Примерная рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Лабораторных работ-3.

Программа скорректирована в соответствии с федеральным учебным планом на 2015 - 2016 учебный год, где на изучение отводится 70 часов ( 2 часа в неделю).

Общее количество часов сохранено, но по разделам внесены изменения:

- уменьшено на 1 час введение;

- на 2 часа уменьшено изучение «Основы экологии»;

- уменьшено на 1час изучение темы «Происхождение жизни и развитие органического мира»;

- на 1 час увеличено изучение темы «Учение об эволюции», в связи с особенностью класса;

- увеличено на 1 час изучение «Основы учения о наследственности и изменчивости» в связи с трудностью тем;

- увеличено на 3 часа закрепление и повторение, в связи с подготовкой к ГИА.

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.



Изучение общей биологии в 9 классе

направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,

эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

особое внимание обратить на развитие у девятиклассников

моторной памяти, критического мышления,

продолжить развивать у учеников уверенность в себе,

закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

успешных личностей,

продолжить нравственное воспитание учащихся и

развитие коммуникативной компетентности (умения жить в

обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)





Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.





№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение в основы общей биологии

4

3

Основные учения о клетки

10

10

Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)

5

5

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

12

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

4

Учение об эволюции

11

12

Происхождение человека (антропогенез)

6

6

Основы экологии

12

10

Заключение

1

3


Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.

1.Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М., «Вентана - Граф», 2009 года.

2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана - Граф», 2009

Учебно-методическое обеспечение

а) литература для учащихся:

1.Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2009г.)

2. Биология. Ответы на экзаменоционные билеты. В.В. Балабанов, Волгоград: Учитель,2004

3. Рефераты и творческие работы учащихся. М.В. Высоцкая, Волгоград: Учитель,2007 г.

4. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;

5. Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.

б) литература для учителя:

1. В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. - М. «Высшая школа»2001г.

2. Твой биологический минимум. Н.А. Калиничев. Брянск 2006 г.

3. Подготовка к ГИА . А.А. Кириленко. С.И. Колесников. Ростов - на- Дону, Издательство «Легион»,2009 г.

4. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология. Открытые уроки. 7-9 классы. - Волгоград: Учитель 2003 г.

5. Е.Г. Жадько, В.В. Мамонов. Школьные олимпиады, Ростов - на- Дону «Феникс», 2004 г.

6. Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой христоматией.Брянск 2006 г

Тематическое планирование «Основы общей биологии»

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Глав 1. Введение в основы общей биологии

3 часа

1.1

Биология - наука о живом мире.



2.2

Общие свойства живого.



3.3

Многообразие форм живых организмов. Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»



Глава 2. Основы учения о клетке - 10ч

4.1

Цитология - наука, изучающая клетку. Лаб.раб. « Многообразие клеток».

5.2

Хим. состав клетки. Неорганические и органические вещества: углеводы, липиды

6.3

Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты.

7.4

Строение клетки.

8.5

Основные органоиды клетки растений и животных. Тестирование.

9.6

Обмен веществ - основа существования клетки. Обеспечение клетки энергией.

10.7

Биосинтез белков в живой клетке.

11.8

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

12.9

Обеспечение клетки энергией.

13.10

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

Глава 3. Размножение и индивидуальное

развитие организма (онтогенез) - 5 ч

14.1

Типы размножения организмов.

15.2

Деление клетки. Митоз. Лаб.раб. «Митоз в корешке лука».

16.3

Образование половых клеток. Мейоз.

17.4

Онтогенез. Его этапы.

18.5

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости - 12 ч.

19.1

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

20.2

Генетические опыты Г. Менделя. I, II законы Грегора Менделя.

21.3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

22.4

Лабораторная работа «Решение генетических задач»

23.5

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

24.6

Взаимодействие аллельных и их множественное действие.

25.7

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

26.8

Решение генетических задач.

27.9

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Л/р «Изучение изменчивости у организмов»

28.10

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

29.11

Ненаследственная изменчивость.

30.12

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. - 5 ч.

31.1

Генетические основы селекции организмов.

32.2

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

33.3

Особенности селекции животных.

34.4

Основные направления селекции микроорганизмов.

35.5

Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ. Тестирование.

Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира - 4 ч

36.1

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

37.2

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. (Лекция)

38.3

Этапы развития жизни на Земле. Экскурсия «История живой природы местного региона» (палеонтологический музей)

39.4

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Тестирование

Глава 7. Учение об эволюции - 12 ч.

40.1

Идея развития органического мира в биологии.

41.2

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

42.3

Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор. Л\р «Приспособленность организмов к среде обитания»

43.4

Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор.

44.5

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

45.6

Современные представления об эволюции органического мира

46.7

Вид, его критерии и структура.

47.8

Процессы видообразования.

48.9

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

49.10

Основные направления эволюции.

50.11

Основные закономерности биологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

51.12

Заочная экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер»

Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) - 6ч

52.1

Место человека в системе органического мира. Эволюция 5приматов.

53.2

Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза.

54.3

Этапы эволюции вида Человек разумный.

55.4

Человеческие расы, их родство и происхождение

56.5

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

57.6

Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ.

Глава 9. Основы экологии - 10 ч

58.1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

59.2

Общие законы действия факторов среды на организмы. Л\р «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего места»

60.3

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

61.4

Биотические связи в природе.

62.5

Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

63.6

Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

64.7

Развитие и смена биогеоценозов.

65.8

Основные законы устойчивости живой природы.

66.9

Рациональное использование природы и ее охрана. Работа с тестами ЕГЭ.

67.10

Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»

Глава 10. Повторение материала за курс «Основы общей биологии» - 3 часа

68.1

Повторение «Размножение и развитие». Работа с тестами ЕГЭ.

69.2

Повторение «Генетика и селекция». Работа с тестами ЕГЭ.

70.3

Повторение «Происхождение жизни и эволюция». Работа с тестами ЕГЭ.








Учебно-тематический план:

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

часов

В том числе

Экскурсии

Тестирование

Лабораторных работ

1

Введение в основы общей биологии

3

1

1


2

Основные учения о клетки

10


1

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)

5


1

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

12


1

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5


1


6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

1

1


7

Учение об эволюции

12

1


1

8

Происхождение человека (антропогенез)

6


1


9

Основы экологии

10

1

2

1

10

Повторение материала за курс «Основы общей биологии»

3


3


Итого

70

4

12

6

Первая четверть

17

1

3

2

Вторая четверть

14

1

2

Третья четверть

21

2

2

1

Четвертая четверть

18

1

5

1


© 2010-2022