЧИЧ, ДАН, СЯЖ, БУЛ, КОС, ТЮШ, ПЭВ, НОЦ, ДИФ, ЛИМ. Через 10 с учащиеся записывают слоги, которые запомнили. Учитель сно­ва читает эти слоги, учащиеся отмечают количе­ство слогов, которое они верно записали. Учи­тель задает вопрос классу: что вы лучше запом­нили - слова или слоги, и почему?

УРОК «ПАМЯТЬ»

Зрительная память. Учитель раздает первый лист, на котором напечатаны слова:

ДОКТОР, ВРАЧ, ТЕРМОМЕТР, МАРЛЯ, ШПРИЦ, УКОЛ, БОЛЬ, АНАЛИЗ, ЛЕЧЕНИЕ, ПОЛИКЛИНИКА. Ученики читают текст про себя в течение 10 с, переворачивают лист тыль­ной стороной вверх и, подождав еще 10 с, записывают слова, которые запомнили. Далее учитель читает эти слова вслух, а ученики от­мечают количество слов, которое запомнили.

Учитель раздает следующий лист со слова­ми: МЕЛ, СНЕГ, ЛУНА, ДЕРЕВО, ШКАФ, БА­ТАРЕЯ, МЕТЛА, ВИТАМИНЫ, КОНЦЕРТ, НОС­КИ. Принцип проведения этого демонстраци­онного опыта тот же, что и предыдущего.

Учитель раздает третий лист со словами:

КУРЬЕР, ТУМБА, ПЕНАЛ, КОВЕР, КРЕМ, ПЫ­ЛЕСОС, ОГОНЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ЦЫПЛЕНОК, ПИАНИНО, ОДЕЖДА (все эти слова напеча­таны различными шрифтами, различной степе­ни жирности и наклона). Принцип проведения демонстрационного опыта тот же. Учитель по­ясняет, в каком случае и почему количество запомненных и воспроизведенных слов оказа­лось большим.

Второй тип классификации памяти основан на различиях в объеме и времени хранения информации

. УРОК «ПАМЯТЬ»

Непосредственная (сенсорная) память. Осуществляется на уровне рецепторов. Информация сохраняется доли секунды, пока идет ее обработка и принятие решения о целесообразности запоминания.

Кратковременная память. Длитель­ность хранения информации 20 с, объем - 7 эле­ментов. Для демонстрации кратковременной па­мяти проводится следующий демонстрационный опыт. Учитель вызывает 4-6 учеников. Они дол­жны по очереди назвать по 2 положительных и 2 отрицательных качества характера челове­ка, причем каждый следующий ученик дол­жен сначала назвать те черты характера, которые были названы до него, а потом добавить свои. После ответа последнего ученика желательно спросить первого, а потом кого-нибудь из сидящих в классе. Весь демонстрационный опыт записывается на видео-камеру. При просмот­ре этой видеозапи­си легко проанализировать то количество слов, которое называет каждый ученик, и оценить количество элементов сохраняемое в кратковременной памяти, равное 7 2. Учитель уточняет, почему такое количество слов смог запомнить каждый из учеников.

Долговременная память. Ем­кость этой памяти и длительность хранения ин­формации практически безграничны, хотя и за­висят от важности, углубления в изучаемый предмет, систематизации, специфичности ко­дирования, привычности материала, контекста и мотивации.

Учитель проводит демонстрационный опыт. Ученики на специально выданных листах бу­маги записывают по рядам слова, которые были отпечатаны на первом, втором и третьем листах (см. «Зрительная память»). При этом, если воспроизведено 2-3 слова (20-30%) -память крайне слабая; 4-5 слов (40-50%) -память средняя; 6-8 слов (60-80%) - память хорошая, а свыше 8 слов (более 80%) - очень хорошая память.

Третий тип классификации памяти основан на том, автоматически или с усилием запоми­нается информация.

Непроизвольная память. Демон­страционный опыт по непроизвольной памяти:

если на экране без звука показать небольшое количество знакомых рекламных ро­ликов, то учащиеся без труда смогут их озвучить.

Произвольная память. Запомина­ние информации происходит тогда, когда че­ловек прилагает волевые усилия (например, за­поминание таблицы умножения, стихотворений).

Мнемотехнические приемы

(Одному из учеников можно поручить про­читать вслух статьи, относящиеся к мнемотех­нике, из Словаря иностранных слов или воспользоваться Интернет-ресурсами.)

1. Метод группировки Номер теле­фона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать отдельные цифры такого номера в более крупные блоки. То же отно­сится, например, к списку необходимых покупок (для запоминания их легче разделить на овощи, фрукты, мясные продукты, хлебобулочные изделия и т.д., или же на продукты, необходимые для завтрака, обеда, ужина).

УРОК «ПАМЯТЬ»

2. Методы рифм и ритма. Этот при­мер хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять...» и т.д. Рифма служит в данном слу­чае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.

3. Метод акронимов (информацию о том, что такое акронимы можно снова полу­чить в Словаре иностранных слов или воспользоваться Интернет-ресурсами). Метод акронимов - это очень распространенный при­ем, состоящий в том, чтобы составлять аббре­виатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Используется в названиях многих организаций, институтов и т.п.: НАТО, СНГ, ФСБ, ООН и т.д. К акронимам относятся сло­ва радар, лазер и т.п. Подобный прием исполь­зуют, когда по первым буквам слов, которые необходимо выучить, составляют легко запо­минающуюся фразу (например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

4. Цепной метод. При использовании этого метода необходимо элементы какого-то списка ассоциировать друг с другом в цепь, при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, вам надо запом­нить список продуктов в продовольственном магазине - кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыпленок, капуста. Исходя из первого обра­за, который придет вам в голову, составьте мыс­ленную сюрреалистическую картину: цыпленок клюет кофейные зерна, яйцо лежит в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины.

5. Метод мест. При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы ис­пользовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, распо­ложенные на дороге, по которой они ежед­невно ходили в городе («места»). Затем к каж­дому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Произнося речь, они мыслен­но проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.

6. Метод парных ассоциаций. В этом методе используется одновременно и мыслен­ные образы и рифмы (более подробно с дан­ным материалом можно ознакомиться в книге Годфруа Ж. «Что такое психология» - М.: Мир, 1992.).

В заключительной части урока учитель пред­лагает учащимся выделить те приемы, которые, по их мнению, должны способствовать хороше­му запоминанию.

УРОК «ПАМЯТЬ»

Домашнее задание: написать и обосновать пункты по «Гигиене памяти».



Литература

  1. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш «Биология. Человек» Учебник 8 класс. Москва, «Дрофа» 2014 г.

  2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии» Москва, «Вако» 2012 г.

  3. Е.А. Якушина, М.В. Крамарева «Внеклассные мероприятия. Биология» Волгоград, «Учитель» 2009 г.



© 2010-2022