Рабочая программа по биологии 9 класс

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В. В. Пасечником и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле. Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:  Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.Система контроля знаний и практических навы...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лухманова Галина Васильевна

Учитель биологии первой категории

МКОУ Камышинской СОШ

с. Камышино Купинского района

Новосибирской области



Рабочая программа

по биологии для 7- х классов

«Введение в общую биологию»

на 2014-2015 учебный год

(68 часов, 2 часа в неделю)








Пояснительная записка

по биологии

9 класс.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В. В. Пасечником и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника: Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Рабочая программа по биологии 9 классПриказ Минобрнауки Новосибирской области от 01.07.2014 N 1573 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2015 учебный год".

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать со справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
    Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.


Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ 1

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ


ТЕМА 1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

10 часов

2

ТЕМА 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ.

15 часов

3

ТЕМА 1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ

14 часов

4

ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ

3 часа

5

ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ

8 часов

6

ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ

4 часов

7

РАЗДЕЛ 2

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

7 часов

8

РАЗДЕЛ 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

6 часов

Итого

68 часов

Система контроля знаний и практических навыков представлена тестами (обучающего характера, открытыми и закрытыми), самостоятельными, контрольными работами. Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый, (поурочный, текущий, тематический).

Программой предусмотрены 3 лабораторные работы:

«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»,

«Выявление изменчивости организмов»,

«Изучение морфологического критерия вида»

6 проверочных работ.

Настоящее календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:

УМК:

  1. А.А.Каменский .Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.: общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа 20013 г.

  2. Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетрадь. 9 класс /В.В. Пасечник. -М.: Дрофа, 20013.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / И.В.Григорян.- М: ВАКО, 2010

  4. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/ М.В.Высоцкая. -Волгоград: Учитель, 2008

Методических пособий для учителя:

  1. Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В.

  2. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.

  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.

Дополнительной литературы для учителя:

  1. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  2. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся:

  1. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с.: ил.

Научно-популярной литературы для учащихся:

  1. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  2. Энциклопедия для детей.Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с.: ил.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с.: ил.

Учебно - методический комплекс:

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.

3. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.

4. Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.

Дополнительная литература.

  1. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009.

  3. Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации - 2010: учебно - методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников - Ростов н/Д: Легион, 2009.

  5. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.

  6. Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2010.

  7. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. - Волгоград: Учитель, 2005.

  10. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. - М.: Глобус, 2010.

  11. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.

  12. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. - Волгоград.: Учитель, 2010.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

km.ru/educftion

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Содержание

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы(54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

■ Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрации

микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

половое и бесполое размножение

оплодотворение

формы изменчивости организмов

■ Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

признаки вида

экологические факторы

■ Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрации

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

модели экосистем

структура экосистемы

пищевые цепи и сети

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема

■ Практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

■ Экскурсия

Биогеоценоз.

Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек»

границы биосферы

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

■ Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации

окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

■ Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс.


№ п.\п.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вводимые понятия попутного повторения

Контрольные мероприятия

Прогнозируемый результат

1.

ВВЕДЕНИЕ.

Биология как наука и методы её исследования.

2 час.

Формирования знаний

Уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки. Методы изучения живой природы и их характеристика: эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки, методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Научное исследование

Генетика

Устный опрос

Методы исследования в биологии. Жизнь (развитие понятия).

2.

Современные научные представления о сущности жизни.

Комбинированный

Признаки живого организма, свойства; сравнение живого и неживого.

Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого.

Гипотеза

Закон

Жизнь

С/Р

РАЗДЕЛ 1.

Уровни организации живой природы. (54 час.)

Тема № 1.1

Молекулярный уровень.

3.

Молекулярный уровень: общая характеристика.


10 час.

Изучения нового материала

Свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Уровни организации живой природы

Биополимеры

Мономеры


Устный опрос

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты (развитие понятий).

4.

Углеводы.

Комбинированный

Вещества, входящие в состав углеводов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность углеводов к биополимерам.

Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность углеводов к биополимерам.

Сахариды

С/Р

5.

Липиды.

Комбинированный

Вещества, входящие в состав липидов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность липидов к биополимерам.

Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность липидов к биополимерам.

Липиды

Устный опрос

6.

Состав строение белков.

Комбинированный

Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи

Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи

Структура белков

Работа в тетради

7.

Функции белков.

Комбинированный

Функции белков: каталитическая, пластическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная и дт.

Перечислять функции белков, объяснять их значение.

Гормон

Фермент

Устный опрос по определениям

8.

Нуклеиновые кислоты.

Комбинированный

Типы нуклеиновых кислот, составляющие мономеров ДНК и РНК, особенности строения нуклеиновых кислот, значение НК в организме.

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.

Нуклеотид

Двойная спираль

Работа в тетради

9.

АТФ и другие соединения клетки.

Комбинированный

Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме.

Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.

АТФ
АДФ

Работа в тетради

10.

Биологические катализаторы.

Комбинированный

Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, свойства ферментов, образование комплекса «фермент-вещество»

Давать определение терминам, перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, характеризовать свойства ферментов, объяснять образование комплекса «фермент-вещество»

Катализ

Катализатор

Устный опрос по определениям

11.

Вирусы.

Комбинированный

Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам.

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Вирус

Капсид

Работа в тетради

12.

Проверочная работа № 1

по теме «Молекулярный уровень».

Урок контроля

П.\Р.

№ 1

Тест

Тема № 1.2

Клеточный уровень.

13.

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетке.

15 час.

Урок изучения нового материала

Великие ученые-микроскописты, основные положения клеточной теории, про- и эукариотические клетки животных и растений.

Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характ-вать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.

Клеточная теория

Ядро

Устный опрос

Клеточный уровень. Органоиды клетки. Синтез белка (развитие представления).

14.

Клеточная мембрана.

Комбинированный

Строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ.

Уметь и знать термины, характеризовать строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ.

Пиноцитоз

Фагоцитоз

Органоиды

Устный опрос

Работа в тетради

15.

Ядро.

Комбинированный

Строение ядра.

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Прокариоты

Эукариоты

Гаплоидный набор хромосом

Устный опрос по определениям

16.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Комбинированный

Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

Рибосомы

ЭПС

Работа в тетради

17.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Комбинированный

Кристы

Пластиды

Граны

Устный опрос

18.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Комбинированный

Элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, сравнительная характеристика прокариот с эукариотами, признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

Органоиды клетки прокариот.

Знать элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариота

Центриоли

Веретено деления

Устный опрос по определениям

19.

Прокариоты, эукариоты. Различия в строении.

Комбинированный

Анаэробы

Споры

Работа в тетради

20.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Комбинированный

Обмен веществ, ассимиляция и диссимиляция.

Знать определения терминов характеризовать обмен веществ, обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Ассимиляция

Диссимиляция

Метаболизм

Устный опрос по определениям

21.

Энергетический обмен в клетке.

Комбинированный

Вещества - источники энергии, продукты реакций, строение АТФ.

Знать определение терминов, называть вещества - источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.

Макроэргическая связь

Работа в тетради

22.

Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы.

Комбинированный

Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов.

Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.

Автотрофы

Гетеротрофы

Хемотрофы

Фототрофы

Устный опрос

23.

Фотосинтез и хемосинтез.

Комбинированный

Фотосинтез, фазы его, содержание фотолиза, фото- и хемосинтезы.

Называть органы растения, где происходит процесс фотосинтеза, фазы его, анализировать содержание фотолиза, сравнивать фото- и хемосинтезы.

Фотосинтез Хемосинтез

Устный опрос

24.

Синтез белков в клетке.

Урок изучения нового материала

Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода, ферментов, матричная функция ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Ген

Генетический код

Триплет

Полисома

Транскрипция

Трансляция

Работа в тетради

25.

Общие понятия о делении клетки.

Комбинированный

Фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, биологический смысл митоза.

Давать определения терминам, называть фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, объяснять биологический смысл митоза.

Митоз

Редупликация

Хроматиды

Устный опрос

26.

Лабораторная работа № 1

«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

Комбинированный

Л./Р.

№ 1

27.

Проверочная работа № 2

по теме «Клеточный уровень».

Урок контроля

П.\Р.

№ 2

Тема № 1.3

Организменный уровень.

28.

Бесполое и половое размножение организмов.

14 час.

Комбинированный

Стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Характеристика хромосомного набора соматических и половых клеток

Характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток.

Работа в тетради

Организменный уровень. Размножение. Онтогенез. Генетика ( развитие представления).

29.

Половые клетки. Оплодотворение.

Комбинированный

Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития..

Оплодотворение

Устный опрос

30.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Комбинированный

Периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов. Постэмбриональный период, примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития.

Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития..

Онтогенез Филогенез

Работа в тетради

31.

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Комбинированный

Предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правило единообразия гибридов первого поколения, закон чистоты гамет, правило расщепления, решение задач на моногибридное скрещивание

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правила единообразия гибридов первого поколения, закон чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание

Ген

Устный опрос

32.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Комбинированный

Сущность закона независимого наследования генов. Решение задач данного типа. Виды взаимодействия аллельных генов.

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.

Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования признаков

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

33.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный

Законы

наследственности. Генотип и фенотип организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решение задач данного типа.

Характеризовать законы

наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решать задачи данного типа.

Генотип Фенотип

Устный опрос по определениям

Генотип. Фенотип. Закономерности изменчивости. Селекция (развитие представления).

34.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест.

Комбинированный

Сущность закона Моргана. Механизм сцепленного наследования.

Характеризовать сущность закона Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования.

Сцепленное наследование признаков

Перекрест

Устный опрос по определениям

35.

Взаимодействие генов.

Комбинированный

Виды взаимодействия неаллельных генов. Решение задач.

Характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи.

Кодоминирование

Эпистаз

Устный опрос по определениям

36.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Комбинированный

Группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Аутосома

Гомогаметный пол

Гетерогаметный пол

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

37.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Комбинированный

Свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, взаимосвязь генотипа и условий среды. Норму реакции организма на внешние условия.

Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснить взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия.

Изменчивость

Модификация

Норма реакции

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

38.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов».

Комбинированный

Свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, взаимосвязь генотипа и условий среды. Норму реакции организма на внешние условия. Формы изменчивости, основные различия между модификациями и мутациями, виды мутаций и факторы.

Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснять взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия.

Мутация

Делеция

Дупликация

Полиплоидия

инверсия

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

39.

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Комбинированный

Задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Центры происхождения растений.

Характеризовать задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Знать центры происхождения растений.

Селекция

Работа в тетради

40.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Комбинированный

Основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, методика, позволяющая преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов.

Характеризовать основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов.

Гибридизация

Чистые линии

Л./Р.

№ 2

41.

14.Проверочная работа

№ 3

по теме «Организменный уровень».

Урок контроля

П.\Р.

№ 3

Тема № 1.4

Популяционно-видовой уровень.

42.

Вид, его критерии. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида».

3 час.

Комбинированный

Вид, его критерии. Биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, бесплодность межвидовых гибридов. Особенности морфологического критерия вида, его индивидуальная принадлежность и приспособительный характер.

Характеризовать популяцию, обосновать роль популяций в экосистеме, характеризовать популяционно-видовой уровни организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого, определять таксонометрическую принадлежность организмов .


Вид

Критерии вида

Л./Р.

№ 3

Вид. Популяция. Экология (развитие понятий).

43.

Популяция - форма существования вида.

Комбинированный

Популяцию, роль популяций в экосистеме, популяционно-видовой уровень организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого.

Характеризовать особенности морфологического критерия вида, его индивидуальную принадлежность определенному виду живых существ.

Популяция

Работа в тетради

44.

Экология как наука. Экологические факторы.

Комбинированный

Экология как наука. Экологические факторы.

Экология

Экологические факторы

Индивидуальные задания

Тема № 1.5

Экосистемный уровень.

45.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

8 час.

Комбинированный

Сообщества, их, свойства и задачи, сравнительная характеристика сообществ, экосистем, биогеоценозов.

Знать определения, называть сообщества. Характеризовать их, свойства и задачи, проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов

Биоценоз Экосистема

Биогеоценоз

Беседа

Состав и основные свойства экосистемы. Закономерности продуцирования биологического веществ. Экосистема.

46.

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Комбинированный

Группы организмов, связи в экосистемах; пространственная и морфологическая структура, цепи питания.

Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру, приводить примеры и составлять цепи питания.

Продуценты

Редуценты

Консументы

Работа в тетради

47.

Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Комбинированный

Потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы.

Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы. Обосновывать непрерывный приток энергии извне как необходимое условие функционирования экосистемы.

Пирамида численности

Биомасса

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

48.

Искусственные биоценозы.

Комбинированный

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия.

Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия

Естественные и искусственные биоценозы

Индивидуальные задания

49.

Продуктивность сообщества.

Комбинированный

Продуктивность, продукция, плодородие.

Знать определения, характеризовать чистую, первичную, вторичную продукцию, плодородие экосистем, решать простейшие экологические задачи.

Продуктивность

Дыхание

Устный опрос по определениям

50.

Саморазвития экосистемы. Экологическая сукцессия.

Комбинированный

Виды биогеоценозов, экологическая сукцессия, ее природа и механизмы, стадии сукцессии, ее значение.

Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах.

Экологическая сукцессия

Равновесие

Устный опрос

51.

Экскурсия в биогеоценоз.

Формы взаимодействий в конкретной экосистеме.

Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия

Экскурсия

52.

Проверочная работа № 4

по теме «Экосистемный уровень».

Урок контроля

П.\Р. № 4

Тема № 1.6

Биосферный уровень.

53.

Биосфера и её структура, свойства, закономерности.

4 час.

Комбинированный

Среды жизни и приспособленность организмов.

Знать определения, называть среды жизни и приспособленность организмов; характеризовать среды жизни, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Приводить примеры особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде.

Биосфера

Почва

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

Биосферный уровень

(развитие представления).

54.

Средообразующая деятельность организмов.

Комбинированный

Воздействие живых организмов на среду обитания.

Знать определения, характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Знать определения, называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы.

Гумус

Фильтрация

Устный опрос

Беседа

55.

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Комбинированный

Антропогенные факторы, человека в биоценозах, значение природных ресурсов жизни человека.

Биогеохимический цикл

Микроэлементы

Устный опрос

Беседа

56.

Экологические кризисы. Проверочная работа № 5

по теме «Биосферный уровень».

Комбинированный

Знать и называть антропогенные факторы, раскрывать роль человека в биоценозах, анализировать информацию и делать выводы о значении природных ресурсов жизни человека.

Катастрофа

Экологический кризис

П.\Р. № 5

РАЗДЕЛ 2.

Эволюция органического мира.

57.

Основные положения теории эволюции.

7 час.

Комбинированный

Основные положения теории Ч.Дарвина, общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина.

Характеризовать основные положения теории Ч.Дарвина , выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина

Изменчивость

Естественный

Искусственный отбор

Устный опрос

Беседа

Эволюция. Эволюционная теория. Формы изменчивости. Макроэволюция. Микроэволюция (развитие представления).

58.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существования, естественный отбор.

Комбинированный

Виды изменчивости, их роль в эволюции, генофонд,, механизмы, приводящие к изменению генофонда.

Знать определения, называть формы борьбы за существования. Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора.

Генофонд

Генотип

Фенотип

Устный опрос по определениям

Работа в тетради

59.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

Комбинированный

Генетическое равновесие

Устный опрос

Беседа

60.

Борьба за существования и естественный отбор. Формы естественного отбора.

Комбинированный

Формы борьбы за существования. роль естественного отбора и его формы, сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Адаптация как результат действия естественного отбора.

Давать определения, характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы, приводить примеры; доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции.

Приспособленность

Движущий отбор

Беседа

Работа в тетради

61.

Изолирующие механизмы

Комбинированный

Процесс микроэволюции, его основные формы, движущий отбор. Изоляция.

Репродуктивная изоляция

Беседа

Работа в тетради

62.

Видообразование.

Комбинированный

Барьеры

Полиплоидия

Устный опрос

Беседа

63.

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе».

Комбинированный

Таксонометрические группы. Макроэволюция. Процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Понятия параллелизм и конвергенция, сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

Давать определения, называть таксонометрические группы. Характеризовать понятие макроэволюции, приводить доказательства. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Приводить примеры.

Филогенетические ряды

Дегенерация дивергенция

Устный опрос

Беседа

Экскурсия

РАЗДЕЛ 3.

Возникновение и развитие жизни.

64.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Комбинированный

Основные гипотезы возникновения жизни.

Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни.

Креационизм

Устный опрос

Беседа

Эра. Период. Эпоха(развитие представления).

65.

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.

Комбинированный

Этапы развития представлений о возникновении жизни,

Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.

Коацерваты

Пробионты

Устный опрос

Беседа

66.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Комбинированный

Палеонтологические доказательства эволюции животных и растений.

Состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр.

Состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных.

Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.

Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

Прогенот

Эубактерии

Эра

Период эпоха

Устный опрос

Беседа

67.

Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

Комбинированный

Периоды

Устный опрос

Беседа

68.

Проверочная работа № 6

по теме «Возникновение и развитие жизни».

Урок контроля

Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

Сумчатые и плацентарные млекопитающие

Устный опрос

Беседа


Палеоген

Неоген

Антропоген

Устный опрос

Беседа



П.\Р.

№ 6

35


© 2010-2022