Урок

Открытый урок по теме :«Цветок» проводится в 6 классе в декабре. Цели и задачи урока следующие:-изучить особенности строения цветка как органа семенного размножения растений;-познакомить с разнообразием цветковых растений и цветков;-продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, выбирать главное и делать выводы;-учить детей понимать природу, видеть и ценить красоту, бережно относиться к ней.-продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах;-отраб...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

Гатчинского муниципального района









Открытый урок

по биологии в 6 классе



Тема: «Цветок»

Урок

Учитель высшей категории: Петрова Валентина Васильевна



п.Лукаши декабрь 2014 г.

Тема урока: «Цветок»

Цель урока: -изучить особенности строения цветка как органа семенного

размножения;

-познакомить с разнообразием цветковых растений и разно-

образием цветков;

-продолжить формирование умений работать с натуральными

объектами, сравнивать их, выделять главное и делать выводы

-учить детей понимать и любить природу, видеть и ценить кра

соту, бережно относиться к ней;

продолжить формирование коммуникативных навыков рабо-

ты в группах.

-.отработка элементов дедуктивного метода познания.

-развитие эмоций учащихся путём создания в ходе урока состояния

удивления, занимательности, парадоксальности, иллюзии.

Оборудование: живые цветущие растения, живые цветы для практической работы, моде-

ли цветков, аппликация - схема «Цветок», видеофильм «Микрокосмос»,

кассета с песней «Не рвите цветы»

Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие, отметить отсутствующих)

2.Фронтальный опрос:

На предыдущем уроке мы говорили с вами об органах цветкового растения. А теперь давайте вспомним материал прошлых уроков. Будем работать на жетоны, которые в конце урока меняем на оценки. И так, вопросы:

Что такое орган? (это часть растения )

Какие органы вам известны? (корень, стебель, лист и цветок)

Каково значение корня? (удерживает растение в почве, достаёт воду)

Каково значение стебля? (выносит листья и цветки к свету и т.д.)

Значение листа? (фотосинтез)

А теперь давайте подумаем, все ли растения цветут?( вспоминайте - водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники и голосеменные)- эти растения низшие и высшие споровые и они не цветут.

А вы знаете, сколько лет существует наша планета Земля? ( 4,5 миллиарда лет) И жизнь на ней не всегда была безоблачной.

Когда - то земля была огненным шаром,

И это, конечно же, было кошмаром.

Куда не поедешь, куда не пойдёшь

То в лаву, то в магму, то в дым попадёшь……….

И много веков так всё было и было

Но вот постепенно планета остыла…….

Появилась вода, а в ней первые растения, которые потом вышли на сушу.

Природа - Матушка трудилась миллионы лет, прежде чем создала это уникальное чудо, прекраснее и нежнее, которого ничего нет. Этот уникальный орган растения - ЦВЕТОК.

Откройте тетради и запишите тему урока: ЦВЕТОК.

Мы с вами должны выяснить:

--для чего растение образует цветок и каково его значение?

--как устроено это уникальное творение природы?

--что же в дальнейшем с ним происходит?

И так мы начинаем!

О чём мечтают люди , став взрослыми? ( о любви) Так и растения, достигнув определённого возраста,» мечтают» о том же. Например, бамбук растёт 10 лети только потом зацветает. Для нас людей - любовь, а для травы и дерева - цветение. Это удивительное явление. Посмотрите, как это происходит у разных растений.

( демонстрация фрагмента видеофильма «Микрокосмос»)

Так, для чего же цветок распускается? (привлечь насекомых)

Цветок всю ночь готовит мёд.

Пчелу сластёну в гости ждёт

Бери, мол ,но как другу,

Мне окажи услугу..

Какую же услугу должна оказать пчела? (перенести пыльцу)

Пыльцу мучную эту - перенеси соседу!

Смотрим фрагмент фильма.

Пчела несёт её, и вот -

Цветок - увял и зреет что? плод.

Так, каково же значение цветка?

Работа в тетради:

1.Значение цветка - образование плодов и семян.

(поставить на столы цветущее растение)

Давайте выясним, как устроено это уникальное образование -цветок?

Вы видите, что все цветковые растения как бы соревнуются в создании своего чуда, у кого лучше?

Так, чем же отличаются цветы друг от друга?(цвет, размеры)

У какого растения самый большой цветок?(рассказ ученика о раффлезии Арнольди)

А самый маленький? (рассказ ученика о вульфии )

Но не смотря на разнообразие, цветы имеют общий план строения.

2.Строение цветка.(работаю по аппликации и попутно подписываю части цветка)

Урок

Каждая из частей имеет своё значение, давайте выясним и подпишем.

Кто знает, для чего же нужна тычинка?

Для чего нужен пестик?

Как вы думаете, а какие из этих частей главные? Почему?

( ответы записываются в тетради)

На аппликации показываю, как это происходит

Для образования плода необходимо попадание пыльцы на рыльце пестика. А кто может перенести пыльцу? (пчела и другие насекомые) . То, что окружает пестик и тычинку называется околоцветником.

В тетради

ЦВЕТОК

ОКОЛОЦВЕТНИК ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ЦВЕТКА

двойной простой пестик тычинка

чашелистики венчик

Строение цветка можно изобразить в виде формулы: ЧЛТП(закрепить по модели)

Вот теперь , чтобы лучше запомнить, выполним практическую работу.

На каждый стол поставить цветок лилии ,тарелочки лупу и пинцет.

План задание на доске(выполняем и проговариваем)

1.рассмотрите цветок лилии.

2.определите тип околоцветника.

3.рассмотрите все части цветка

4.составьте формулу цветка лилии.

5.рассмотрите все части тычинки и пестика, назовите их.

Записываем . цветок - это орган цветкового растения.

Вот мы с вами и познакомились ещё с одним органом цветкового растения - цветком..Каково его значение? Цветковые растения сейчас господствуют на Земле, их встречается больше всего. Кто догадается - почему?.

Давайте рассуждать:

Показываю семена в шишке ели и в яблоке. Почему цветковых больше?(семена в яблоке защищены лучше, значит они выживут все и дадут потомство)

Значит цветок - это орган семенного размножения.

А семя ели? От чего семена могут погибнуть?(дети называют)

Оцениваю ответы.

Ребята! А вы любите собирать цветы?

Я тоже раньше любила, а теперь нет. Потому что, представьте только, что каждый из нашей школы пойдёт в лес и сорвёт хотя бы по одному цветку? Что произойдёт?

Послушайте песню и попытайтесь определить, какую мудрую мысль она нам говорит.

Звучит песня «Не рвите цветы» А почему же нельзя рвать цветы? Сорвав цветок - мы убиваем будущую жизнь! Всегда ли мы задумываемся об этом!

--Ах, как я люблю природу! -

Говорит Серёжа

--Очень я люблю сирень

И рябину тоже.

И хотелось бы спросить

Тихо у Серёжи:

--Кто сломал в саду сирень?

И рябину тоже.

Заключительное слово учителя:

Ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы с сегодняшнего урока унесли не только знания о цветке, но и умение читать мудрую книгу природы, умение видеть красоту, любить её и самое главное - БЕРЕЧЬ ЕЁ!

Подведение итога урока, выставление оценок и домашнее задание -(таблица)

Спасибо вам большое за работу , урок окончен.

ЦВЕТЫ.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья.

ЦВЕТЫ.

Найдите в таблице 15 названий цветов, они зашифрованы либо по горизонтали, либо по вертикали.

ф

м

а

в

а

с

и

л

ё

к

н

т

и

к

о

л

о

к

о

т

л

б

а

ю

а

о

д

у

в

а

н

ч

и

к

р

л

л

л

а

н

д

ы

ш

о

л

а

ц

ь

р

о

з

а

г

в

о

з

и

с

и

п

п

к

л

и

л

и

у

к

я

т

с

а

р

о

м

а

ш

к

а

о

д

р

с

н

п

л

а

у

ф

и

а

л

к

а

з

щ

и

ь

к

с

н

е

ж

н

и

к

л

н

о

ч

п

о

д

с

н

е

ж

н

и

к

п

и

о

н

к

н

г

г

ц

м

а

д

ш

к

ы

г

в

о

з

д

и

к

а

ж

Ответ:

василёк, одуванчик, лилия, колокольчик, ландыш, ромашка, мак, тюльпан,

роза, гвоздика, нарцисс, пион, фиалка, подснежник.

© 2010-2022