Конспект урока Класс Паукообразные

Урок 42 в теме 18. Цель:  познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных Задачи: Образовательная: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса рассказать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы. Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем     тему и делать логические выводы; формирование навыков ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 18 (42)

13.02.15

Тема: Класс Паукообразные

Цель: познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных

Задачи:

Образовательная: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса

рассказать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Утром солнце улыбалось,

Улыбалось из-за туч,

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой,

Улыбнемся мы друг другу,

Просто так сейчас с тобой.

(предлагаю учащимся подарить друг другу улыбку и гостям)


  1. Актуализация знаний.

Представьте себе, что мы находимся в научно исследовательском институте. Перед вами - научный совет, а мы - сотрудники лаборатории. Я ваш научный руководитель. Сфера исследований - паукообразные.

Как вы думайте, что же нам сегодня предстоит про них выяснить? (дети отвечают).

Но прежде чем приступить к исследованию и изучению, вспомним материал прошлого урока. Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о Ракообразных. Паукообразные, как и ракообразные относятся к одному типу - типу Членистоногих.

Итак, первое задание. Вопрос - ответ.

1.Почему тип Членистоногие так назван?

2.Какой покров имеют Ракообразные?

3.Какие отделы тела есть у Ракообразных?

4.Сколько у рака ходильных ног?

5.Сколько пар усиков?

6.Какие у него глаза?

7.Замкнутая или незамкнутая кровеносная система?

8.Какие органы дыхания.

9.Какие два отдела имеет желудок?

10.Какие имеются органы выделения?

11.Что такое половой диморфизм?

Второе задание Напиши письмо.

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Кровеносная система Ракообразных состоит из _______________ ______________________________. Представители Ракообразных _________

_____________________________________.


  1. Физминутка.

  2. Новая тема.

Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста.

- Именно в этот период из моря на сушу вышли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков….

- А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков-вышли на сушу из моря? (Спасались от хищников, недостаток пищи, изменение климата, пересыхание водоемов.

Класс паукообразных (Arachnida) - одна из древнейших групп животных: их современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.

(паук плетет паутину) включить.

Задания:

-Рассмотрим внешнее строение паукообразных на примере паука-крестовика. Почему его так назвали? (Брюшко сверху на тёмном фоне имеет крестообразный узор.)

Заполнение таблицы:( с помощью учебника)

1) Сколько у паука отделов тела? Как они называются?

2) Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? 3) Какие органы можно рассмотреть на голове у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз?

3.значение паутины.

4. Как охотится паук - крестовик? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

- Поймав добычу, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остаётся только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.)

5. Составьте схему строения пищеварительной системы паука - крестовика.

(Рот - глотка - пищевод - желудок - кишечник - анальное отверстие.)

6. Строение дыхательной системы изучите самостоятельно по учебнику стр.121.

(Органы дыхания у паука - лёгкие и трахеи. Лёгкие располагаются в передней части брюшка. Трахеи - длинные трубочки, доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.)

7. Строение кровеносной системы

(Строение кровеносной системы -незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. Жидкость - гемолимфа.)

8.Органы выделения - мальпигиевы сосуды. Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом, пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.)

9.Нервная система состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.)

10. Размножение и развитие паукообразных. Паукообразные - раздельнополые. У них ярко выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца. Если после оплодотворения самец не успеет убежать, то может стать пищей для самки. Оплодотворение внутреннее. Перед откладкой яиц самка плетет шелковистый кокон, куда и откладывает оплодотворенные яйца. У крестовика яйца в коконе зимуют (в щелях коры или в других укромных местах). Сами пауки погибают. Весной из кокона появляются маленькие паучата. В первое время они держатся вместе в коконе, потом, выпуская паутину, разлетаются в разные места. У других пауков появление и расселение молодых пауков происходит осенью.

11.Многообразие пауков.

IV.Закрепление:

Работа с текстом.

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Оплодотворение ___________________.

  1. Итог урока.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Что у нас получилось хорошо?

Что пока не удается?

На будущее надо иметь в виду….

Давайте выставим оценки.

  1. Домашнее задание: страница 151-156 читать, вопросы и задания.

Повернемся друг к другу, подарим улыбку!

Спасибо за урок.

© 2010-2022