• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка-структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка-структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.Поурочное планирование. Биология - 8 класс

Тема: Наследственность, среда и обаз жизни- факторы здоровья

Урок № 3

Дата урока:

Тема урока: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

Цель урока:

  1. сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

  2. сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма;

  3. продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

  4. развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

  1. совершенствовать логическое мышление.

  2. Называть основные структурные компоненты клетки.

  3. Описывать строение и функции клеточных компонентов.

  4. Определять на таблицах, рисунках, материалах электронного приложения основные органоиды клетки.

  5. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.

  6. Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне.

Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, умения сравнивать, выявлять закономерности, развивать устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Оборудование и материалы:учебник для 8 класса «Биология», «Рабочая тетрадь» к учебнику для 8 класса «Биология», таблицы « Клетки и ткани животных», «Животная клетка».

Базовые понятия и термины: клетка, клеточная теория, Органические и неорганические вещества, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, белки, жиры, углеводы

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………1-2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и мотивацияучебной деятельности …..…7 мин.

III. Изучение нового материала ……...…15 мин.

IV.Обобщение, систематизация и контроль знанийи умений учащихся- 10 мин.

  1. Самостоятельная работа учащихся …………………………….6 мин.

  2. Домашнее задание …………………………… 1-2 мин.

  3. Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап.

П. Актуализация опорных знаний.

  • Что изучает систематика животных?

  • Какие систематические категории используют для классификации животных?

  • Что такое вид?

  • Какова роль животных в природе и в жизни человека?

МНД:Около 2 млн. видов животных, 500 тысяч видов растений, грибы, бактерии, вирусы… Какое разнообразие живых организмов! Для того чтобы не «утонуть» в море информации, необходима СИСТЕМА.



ФОРМЫ ЖИЗНИ

Неклеточные Клеточные

Вирусы Прокариоты Эукариоты

Вироиды ц. Дробянки ц. Растения

Прионы (бактерии ц. Животные

цианобактерии) ц. Грибы

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Клетка - наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов. (Запись в словарь).

Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка). По форме выделяют клетки:

- с отростками

- веретенообразные

- круглые

- плоские.

Размеры клеток тела человека варьируются от 2-7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Клетка


Клеточная оболочка Цитоплазма

Поверхностный аппарат клетки Двойная цитоплазматическая мембрана

(плазмалемма)

Надмембранные структуры Подмембранные структуры

- клеточная стенка -пелликула(у одноклеточных животных)

ff: защитная, опорная, транспортная ff: защитная опорная

у растений - целлюлоза -цитоскелет (микротрубочки, белковые

у грибов - хитин микронити)

- гликокаликс(олигосахариды

в комплексе ff:перемещение и закрепление органелл

с белками и липидами мембраны) в клетке, опорная (цитоскелет)

ff: рецепторная

у животных!

В основе клеточной оболочки лежит двойная цитоплазматическая мембрана, которая разветвляется внутрь клетки и образует сложную систему мембранных компонентов. Мембраны цитоплазмы переходят в двойную ядерную мембрану.

Клетка - система мембран

А. Строение мембраны (жидкостно-мозаичная модель)

Основа мембраны - двойной фосфолипидный слой, в который встроены белки (поверхностные и внутренние). Молекулы мембран могут перемещаться.

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

Б. Свойства:

  • замкнутость - мембрана образует замкнутые пространства (компартменты);

  • асимметричность - наружная и внутренняя стороны мембраны функционируют по-разному;

  • избирательная проницаемость - обеспечивает гомеостаз клетки (постоянство внутренней среды)

В. Функции:

  • отграничивающая - отграничивает внутреннее содержимое клетки или мембранного компонента от внешней среды;

  • защитная - защищает цитоплазму и ядро от внешних воздействий;

  • рецепторная - при помощи сигнальных белков мембраны обеспечивает раздражимость клетки, обмен информацией с окружающей средой;

  • соединительная - обеспечивает межклеточные контакты;

  • ферментативная - ферменты мембраны участвуют в обмене веществ;

  • транспортная - обеспечивает поступление и выведение веществ из клетки

Транспорт

Е Е

Пассивный Активный

(в основе - диффузия (возможен против

по разности концентраций): разности концентраций)

  • свободная диффузия - через двойной с помощью белков- переносчиков

фосфолипидный слой (О2, СО2…) (например, калий-натриевый

  • облегченная диффузия - через белковые насос)

поры (глюкоза, ионы металлов…)

  • осмос - направленная диффузия молекул

воды через полупроницаемую мембрану

+



Цитоз

(транспорт оформленных частиц)

Направления

Экзоцитоз Эндоцитоз

(вывод веществ из клетки) (поступление веществ в клетку):

осуществляет аппарат Гольджи - фагоцитоз - поглощение твердых

частиц;Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

-пиноцитоз - поглощение капелек

жидкостиКонспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.


____________________________________________________________


В основе цитоза - образование пузырьков и слияние мембран!

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро - важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части - гиалоплазмы и органоидов.

Органоиды - постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (запись в словарь).

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.

Таблица с изображением органоидов клетки.

Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)

Органоид

Особенности строения

Функции

Эндоплазматическая сеть

А) гранулярная (шероховатая)

Б) агранулярная (гладкая)

Система трубочек

На поверхности - рибосомы

Гладкая поверхность

Синтез белка

Синтез гликогена и жиров

Рибосомы

Самые маленькие органоиды округлой формы

Образование белка

Аппарат Гольджи

Трубочки и цистерны

Накопление и транспортировка веществ

Митохондрии

Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки

Образование энергии (АТФ)

Лизосомы

Округлые тельца

Расщепление веществ

Внешне люди сильно отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие... Присмотритесь к себе и своим друзьям и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам.

Наше тело, как и тело всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Клеток в организме человека многие миллиарды - это его главный структурный и функциональный элемент.

Кости, мышцы, кожа - все они построены из клеток. Клетки активно реагируют на раздражение, участвуют в обмене веществ, растут, размножаются, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Клетки нашего организма очень разнообразны. Они могут быть плоскими, круглыми, веретенообразными, иметь отростки. Форма зависит от положения клеток в организме и выполняемых функций. Размеры клеток тоже различны: от нескольких микрометров (малый лейкоцит) до 200 микрометров (яйцеклетка). При этом, несмотря на такое многообразие, большинство клеток имеют единый план строения: состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты клеточной мембраной {оболочкой).

Ядро есть в каждой клетке, кроме эритроцитов. Оно несет наследственную информацию и регулирует образование белков. Наследственная информация обо всех признаках организма хранится в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

ДНК является основным компонентом хромосом. У человека в каждой неполовой (соматической) клетке их 46, а в половой клетке 23 хромосомы. Хромосомы хорошо видны только в период деления клетки. При делении клетки наследственная информация в равных количествах передается дочерним клеткам.

Снаружи ядро окружает ядерная оболочка, а внутри него находится одно или несколько ядрышек, в которых образуются рибосомы - органоиды, обеспечивающие сборку белков клетки.

Ядро погружено в цитоплазму, состоящую из гиалоплазмы (от греч. «гиалинос» - прозрачный) и находящихся в ней органоидов и включений. Гиалоплазма образует внутреннюю среду клетки, она объединяет все части клетки между собой, обеспечивает их взаимодействие.

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

Органоиды клетки - это постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции. Познакомимся с некоторыми из них.

Эндоплазматическая сеть напоминает сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков (цистерн). В некоторых участках на ее мембранах расположены рибосомы, такую сеть называют гранулярной (зернистой). Эндоплазматическая сеть участвует в транспорте веществ в клетке. В гранулярной эндоплазматической сети образуются белки, а в гладкой (без рибосом)- животный крахмал (гликоген) и жиры.

Комплекс Гольджи представляет собой систему плоских мешочков (цистерн) и многочисленных пузырьков. Он принимает участие в накоплении и транспортировке веществ, которые образовались в других органоидах. Здесь также синтезируются сложные углеводы.

Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором. Энергию, заключенную в ЛТФ, клетки затем используют на различные процессы своей жизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов, мышечные сокращения и многое другое.

Конспект урока в 8 классе на тему: Клетка- структурная единица организма. Соматические и половые клетки. Деление клеток.

Лизосомы, небольшие шарообразные структуры, содержат вещества, которые разрушают ненужные, утратившие свое значение или поврежденные части клетки, а также участвуют во внутриклеточном пищеварении.

Снаружи клетка покрыта тонкой (около 0,002 мкм) клеточной мембраной, которая отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основная функция мембраны - защитная, но она воспринимает также и воздействия внешней для клетки среды. Мембрана не сплошная, она полупроницаема, через нее свободно проходят некоторые вещества, г. е. она выполняет и транспортную функцию. Через мембрану осуществляется и связь с соседними клетками.

Вы видите, что функции органоидов сложны и многообразны. Они играют для клетки ту же роль, что и органы для целостного организма.

Продолжительность жизни клеток нашего организма различна. Так, некоторые клетки кожи живут 7 дней, эритроциты - до 4 месяцев, а вот костные клетки - от 10 до 30 лет.

Проверьте свои знания

  1. Назовите основные органоиды клетки. Какова их роль?

  2. Какой формы бывают клетки? От чего это зависит?

  3. Какую роль играют в клетке молекулы ДНК?

  4. Сколько хромосом в половых и в соматических клетках человека?

  5. Каковы функции ядра?

  6. Расскажите о строении и роли эндоплазматической сети.

  7. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

  8. Почему митохондрии называют «аккумулятором» клетки?

  9. Какие органоиды принимают участие в разрушении и растворении частей клетки, утративших свое значение?

3.Обобщение и систематизация знаний:

  1. Чем образован поверхностный аппарат клетки, и каковы его основные функции?

  2. Каково строение биологических мембран?

  3. Каковы свойства и функции плазмалеммы?

  4. Как может осуществляться транспорт через мембрану?

  5. Почему фагоцитоз могут осуществлять только клетки животных?

Подумайте

Почему клетку считают структурным и функциональным элемен том тела?

Клетка - структурная и функциональная единица тела человека, органоиды - постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции.

5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

• Работа с тетрадью. Запись терминов в биологические словари:

6. К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение в правой. Каждому ученику дается право заработать 2 жетона.

Раздаются карточки с нумераторами.



I. Клеточная мембрана

а. Носитель наследственной информации

II. Цитоплазма

б. Внутренний слой оболочки.

III. Ядро

в. Система внутриклеточных мембран, канальцев, полостей

IV. Рибосомы

г.Временные образования в клетках.

V. Митохондрии

д. Органоиды растительных клеток

VI. Лизосомы

е. «Растворители» чужеродных белков и бактерий.

VII.Эндоплазматическая сеть

ж. Внутреннее полужидкое содержимое клетки

VIII. Пластиды

з. «Энергетические станции клетки»

IX. Включения

и. Места синтеза белков.

Правильные ответы: I - б, II - ж, III - а, IV - и, V - з, VI - е, VII - в, VIII - д, IX - г.

Вопросы для повторения и обсуждения:

1. приведите примеры органических и неорганических веществ клетки?

2.Почему живые организмы не могут обходиться без воды?

3. Какие общие черты есть в строении всех живых организмов?

4.Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных?

V. Домашнее задание

По учебнику прочитать §2,§ 3, ответить на вопросы в конце параграфа,выучить термины.

9


© 2010-2022