- Преподавателю
- Биология
- Статья проектно-исследовательская технология
Статья проектно-исследовательская технология
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дудник Е.Ю. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Использование проектно - исследовательской технологии на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования экологической культуры»
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению».
В.Г Белинский
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг
Успешность образовательного процесса зависит от совокупности определенных педагогических условий, которые целенаправленно создаются, функционируют и развиваются на глубокой научной основе и позволяют сделать формирование экологической культуры более эффективным. В качестве таких условий можно выделить:
-
учет возрастных особенностей учащихся;
-
учет склонностей, интересов и потребностей школьников;
-
единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;
-
непрерывность экологического образования;
-
разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности.
-
организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.
Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии может выступать как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования, а может быть основой повседневного общения учителя и ученика. Такую деятельность можно определить как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, а результатом последней является развитие экологической позиции по отношению к миру, другим людям и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения. Учитель выступает как организатор формы и условия деятельности, у ученика формируется мотивация подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской позиции. Учитель и ученик должны быть партнерами. Существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования. С одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой - она должна быть интересна и преподавателю.
Исследовательские проекты по биологии подводят к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности, т. е. исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Задача учителя - создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию, добиться тяги к знаниям, обеспечить конкурентоспособность школьника в будущем. Усилия педагога направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка на уроках биологии организуется как удовлетворение не только познавательной, но и целого ряда других потребностей развития личности ученика: самоутверждения, самовыражения, самоопределении.
Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению биологии и экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных биологических и экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Технологию данного педагогического проекта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:
Подготовительный этап.
Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;
Выбрана программа преподавания экологии. Урочные занятия дополняются занятиями кружка.
Этап внедрения технологии.
Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников.
Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), проектирование, работа над исследовательскими работами и др.;
Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной.
Этап совершенствования.
Организация системной работы;
Содержательное расширение практической деятельности.
Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
Сотрудничество с экологическими организациями (ЦДТ);
Участие в экологических конкурсах различного уровня.
Метод учебного проекта - это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленные на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, презентативные, исследовательские, поисковые методики.
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Проектная деятельность - часть учебной деятельности, она интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Она позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Проблема проекта
«Почему? »
Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта
«Зачем?» (мы делаем проект)
Целепологание
Задачи проекта
«Что?» (для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
«Как?» (мы это можем делать)
Выбор способов и методов - планирование работы
Результат
«Что получится?» (как решена проблема)
Ожидаемый результат
Критерии успешности работы над проектом:
-
Достигнут конечный результат.
-
Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
-
Результат проекта может быть использован другими коллективами
-
Получено удовольствие от своей деятельности.
Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проблема
Мы плохо знаем местные виды растений и животных
Почему?
Не интересуемся.
Не владеем информацией.
Что делать?
Изучить через справочную литературу и из жизненных открытий.
Как?
Узнать у родителей.
Изучить исторические документы.
Читать справочную литературу.
Что получить?
(результат)
Продукт
Под моим руководством обучающими разработаны и реализованы множество различных проектов и исследовательских работ.
Таблица №1. Типы проектов, разработанных и реализованных учащимися:
Типы проектов
Исследовательские
Игровые,
ролевые
Творческие
Социальные
Краткосрочные
Юный фитотерапевт", "Лесная аптека", "Природа на службе здоровья", "Бабушкина аптека"
Флеш-моб
«Мы за
чистый микрорайон!»
Экологический вестник.
Школьная газета.
Сбор макулатуры
«Давайте сбережем деревья!»
Среднесрочные
«Состояние природной среды в Нижневартовском районе»
« Твердые бытовые отходы и способы их утилизации»
« Редкие виды млекопитающих и птиц Югры.»
«Инфекционные заболевания, вызываемые червями описторхиса»
«Влияние компьютера на организм человека»
« Загрязнение окружающей среды ХМАО»
« Влияние транспорта на окружающую среду в России и в Нижневартовском районе»
« Биологические ресурсы водоемов ХМАО»
« Лес и его охрана в России и ХМАО»
«Заповедные зоны Тюменской области»
Флеш-моб
«Домашнему мусору - вторую жизнь!»
Проект "Живой организм"
Школьная акция озеленения «Моя школа - мой дом».
Проект «Школьная клумба».
«Зеленая планета»
Участие в международной акции «Марш парков»:
-
Конкурс рисунков.
-
Конкурс сочинений.
-
Конкурс поделок.
-
Конкурс
плакатов.
Посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц.
«Экологический марафон».
Социальный проект
«Экология для всех».
Долгосрочные
« Анализ качественного состава молока различных производителей»
« Зимний сад и его вредители»
«Фитонцидные свойства сосны»
« Влияние на здоровье человека нитратов и нитритов, содержащихся в продуктах питания.»
«Осторожно еда. Генномодифицированные продукты и их влияние на организм подростка»
« Содержание витамина С в плодово-ягодных культурах Нижневартовского района»
Экологический марафон
«Все об экологии»
Старшеклассники - младшим школьникам.
Конкурс фотографий «Северные просторы».
Социальный проект
«Школьный сад»
Чётко определяю этапы работы над проектом или исследовательской работой: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:
-
реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
-
принимать самостоятельные решения;
-
поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
-
увеличение умственной нагрузки;
-
требование более сложной системы оценивания;
-
увеличение объёма работы учителя;
-
существование риска неудачного выполнения работы;
-
повышение эмоциональной нагрузки;
-
нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
-
Значение проектно - исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования - повышению качества образования обучающегося.
-
Значение проектно - исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Основные результаты, проектно-исследовательской технологии:
-
Обеспечение качества знаний учащихся не ниже - 50%, успеваемости - 100%;
-
рост числа призёров олимпиад и конкурсов различного уровня;
-
осознание учащимися многообразия образовательной среды;
-
рост личностных качеств и компетенций учащихся;
-
формирование экологической культуры учащихся;
-
приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного результата.
Использованная литература
-
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2007.
-
Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
-
Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла /Т. Глова //Школьное планирование.- 2010.-№4.-С.88-100
-
Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52
-
Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2009.
-
Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2008.
-
Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
-
Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2007.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М., 2006.
-
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2008. №4.
-
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
-
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
-
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2007.
-
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3.
-
Харитонов, Н. Экологическая направленность профилизации обучения в школе /Н. Харитонов //Народное образование.- 2005.-№9.-С.145-150