- Преподавателю
- Биология
- Урок
Урок
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова В.В. |
Дата | 28.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
Гатчинского муниципального района
Открытый урок
по биологии в 6 классе
Тема: «Цветок»
Учитель высшей категории: Петрова Валентина Васильевна
п.Лукаши декабрь 2014 г.
Тема урока: «Цветок»
Цель урока: -изучить особенности строения цветка как органа семенного
размножения;
-познакомить с разнообразием цветковых растений и разно-
образием цветков;
-продолжить формирование умений работать с натуральными
объектами, сравнивать их, выделять главное и делать выводы
-учить детей понимать и любить природу, видеть и ценить кра
соту, бережно относиться к ней;
продолжить формирование коммуникативных навыков рабо-
ты в группах.
-.отработка элементов дедуктивного метода познания.
-развитие эмоций учащихся путём создания в ходе урока состояния
удивления, занимательности, парадоксальности, иллюзии.
Оборудование: живые цветущие растения, живые цветы для практической работы, моде-
ли цветков, аппликация - схема «Цветок», видеофильм «Микрокосмос»,
кассета с песней «Не рвите цветы»
Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие, отметить отсутствующих)
2.Фронтальный опрос:
На предыдущем уроке мы говорили с вами об органах цветкового растения. А теперь давайте вспомним материал прошлых уроков. Будем работать на жетоны, которые в конце урока меняем на оценки. И так, вопросы:
Что такое орган? (это часть растения )
Какие органы вам известны? (корень, стебель, лист и цветок)
Каково значение корня? (удерживает растение в почве, достаёт воду)
Каково значение стебля? (выносит листья и цветки к свету и т.д.)
Значение листа? (фотосинтез)
А теперь давайте подумаем, все ли растения цветут?( вспоминайте - водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники и голосеменные)- эти растения низшие и высшие споровые и они не цветут.
А вы знаете, сколько лет существует наша планета Земля? ( 4,5 миллиарда лет) И жизнь на ней не всегда была безоблачной.
Когда - то земля была огненным шаром,
И это, конечно же, было кошмаром.
Куда не поедешь, куда не пойдёшь
То в лаву, то в магму, то в дым попадёшь……….
И много веков так всё было и было
Но вот постепенно планета остыла…….
Появилась вода, а в ней первые растения, которые потом вышли на сушу.
Природа - Матушка трудилась миллионы лет, прежде чем создала это уникальное чудо, прекраснее и нежнее, которого ничего нет. Этот уникальный орган растения - ЦВЕТОК.
Откройте тетради и запишите тему урока: ЦВЕТОК.
Мы с вами должны выяснить:
--для чего растение образует цветок и каково его значение?
--как устроено это уникальное творение природы?
--что же в дальнейшем с ним происходит?
И так мы начинаем!
О чём мечтают люди , став взрослыми? ( о любви) Так и растения, достигнув определённого возраста,» мечтают» о том же. Например, бамбук растёт 10 лети только потом зацветает. Для нас людей - любовь, а для травы и дерева - цветение. Это удивительное явление. Посмотрите, как это происходит у разных растений.
( демонстрация фрагмента видеофильма «Микрокосмос»)
Так, для чего же цветок распускается? (привлечь насекомых)
Цветок всю ночь готовит мёд.
Пчелу сластёну в гости ждёт
Бери, мол ,но как другу,
Мне окажи услугу..
Какую же услугу должна оказать пчела? (перенести пыльцу)
Пыльцу мучную эту - перенеси соседу!
Смотрим фрагмент фильма.
Пчела несёт её, и вот -
Цветок - увял и зреет что? плод.
Так, каково же значение цветка?
Работа в тетради:
1.Значение цветка - образование плодов и семян.
(поставить на столы цветущее растение)
Давайте выясним, как устроено это уникальное образование -цветок?
Вы видите, что все цветковые растения как бы соревнуются в создании своего чуда, у кого лучше?
Так, чем же отличаются цветы друг от друга?(цвет, размеры)
У какого растения самый большой цветок?(рассказ ученика о раффлезии Арнольди)
А самый маленький? (рассказ ученика о вульфии )
Но не смотря на разнообразие, цветы имеют общий план строения.
2.Строение цветка.(работаю по аппликации и попутно подписываю части цветка)
Каждая из частей имеет своё значение, давайте выясним и подпишем.
Кто знает, для чего же нужна тычинка?
Для чего нужен пестик?
Как вы думаете, а какие из этих частей главные? Почему?
( ответы записываются в тетради)
На аппликации показываю, как это происходит
Для образования плода необходимо попадание пыльцы на рыльце пестика. А кто может перенести пыльцу? (пчела и другие насекомые) . То, что окружает пестик и тычинку называется околоцветником.
В тетради
ЦВЕТОК
ОКОЛОЦВЕТНИК ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ЦВЕТКА
двойной простой пестик тычинка
чашелистики венчик
Строение цветка можно изобразить в виде формулы: ЧЛТП(закрепить по модели)
Вот теперь , чтобы лучше запомнить, выполним практическую работу.
На каждый стол поставить цветок лилии ,тарелочки лупу и пинцет.
План задание на доске(выполняем и проговариваем)
1.рассмотрите цветок лилии.
2.определите тип околоцветника.
3.рассмотрите все части цветка
4.составьте формулу цветка лилии.
5.рассмотрите все части тычинки и пестика, назовите их.
Записываем . цветок - это орган цветкового растения.
Вот мы с вами и познакомились ещё с одним органом цветкового растения - цветком..Каково его значение? Цветковые растения сейчас господствуют на Земле, их встречается больше всего. Кто догадается - почему?.
Давайте рассуждать:
Показываю семена в шишке ели и в яблоке. Почему цветковых больше?(семена в яблоке защищены лучше, значит они выживут все и дадут потомство)
Значит цветок - это орган семенного размножения.
А семя ели? От чего семена могут погибнуть?(дети называют)
Оцениваю ответы.
Ребята! А вы любите собирать цветы?
Я тоже раньше любила, а теперь нет. Потому что, представьте только, что каждый из нашей школы пойдёт в лес и сорвёт хотя бы по одному цветку? Что произойдёт?
Послушайте песню и попытайтесь определить, какую мудрую мысль она нам говорит.
Звучит песня «Не рвите цветы» А почему же нельзя рвать цветы? Сорвав цветок - мы убиваем будущую жизнь! Всегда ли мы задумываемся об этом!
--Ах, как я люблю природу! -
Говорит Серёжа
--Очень я люблю сирень
И рябину тоже.
И хотелось бы спросить
Тихо у Серёжи:
--Кто сломал в саду сирень?
И рябину тоже.
Заключительное слово учителя:
Ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы с сегодняшнего урока унесли не только знания о цветке, но и умение читать мудрую книгу природы, умение видеть красоту, любить её и самое главное - БЕРЕЧЬ ЕЁ!
Подведение итога урока, выставление оценок и домашнее задание -(таблица)
Спасибо вам большое за работу , урок окончен.
ЦВЕТЫ.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Красивые наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.
ЦВЕТЫ.
Найдите в таблице 15 названий цветов, они зашифрованы либо по горизонтали, либо по вертикали.
ф
м
а
в
а
с
и
л
ё
к
н
т
и
к
о
л
о
к
о
т
л
б
а
ю
а
о
д
у
в
а
н
ч
и
к
р
л
л
л
а
н
д
ы
ш
о
л
а
ц
ь
р
о
з
а
г
в
о
з
и
с
и
п
п
к
л
и
л
и
у
к
я
т
с
а
р
о
м
а
ш
к
а
о
д
р
с
н
п
л
а
у
ф
и
а
л
к
а
з
щ
и
ь
к
с
н
е
ж
н
и
к
л
н
о
ч
п
о
д
с
н
е
ж
н
и
к
п
и
о
н
к
н
г
г
ц
м
а
д
ш
к
ы
г
в
о
з
д
и
к
а
ж
Ответ:
василёк, одуванчик, лилия, колокольчик, ландыш, ромашка, мак, тюльпан,
роза, гвоздика, нарцисс, пион, фиалка, подснежник.