Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии

Хохлова Галина Федоровна,

учитель биологии,

МБОУ "Устьвашская средняя

общеобразовательная школа"

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, которое предполагает усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно-диалогическое обучение способствует созданию активно-мыслительной деятельности, через общение, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. В этом случае обучение строится, как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны изучаемых им вопросов путем решения учебных проблем, ситуаций, а учитель управляет этим учебным процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

Для осуществления проблемно-диалогического обучения необходимы следующие условия:

наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся; умение учителя создавать проблемную ситуацию;

постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;

подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов. Для такой подготовки учебный материал анализируется с разных точек зрения: научной (выделение новых биологических понятий), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций). Осуществление проблемно-диалогического обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности обучающихся. Действия ученика при создании проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

анализ проблемной ситуации; формулировка проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; решение проблемы: выдвижение предположений;

обоснование гипотезы (выбор пути решения проблемы); доказательство гипотезы (теоретическое или практическое); проверка правильности решения;

рефлексия.


Для организации этапа постановки учебной проблемы можно использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Суть подводящего диалога заключается в том, что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового знания. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий.

В преодолении посильных трудностей, решениях проблем у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в классе, группе обучающихся.

В процессе поисковой работы общая проблема нередко расчленяется на ряд задач, наталкивающих учащихся на наблюдения за каким-либо существенным признаком предмета или явления или ставящих их перед необходимостью отделить существенные признаки объекта изучения от несущественных. В этом виде работы широкое применение находят такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Проблемно - диалогическая технология имеет цель: научиться учащимся самостоятельно решать проблемы. Приемы постановки проблемы разные:

1. предъявление учителем противоречивых фактов, теорий, точек зрения на данную проблему;

2. рассмотреть разные мнения учащихся по данной проблеме;

3. поиск нахождения решения через практические работы, исследования, научные факты;

4. создание продукта по данной проблеме ( таблица, схема, рисунок, проект).

Например, на уроке биологии при изучении в 11 классе темы «Гипотезы о происхождении жизни»

В начале урока предлагаю учащимся:

Учитель - Раскройте понятие "жизнь".

Учащиеся - Высказывают свое мнение.

Учитель - Сравните определения понятия "жизнь". В чем, различие в формулировках? Фридрих Энгельс дал определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

М. В. Волькенштейн дал определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот».

Согласно взглядам М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

Учащиеся - Находят ответ на вопросы.

Учитель - Однозначного, полного определения жизни пока нет. Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живых организмов.

Учитель - Назовите свойства живых организмов.

Учащиеся - Перечисляют свойства живых организмов..

Учитель - Как возникла жизнь на Земле.

Учащиеся - Высказывают свое мнение.

Учитель - Какие существуют взгляды или гипотезы о происхождении жизни на Земле?

Какие из них наиболее убедительные?

Учащиеся выслушивают выступления на вопросы товарищей.


Выход из проблемной ситуации

Учитель - Ребята, давайте вспомним, что такое гипотеза, и что такое теория?

Ученики отвечают.

Класс делится на несколько групп, по количеству гипотез. Задание для групп: как в этой гипотезе решается вопрос происхождения жизни на Земле. Сторонники и противники гипотезы. Итогом всей работы будет таблица по гипотезам происхождения жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Название гипотезы

Сторонники гипотезы

Представления о возникновении жизни

1.

2.

3.

4.

5.


6.

Креационизм - Божественное сотворение мира

Гипотеза самопроизвольного зарождение жизни

Гипотеза стационарного состояния

Гипотеза панспермии - космическое происхождение жизни

Гипотеза биохимической эволюции

Сообщение темы по биологии с мотивирующим приёмом, состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса связанного с темой урока. В качестве могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью наглядности.

Тема «Неклеточные формы жизни. Вирусы.» Учитель в начале урока предлагает прокомментируйте суждение П. Медовора о вирусах, назвавшего их плохими новостями в упаковке из белков". В ходе урока приходит медицинский работник:

Всегда страшно и больно узнать человеку, что он болен СПИДом. И такой человек нуждается в поддержке и помощи. Чаще всего с этим страшным диагнозом сталкиваются не только больные, но и его родные и близкие. Они боятся распространения болезни, хотя все уже знают, что бытовым путём СПИД не передаётся. Больной очень тяжело переживает свою физическую изоляцию от людей. Человек плохо себя чувствует физически. И ему никуда не деться от одиночества и депрессии.

***

Цвет лица землист. А он не старый.

В доме холод, грязь и тишина.

Дети - в школе умственно отсталых,

И в психиатрической жена.

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворён. А он при всём при том

Человеком тоже был сначала -

Тенью человека стал потом.


Учащимся - Согласись или опровергни слова медицинского работника. Данный прием на уроке используется для того, чтоб обратить внимание на заболевание СПИДом.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Учитель вместе с учащимися решает данные проблемы. Дети открывают и осваивают новые знания, учатся думать, выражать свои мысли.








© 2010-2022