• Преподавателю
  • Биология
  • Педагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся

Педагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяПедагогический проект Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихсяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6




Инновационный проект

«Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся»






Разработчик:

Учитель биологии Ларионова И. С.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

Тюменская область,

г. Сургут, ул. Энтузиастов 49,

МБОУ СОШ №6





г.Сургут

Оглавление


Аннотация проекта………………………………………………………...

3

1.

Актуальность проекта………………………………………………..…....

4

2.

Цель и задачи проекта……………………………………………………

7

3.

Основное содержание проекта…………………….................................

8


3.1. Пути и методы достижения цели проекта…………………………..

8


3.2. Механизм реализации проекта….……………………………………

10


3.3. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов……….....

11


3.3.1. Кадровое обеспечение …………………………………………….

11


3.3.2. Материально-техническая база……………………………………

12

4.

Партнеры……………………………………………………………………

13

5.

Целевая аудитория…………………………………………………………

13

6.

План реализации проекта.…………………………………………………

15

7.

Ожидаемые результаты и социальный эффект …………………………

17

8.

Перспективы дальнейшего развития проекта …………………………..

19


Список использованной литературы ……………………………………

20


Глоссарий …………………………………………………………………

21


Приложение ………………………………………………………………

23





Аннотация проекта

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения можно назвать его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся (системно-деятельностный подход).

Актуальность использования проектной технологии для развития познавательных УУД заключается в потенциальных возможностях, которые представляет данная технология для организации различных форм учебного сотрудничества и формирования познавательных УУД.

Данный инновационный педагогический проект был разработан в рамках реализации Программы формирования универсальных учебных действий.

Цель проекта - развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся основной ступени обучения.

Срок реализации - 5 лет (ступень основного общего образования).

Целевая аудитория - обучающиеся 5-9 х классов.

В реализации проекта задействованы следующие субъекты: учитель биологии, обучающиеся, родители обучающихся, педагоги-психологи, администрация ОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-преобразование образовательной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

-повышение качества подготовки школьников по предмету «Биология»;

-повышение уровня мотивации к изучению предмета;

-формирование навыков самостоятельной деятельности школьников путем моделирования учебных ситуаций, организации учебного сотрудничества, в т.ч. академической самостоятельности школьников на разных этапах работы над проектом (самостоятельный познавательный поиск, постановка учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициатива в организации учебного сотрудничества);

-развитие личности школьника за счет формирования навыков культуры общения;

-умение решать и оформлять в форме проекта учебные задачи на: выстраивание стратегии поиска решения задач, сериацию, сравнение, оценивание; проведение эмпирического и теоретического исследования;

-умение планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

-умение использовать составляющие проектной деятельности по изучению живой природы и живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-у педагога появится эффективный инструмент контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

1. Актуальность проекта

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения можно назвать его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся (системно-деятельностный подход).

Таким образом, развитие творчески мыслящего человека - одна из стратегических задач современного образования.

Научить школьника мыслить самостоятельно и неординарно, использовать полученные знания в повседневной жизни, выделять способы действий для решения учебных и жизненных задач разного уровня сложности - то, чему должна научить современная школа.

В связи с новыми требованиями к результатам обучения, необходимо менять подход, прежде всего самого педагога, к организации образовательного процесса.

Целостная система универсальных учебных действий не может проявиться иначе, чем в ситуации разрешения метапредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие между объективными потребностями современного общества и отсутствием определенного инструмента формирования опыта самостоятельной деятельности школьников.

Кроме того, можно обозначить еще несколько проблем, с которыми сталкиваются педагоги при организации учебно-воспитательного процесса:

  • традиционные формы организации познавательной деятельности обучающихся не позволяют удовлетворить потребности школьников в общении со значимыми, референтными группами;

  • одной из учебно-практических задач, которую ставит перед школьниками ФГОС ООО, является формирование и оценка навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций;

  • на сегодняшний день учебная деятельность направлена на повышение компетенции подростков в предметной области, в то время как школьники, являясь субъектами собственной деятельности, должны создавать собственный образовательный продукт, имеющий значимость не только для них самих, но и для других;

  • задания в учебных пособиях по биологии чаще всего носят репродуктивный характер, в то время как необходимо научить выпускника основной ступени самостоятельному мышлению, поиску и работе с различными источниками информации, умению ставить проблемы и находить адекватные пути их решения (УУД).

В качестве вероятного инструмента развития познавательных УУД у обучающихся, может быть рассмотрен потенциал проектной деятельности, которая направлена на:

  • овладение школьниками учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач;

  • реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.

Методологической базой для разработки инновационного педагогического проекта послужили работы следующих ученых и исследователей:

  • посвященные раскрытию сущности педагогического процесса: Ю.К. Бабанский, И.С. Батракова, В.В. Белорусова, Е.В. Бондаревская, П.Ф. Каптерев, ИЯ. Лернер, Х.Й. Лийметс, М.М. Пистрак, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Г.Г. Шахвердов, Г.И. Щукина и др.;

  • связанные с организацией проектной деятельности школьников: П.П. Блонский, М.Ю. Бухаркина, Н.Ю. Маркер, А.П. Пинкевич, Е.С. Полат, И.М. Соловьев, В.Н. Стернберг, Н.И. Шарикова, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.М. Эпштейн и др.;

  • рассматривающие психологические аспекты, связанные с возрастными особенностями, мыслительными процессами обучающихся, системно-деятельностным подходом: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман.

Актуальность использования проектной технологии для развития познавательных УУД заключается в:

  • потенциальных возможностях, которые представляет данная технология для организации различных форм учебного сотрудничества;

  • универсальности данной технологии применительно ко всем образовательным областям;

  • в широком спектре видов и способов оформления проектов, что позволяет их варьировать применительно к целям урока и формируемым познавательным УУД таким как: выстраивание стратегии поиска решения задач, сериация, сравнение, оценивание; проведение эмпирического и теоретического исследования;

  • процесс работы над проектом позволяет поэтапно формировать академическую самостоятельность школьников, которая проявляется в самостоятельном познавательном поиске и постановке учебных целей, освоении и самостоятельном осуществлении контрольных и оценочных действий, проявлении инициативы в организации учебного сотрудничества;

  • работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями.

Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике обусловлена современными требованиями к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО.

Таким образом, актуальность и адекватность педагогического проекта современным целям, задачам и логике развития образования не вызывает сомнения.

  1. Цели и задачи проекта


Для решения обозначенных выше проблем и противоречий был разработан проект «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся».

Цель проекта - развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся основной ступени обучения на уроках биологии.

Задачи проекта:

-создать организационные условия для приобретения школьниками опыта проектной деятельности;

-повысить мотивацию младших подростков к проектной деятельности;

-разработать комплекс педагогических мер для формирования академической самостоятельности школьников на разных этапах работы над проектом (самостоятельный познавательный поиск, постановка учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициатива в организации учебного сотрудничества);

-развивать способность школьников решать и оформлять в форме проекта учебные задачи на: выстраивание стратегии поиска решения задач, сериацию, сравнение, оценивание; проведение эмпирического и теоретического исследования;

-использовать в организации учебно-воспитательного процесса современные цифровые лаборатории, интерактивные комплексы, ЦОРы, ЭОР;

-планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

-использовать составляющие проектной деятельности по изучению живой природы и живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

3. Основное содержание проекта

3.1.Пути и методы достижения цели проекта

В основу инновационного педагогического проекта положены следующие принципы:

-принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого обучающегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей;

-принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов;

-принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками;

-принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности и внешних;

-принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области;

-принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении;

-принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности:

  • исследовательские (дискуссии, эвристические беседы, эксперимент, наблюдение);

  • поисковые (аналогия, ассоциация, эвристическое комбинирование, мозговые атаки, неология);

  • научные (ролевые игры, case-study);

  • рефлексивные (обобщение, сопоставление, контроль, самоконтроль, обсуждение, анкетирование).

Для реализации цели педагогического проекта должна быть четко определена его организационная структура.

Под организационной структурой понимается способ, которым распределены полномочия и ответственность за выполнение пакетов работ между членами проектной группы и его непосредственными участниками.

С целью реализации проекта «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся» была выбрана структура управления проектного типа (см. рис. 1).

Педагогический Совет

Заместитель директора по УВР

Консультационная группа

Управляющий Совет

Директор школы

Руководитель проектной группы

Межфункциональная проектная группа

(педагоги-психологи, учителя, классные руководители, родители)














Рис.1 Структура управления проектом

В качестве мониторинговых мероприятий планируется отслеживание следующих индикаторов:

-уровень мотивации школьников к изучению предмета «Биология»;

-степень самостоятельности при работе над проектом (соответственно возрастной категории);

-качество выполненных проектов в соответствии с критериями (см. Приложение 1);

-степень вовлеченность школьников в проектную деятельность.

3.2.Механизм реализации проекта

Площадки профессионального взаимодействия

Психологическое сопровождениеРеализация проекта «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся» будет осуществляться по следующим направлениям (см. рис. 2).

Проект

«Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся»

Социальное партнерство

Педагогическое сопровождение



Мониторинг промежуточных и итоговых результатов

Распространение информации о проекте, включение новых участников




Рис.2 Направления реализации проекта

Проект «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся» является долгосрочным, рассчитан сроком на 5 лет.

Реализация проекта «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся» предполагает следующие этапы:

-подготовительный этап (психологическая диагностика обучающихся; разработка Программы проектной деятельности обучающихся; разработка, согласование и утверждение подробного плана мероприятий для участников проекта; совершенствование материально-технической базы для занятий с группой проекта);

-этап реализации проекта (реализация модулей проекта: образовательного; психологического; модуля направленного на привлечение социальных партнеров; информационного; модуля, направленного на организацию профессионального взаимодействия и обмена; модуля по мониторингу реализации проекта);

-этап рефлексии (подведение итогов реализации проекта; отчёт руководителя проекта, передача методических рекомендаций по реализации проекта профессиональному сообществу).

3.3.Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов

3.3.1. Кадровое обеспечение

Для реализации проекта «Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности обучающихся» школа обеспечена квалифицированными кадрами.

В состав проектной группы будут включены: заместитель директора по УВР с функционалом НМР, методисты школы, педагоги-психологи, руководители предметных МО.

Из числа членов проектной группы будут выбраны тьюторы, ответственные за реализацию того, или иного модуля проекта.

Представим квалификационные категории членов проектной группы (см. рис. 3)

Рис.3 Квалификационные категории членов проектной группы

Таким образом, в основном в состав проектной группы войдут специалисты высшей и первой квалификационной категории.

В процессе работы общий контроль и руководство реализацией проекта будет осуществлять руководитель проекта.

3.3.2. Материально-техническая база

Информационно-техническое оснащение МБОУ СОШ №6 также будет способствовать успешной реализации проекта:

-2 компьютерных класса;

-1 мобильный компьютерный класс;

-25 ноутбуков;

-25 интерактивных досок;

-117 персональных компьютеров, из них 67 подключены к локальной сети и имеют доступ к сети Интернет;

-3 цифровых лаборатории: биология, химия, физика;

-наполняемость школьной библиотеки 27387 экземпляров.

ФГОС второго поколения предполагают использование в работе различных форм организации деятельности школьников. Использование активных форм работы предполагает смену деятельности и форм взаимодействия в ходе урока.

Одним из условий организации смены деятельности обучающихся в ходе учебного занятия является наличие мобильного классного пространства, которое могло бы легко трансформироваться в зависимости от формы деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

На данном этапе легкая и быстрая трансформация классного пространства во время урока затруднена громоздкой классной мебелью.

Кроме того, мобильная мебель может быть использована и в ходе оперативных совещаний, работы площадок профессионального взаимодействия, творческих групп, мастерских, встреч с научным руководителем школы и т.д.

Экономический расчет предполагаемых целевых расходов на внедрение данного проекта представлен в виде таблицы (см. таблица 1).

Таблица 1

Расчет предполагаемых целевых расходов на внедрение проекта


Ресурсы

Стоимость, 1 шт

Кол-во

Необходимо средств, тыс. руб.

Стулья складные M4-051

2600,00

25

65000

ВСЕГО затрат:



65000


4.Партнеры

К реализации проекта планируется привлечь следующие категории партнеров:

-на уровне образовательного учреждения: родители обучающихся, учителя-предметники, классные руководители, руководители МО, педагоги-психологи;

-на уровне муниципалитета: специалисты информационно-методического центра, департамента образования Администрации города Сургута, образовательные учреждения - площадки опережающего введения ФГОС ООО, ГМО учителей биологии.

5.Целевая аудитория

Целевая аудитория на которую направлен проект - обучающиеся основной ступени обучения.

Психологическая целесообразность реализации педагогического опыта обусловлена возможностью включения обучающихся в проектную деятельность с учетом их возрастных особенностей с разной долей участия педагога (см. таблица 2).

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом:
учет возрастных возможностей

Таблица 2

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5-6-е классы

7-8-е классы

9-10-е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Планирование

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Реализация плана

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация

Работа над проектом, как, может быть, никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности подростков.

Она дает школьнику возможность применить и нарастить не только академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков.

Чаще всего в подростковом возрасте доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании, в формировании образа своего будущего, в том числе профессионального.

Именно поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи.

Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося.

Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки на пути к результату будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе, поможет совладать с тревогой, даст опыт успеха.

6.План реализации проекта

Этап реализации проекта

Виды и объемы работ

Результаты

Отчет

Сроки

Начало

Окончание

Подготовка к реализации проекта


-анализ текущей организации учебно-воспитательного процесса;

Проблемный анализ

Руководитель проектной группы


сентябрь 2007






январь

2008








-составление плана перехода к желаемой образовательной системе в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

План перехода

-анализ ресурсов ОУ для реализации проекта: временные, информационные, интеллектуальные, кадровые, организационные, материально-технические, финансовые

Проблемный анализ

-определение членов проектной группы, целевой аудитории проекта;

Приказ о создании проектной группы, назначении руководителя проекта, тьюторов, кураторов

Директор школы

февраль 2008

март

2008

-разработка, согласование и утверждение Программы проектной деятельности обучающихся;

Программа проектной деятельности обучающихся на ступени ООО

Проектная группа

апрель 2008

сентябрь

2008

-совершенствование материальной базы для реализации проекта;

Достаточная материальная база

Заместитель директора по АХР

апрель 2008

ноябрь

2008

-разработка материалов по информированию целевой аудитории о целях и задачах проекта

Буклеты, брошюры, памятки, информация на сайте ОУ

Руководитель проекта, куратор школьного сайта

сентябрь 2008

ноябрь

2008

Реализация образовательного модуля


Реализация Программы проектной деятельности обучающихся

Результаты мониторинга сформированности ключевых компетенций обучающихся (см. Программа проектной деятельности)

Отчет тьютора, ответственного за реализацию образовательного модуля.










сентябрь 2008

май

2012

Погружение в проектную деятельность в рамках каникулярной творческой школы

Программа занятий с обучающимися в творческой школе

ноябрь, март (циклично)

2008

ноябрь, март

2012

Проведение креатив-фестиваля интеллектуальных идей в рамках декады естественных наук

Протокол по итогам фестиваля

март-апрель

(циклично)

2008

март-апрель

2012

Участие в конкурсах проектов, предметных олимпиадах, дистанционных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях обучающихся

Приказы, дипломы, грамоты

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Реализация психологического модуля





Диагностика познавательной, мотивационной сферы школьников; определение сферы интересов

Результаты диагностики

Отчет тьютора, ответственного за реализацию психологического модуля проекта






сентябрь/март (ежегодно)

2008


сентябрь/март (ежегодно)

2008




Тематические тренинги «Учебная коммуникация» (согласно Программе психологического сопровождения школьников)

Совершенствование умений осуществлять учебное сотрудничество и коммуникацию

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Тематические тренинги «Курс лидера» (согласно Программе психологического сопровождения школьников)

Создание ситуации успеха

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Игра «Как все успевать» (согласно Программе психологического сопровождения школьников)

Совершенствование регулятивных УУД

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Мастер-класс «Харизматичный оратор» (согласно Программе психологического сопровождения школьников)

Совершенствование умений устной презентации результатов собственной деятельности

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Реализация модуля проекта направленного на привлечение социальных партнеров

Комплекс мероприятий по освещению ключевых мероприятий проекта с участием социальных партнеров

Перечень мероприятий с участием социальных партнеров

Отчет куратора модуля проекта

В период реализации проекта/отчетность ежемесячно

2008

В период реализации проекта/отчетность ежемесячно

2012

Открытые уроки, мастер-классы в рамках ГМО, деятельности школы как площадки опережающего введения ФГОС

Приказы ДО, информационные письма ИМЦ

По мере объявления семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий (в соответствии с планом работы Площадки опережающего введения ФГОС)

2008

По мере объявления семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий (в соответствии с планом работы Площадки опережающего введения ФГОС)

2012

Участие в декаде молодых специалистов города

Приказы ДО, информационные письма ИМЦ

Приказы ДО, информационные письма ИМЦ

2008

Приказы ДО, информационные письма ИМЦ

2012

Информационный модуль

Освещение результатов проекта в СМИ

Информация на сайте, в школьной газете

Отчет куратора модуля проекта

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Информационные буклеты, брошюры, памятки

Информационные буклеты, брошюры, памятки

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Выступление на родительских собраниях, совещаниях, заседаниях ШУСа

Протоколы родительских собраний, совещаний, заседаний

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Модуль, направленный на организацию профессионального взаимодействия

Представление и обсуждение результатов реализации проекта на заседаниях МО, ГМО, сетевых сообществах

Тексты выступлений, докладов

Тьютор проекта




в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Работа в межфункциональной группе по усовершенствованию инструментария реализации Программы проектной деятельности школьников

Изменения, дополнения к Программе

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Представление результатов проекта на научно-практических конференциях

Публикации в сборниках по результатам

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Включение в проект и погружение в содержание новых участников (коллег) проявивших интерес к данному виду инновационной работы

Изменения списочного состава членов проектной группы

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Взаимодействие с кафедрой педагогики и психологии СурГПУ по направлению рецензирование и экспертирование проекта

Рецензии на проекты школьников, Программу проектной деятельности школьников

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Мониторинг реализации проекта

Мониторинг реализации плана проекта (соответствие срокам и качеству выполненных работ)

Данные мониторинга реализации плана проекта

Отчет руководителя проектной группы

в течение учебного года

2008

в течение учебного года

2012

Подведение итогов реализации проекта




Публикация в методических журналах

Статья в журнале «Первое сентября»

г. Москва

Отчет руководителя проекта

май 2013

май 2013

Итоговый отчет о реализации проекта

Итоговый отчет о реализации проекта

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемыми результатами реализации проекта являются следующие изменения в образовательном процессе:

-преобразование образовательной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

-повышение качества подготовки школьников по предмету «Биология»;

-повышение уровня мотивации к изучению предмета;

-формирование навыков самостоятельной деятельности школьников путем моделирования учебных ситуаций, организации учебного сотрудничества, в т.ч. академической самостоятельности школьников на разных этапах работы над проектом (самостоятельный познавательный поиск, постановка учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициатива в организации учебного сотрудничества);

-развитие личности школьника за счет формирования навыков культуры общения;

-умение решать и оформлять в форме проекта учебные задачи на: выстраивание стратегии поиска решения задач, сериацию, сравнение, оценивание; проведение эмпирического и теоретического исследования;

-умение планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

-умение использовать составляющие проектной деятельности по изучению живой природы и живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-у педагога появится эффективный инструмент контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Социальный эффект реализации инновационного педагогического проекта - усвоение обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни посредством проектной деятельности обучающихся, направленной на:

  • осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, и готовности активно им противостоять;

  • овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

  • формирование готовности обучающихся к социальному воздействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний, убежденности в правоте выбора здорового образа жизни и вреде от употребления алкоголя и табакокурения.



11.Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспектива дальнейшего развития инновационного педагогического проекта может заключаться в его распространении на разных уровнях:

-институциональном (в рамках школьных методических мероприятий);

-муниципальном (в рамках городских мероприятий: декада молодых специалистов ОУ города, ГМО, конференции, круглые столы, педагогические мастерские, мастер-классы);

-региональный (в рамках окружных конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации, вебинаров);

-федеральный (публикации в сборниках научных статей, сетевых сообществах учителей биологии, фестивали педагогических идей).

Кроме того, возможно использовать концептуальную идею проекта для организации проектной деятельности школьников на ступени НОО.



Список использованной литературы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  3. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Минэкономразвития России, Москва, 2010.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897).

  6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241', зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011г., рег. № 19707).

  7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий//М.: Просвещение, 2011. -159с.

  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2008.- 192с.

  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.-М.: Просвещение, 2011.-342с.

Глоссарий

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Проект - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата

Учебное сотрудничество - форма взаимодействия педагога и учащихся, обучающихся друг с другом, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Проектное обучение - обучение, в котором деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Учебный проект - самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

Системно - деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Технология проектного обучения - разработка и создание учеником под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическое значение.

Проектирование - целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.




© 2010-2022