Разработка урока-экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока

биология 5 класс



«Знакомство с Покрытосеменными растениями»

(урок-экскурсия)

Цели урока.

Образовательная- освоение знаний о:

  • происхождении названия раздела;

  • принципиальных отличиях от ранее изученных групп растений;

  • многообразии Цветковых;

  • применении некоторых растений человеком.

Практическая-

  • применение полученных знаний для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью,

  • безопасное поведение в природной среде.

Развивающая- развитие способностей учеников:

  • взаимодействовать с миром природы;

  • желания познать биологические обьекты и явления;

  • чувствовать их красоту и значимость для жизни человека.

Воспитательная -воспитание

  • положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе;

  • стремления к повседневному общению с природой .

Задачи урока.

Личностные - сформировать мотивацию к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений.

Метапредметные - освоение и универсальных учебных действий.

Предметные -овладение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Технологическая карта урока

Тема урока: Знакомство с Покрытосеменными растениями.

Класс: 5

Учитель: биологии Щеблыкина О.А.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: урок- экскурсия

Цели урока.

Образовательная- освоение знаний о:

  • происхождении названия раздела;

  • принципиальных отличиях от ранее изученных групп растений;

  • многообразии Цветковых;

  • применении некоторых растений человеком.

Развивающая - развитие способностей учеников:

  • взаимодействовать с миром природы;

  • желания познать биологические обьекты и явления;

  • чувствовать их красоту и значимость для жизни человека.

Воспитательная -воспитание

  • положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе;

  • стремления к повседневному общению с природой .

.

Планируемые результаты учебного занятия :

Предметные :

знать - отличия группы покрытосеменных растений от ранее изученных , многообразие покрытосеменных, применение человеком.

уметь - отличать цветковые растения от других видов растений.

Метапредметные :

регулятивные: умение организовать свое внимание, самоконтроль.

коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы, слушать учителя и товарищей

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, коллекция живых растений школьного «Зимнего сада»

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (УУД)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностная

1.Организационный момент

Приветствует учеников. Поясняет причину проведения урока вне учебной аудитории. Знакомит с правилами поведения в «Зимнем саду». Знакомит с планом проведения урока.

Запоминают правила поведения

Приветствуют учителя.

Настраиваются на нестандартную форму проведения урока

Прогностическая самооценка

2. Обоснование темы урока и задач урока

Организует беседу по актуализации ранее изученных тем и подводит к осознанию необходимости изучения новой темы.

Вопросы

1)какие группы растений вам уже знакомы?

2)почему водоросли называют низшими растениями?

3)какие группы растений размножаются спорами?

4) какие растения размножаются семенами?

5) почему все хвойные называются голосеменными?

Мостик-связка с новой темой.

Вспоминают признаки растений ранее изученных групп

Слушают наводящие вопросы учителя и отвечают

Актизируют память.

3. Первичное усвоение знаний

Обьясняет отличия новой группы растений от ранее изученных. Кратко знакомит с понятием «Жизненная форма» цветковых растений. Поясняет как отличить многолетние цветковые растения от двулетних и многолетних. Далее организует работу 2 групп учащихся- экскурсоводов и экскурсантов- по вопросу «Использование цветковых растений человеком»на базе имеющихся экспонатов зимнего сада.

(Приложение 1)

Экскурсанты запоминают, визуально знакомятся с изучаемыми обьектами

Общаются с учителем, экскурсоводами, слушают.

Активируют внимание, память. наблюдательность

Прогностическая самооценка

5.Первичное закрепление знаний (игровой момент)

Учитель проводит блиц-викторину по вопросам.

(Приложение 2)

Отвечают на вопросы. Поиск и выделение необходимой информации.

Слушают ответы товарищей, выбирают правильные

Развивают умения применить полученные знания, выбрать нужный ответ

самооценка

6. Подведение итога занятия. Определение победителей. Выставление оценок.

учитель обьявляет победителей, выставляет оценки в журнал.

Корригирующая самооценка

7. Рефлексия. Награждение победителей викторины.

Поздравляют победителей

8. Домашнее задание

Пишет на доске Пар. 23. Зад.2 стр131-132-письменно

Записывают в дневник, рапорт



Приложение 1

Экскурсия.
«Растения, используемые человеком».

Аспарагус (спаржа)

Культивируется в Западной Европе и в Северной Америке как ценное пищевое растение. В пищу употребляют ещё не вышедшие на поверхность и поэтому ещё белые и сочные побеги. Их отваривают в солёной воде и обжаривают на масле. Приготовленная таким образом спаржа считается деликатесом. В Японии из корневищ приготавливают конфеты, а в Южной Европе используют как лекарственное растение.
В коллекции Зимнего сада представлен один вид этой группы растений: Аспарагус Густоцветковый, родиной которого является влажные субтропики Южной Африки.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

Лимон.

В диком виде ныне не встречается, но учёные родиной лимона считают Индию. Плоды лимона славятся высоким содержанием витамина С, поэтому с XVIII века его используют как средство от цинги. Листья лимона имеют целебные свойства. Замечено, что в квартирах, где растут лимоны, люди меньше болеют простудными заболеваниями т.к. воздух здесь почти стерилен и многие болезнетворные микроорганизмы не размножаются. Помимо этого, плоды идут на приготовление цукатов, мармелада и варенья. В России лимон традиционно добавляют в чай. Регулярное употребление такого чая помогает избежать простуды. Интересно, что добавлять лимон в чай "придумали" именно в России. Впоследствии этот чудесный напиток приобрёл популярность во многих странах с жарким климатом. Из кожуры плодов получают ценное эфирное масло.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

Опунция.

Населявшие до прихода европейцев Американский континент аборигены широко использовали кактусы в своей жизни. Кактусы использовались в пищу, для религиозных церемоний, в качестве медицинских препаратов, как источник красящих веществ, строительный материал, материал живых изгородей. Опунция и сейчас остается одним из любимых пищевых растений мексиканцев. Его плоды известны как туна , а стебли как нопаль Как и плоды некоторых других родов, эти плоды известны под общим названием питахайя, или драконовы фрукты.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными


Алоэ.


Это обширная группа растений, произрастающая преимущественно в областях с жарким и крайне сухим климатом. В нашей коллекции 2 вида: Алоэ древовидное и Алоэ Вера.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

С давних времён алоэ культивировали как лекарственное растение.

Послушайте, что написано об этом растении в медицинском трактате эпохи Возрождения:

«Алоэ сушит раны и оживляет плоть,
Рак побеждает, глаза очищает,
Ясность разуму дает,
Язык облегчает, слух обостряет,
Падение волос останавливает,
Желудок укрепляет, печень исцеляет".

Известно, что испанские моряки со шхуны "Санта Мария" экспедиции Христофора Колумба, измученные болезнями и голодом, спаслись от смерти благодаря Алоэ Вера. Колумб, как будто, в благодарность, назвал Алоэ Вера "доктором в горшке". Хорошо известно изречение Колумба: "Четыре растения необходимы для жизни человека: зерно, виноград, олива и алоэ. Первое - кормит, второе - радует, третье - дает гармонию, четвертое - лечит".

В древних текстах Вавилонии Алоэ упоминается не только как лекарственное, но и обладающнее магическими свойствами растение. Древнейший обычай некоторых народов Ближнего Востока - вешать Алоэ над входом в дом, особенно новый, - был связан именно с этим свойством. Считали, что оно способствует долгой жизни и процветанию обитателей дома и самого дома. Висящие на домах растения Алоэ могли жить в течение нескольких лет без воды и даже цвести! По-арабски название алоэ звучит как sabr, что означает "терпение", "выносливость". Этим же словом называют получаемый из листьев алоэ сухой сгущённый сок сабур, который с древнейших времён использовали как лекарственное средство. В комнатных условиях алоэ цветёт крайне редко и именно с этой особенностью связано его народное название - столетник (якобы цветущее один раз в сто лет).



Сансевьера.


Названа по имени итальянского князя Сансевиеро (XVIII в.). В дикой природе листья этого растения, достигают в длину до 10 метров. Листья служат этому растению как бы резервуаром, в котором накапливается и сохраняется вода, необходимая для переживания сухого периода в сухих тропиках Африки. Нередко это растение густыми зарослями встречается по открытым долинам рек рядом с молочаями. Сансевьеры служат источником ценного технического волокна. Из него делают морские канаты, веревки Кроме того, это растение разводят и ради его декоративных качеств - как комнатное растение (известное под названием "щучий хвост" или "тёщин язык"), а в тёплых странах - в открытом грунте, где их сажают в качестве изгородей.
Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

Агава.


Название растения происходит от греческого слова agauos - статная, видная. Историческая родина этого растения - тропические и субтропические засушливые области Северной и Центральной Америки, а также север Южной Америки. Агавы, за небольшим исключением - монокарпики т.е. цветут один раз в жизни. Одни виды цветут на родине в возрасте 5 - 15 лет, другие - в 50 и даже 100 лет. Цветение агав - зрелище очень впечатляющее, запоминающееся надолго. У большинства видов цветонос поднимается на высоту до 3 метров,а всего количество цветков может достигать двух тысяч! Раскрытие цветков происходит в ночное время. Обилие сладкого нектара и пыльцы со специфическим запахом привлекают ночных опылителей, которыми являются летучие мыши.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

Агавы имеют большое практическое значение прежде всего как волокнистые растения. Их прочное волокно (сизаль) идёт на изготовление верёвок, канатов, рыболовных сетей и лассо. Индейцеы используют в пищу печёную сердцевину ствола и основания листьев, из них же изготовляют муку, едят цветки агав в варёном виде или высушивают их и добавляют в маисовые лепёшки. Изготовляют из агав и алкогольные напитки - пульке и текилу, а в Индии - делают сахар. Используют агавы и в качестве живых изгородей. А в народной медицине как средство от укусов комаров и змей. Мякоть некоторых агав используются в мыловарении

Панданус

Панданус - растение тропическое, в природе встречается во Вьетнаме, на Мадагаскаре и других тропических зонах Восточного полушария. Относится к семейству Пандановые. Есть у этого растения интересная особенность. Панданус образует на стволе воздушные корни, которые постепенно отрастают и укореняются. Иногда их называют ходульными корнями, они важны для устойчивости растения, когда оно вырастает до крупных размеров. В природе у пандануса со временем отмирает нижняя часть ствола, и растение существует именно за счёт этих ходульных корней.Разработка урока- экскурсииЗнакомство с Покрытосеменными

В природе панданус цветёт и образует плоды. По виду и вкусу они напоминают ананас. В комнатных условиях растение не цветёт и не плодоносит.

Приложение 2

Вопросы блиц - викторины.

  1. Какое второе название имеют Покрытосеменные? (Цветковые)

  2. Что у покрытосеменных образуется на месте цветка? (Плод)

  3. Чем размножаются Покрытосеменные? (Семенами)

  4. Верно ли, что цветок нужен растению для красоты? ( Нужен для размножения)

  5. Назовите 3 жизненные формы Цветковых растений. (Травы, кустарники, деревья)

  6. Горох-это однолетнее или двулетнее растение? Поясните свой ответ

  7. Приведите пример многолетнего растения.( Яблоня, береза, тюльпан и т.д.)

  8. Побеги какого растения уже можно использовать в пищу, если они даже не показались еще из-под земли? (Аспарагус)

  9. Плоды какого растения используются как средство от цинги? (Лимон)

  10. Где можно встретить растение, плоды которого называют «Драконовы фрукты»? (Кактусы в Америке)

  11. Название какого растения переводится с арабского как «терпение» (сибур)? ( Алоэ)

  12. Из листьев какого африканского растения можно делать морские канаты и веревки? (Сансевьера).

  13. Из какого тропического растения Америки можно изготовить и алкогольный напиток текиллу, и сахар, и мыло? (Агава)

  14. В какой части растения развиваются семена? (В плоде, в цветке)

  15. Как отличить многолетнее растение от однолетнего? (если за свою жизнь растение цветет один раз, и один раз дает плоды и семена- значит, оно однолетнее)


© 2010-2022