Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирования познавательных УУД на уроках байкаловедения



Авторы: Климентьева Т.Н., учитель биологии МАОУ города Иркутскеа №2,

Стенина Н.В., учитель биологии МБОУ города Иркутска СОШ №6.



Современный ученик в условиях реализации ФГОС основного образования должен не только решать, осознавать способы действия, учебно-практические задачи, но и учебно-познавательные которые он применил. Т.е необходимо стремиться достичь метапредметный результат, который достигается на каждом предмете через развитие УУД .

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ресурсом для формирования универсальных учебных действий являются специально созданные учебные ситуации и задания. Чтобы легче было разработать такие задания, мы создали методическое пособие «Байкальские забавы», клипы по темам к учебнику «Байкал с древних времен до наших дней», «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» (авторов Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой

На данный момент разработано 15 клипов к 15 различным темам.

Следующим этапом совместной деятельности является создание учебных игр к учебникам. Эти игры можно использовать на различных этапах урока. В начале урока это позволит лучше сформировать новые понятия темы. В середине урока - можно использовать в качестве закрепления на данном этапе. В конце урока это позволит обобщить тему и провести рефлексию.

Чтобы задания несли познавательную и развивающую функции, необходимо продумать их систему, развивающие различные УУД. Например, сравнение, анализ, синтез, подведение под понятие. Это те самые приемы мыслительной деятельности, которые необходимо сформировать у учащихся к старшим классам. Такого рода задания, хорошо впишутся в сценарий системно-деятельностного урока. Сейчас покажу вам игру в которой есть примеры задания такого плана.

Наш идеальный результат: ученики знают, какими УУД они владеют
«Я умею и знаю как…»

1.. …СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ» ,

2. …ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»

3. …ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»

4. …РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

5. …ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ»

. Сейчас покажу вам игру в которой есть примеры, задания такого плана.


Познавательные УУД

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование;

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ;

• синтез;

• сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


3

© 2010-2022