• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на темуХромосомная теория наследственности. Генетические карты хромосом

Конспект урока по биологии на темуХромосомная теория наследственности. Генетические карты хромосом

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Хромосомная теория наследственности. Генетические карты хромосом

Цель урока: закрепить,расширить и углубить знания учеников о кроссинговере; сформировать

понятие о явлении сцепленного наследования , генетической карты хромосом; вы-

яснить влияние внешних и внутренних факторов на чистоту кроссинговера ;развивать

творческое отношение,умение работать с разными источниками знаний.

Методы и методические приёмы :беседа,сообщения учеников работа с дополнительной лите-

ратурой , дискуссия ,аргументация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования практических навыков

Понятия и термины:группа сцепления ,морганида,генетические карты хромосом,кариотип

Оборудование : «Мейоз», « Явление сцепленного наследования» , « Генетические карты хро-

мосом», реферат на тему: «Современное состояние исследования генома че-

ловека, листы оценивания урока( для каждого ученика)

Ход урока

I.Мотивация учебно-познавательной деятельности учеников.

Общеизвестно, что признаки живых организмов закодированы в генах,которые содержатся в

хромосомах.Однако хромосом в любом живом организме намного меньше чем генов.В гено-

ме человека 35-40тыс.генов, а хромосом всего 23 .К какому выводу подталкивает вас этот неопровержимый факт? Обоснуйте свои суждения по этому факту

Ориентировочные выводы учеников. 1. В каждой хромосоме содержится большое количество

генов,но в негомологичных хромосомах их количество разное.

2. По своей природе гены бывают разные ( приводят примеры структурных и ркгуляторных

генов, экзонов и интронов )

3. Большое количество генов обеспечивает наследственную изменчивость клеток и организмов

Это и есть биологическая целесообразность большого количества генов.

Объявление темы ,цели и ожидаемых результатов.

II. Предоставление необходимой информации: мини-лекция (10 мин)

План

1.Причины по которым мушка-дрозофила стала классическим объектом для генетических

исследований .

2. Эксперименты Т.Х.Моргана по установлению явления сцепленного наследования.

3. Формула измерения расстояния между генами.

4. Типы кроссинговера

5.Методы картирования генов на хромосомах человека

III. Интерактивное упражнение ( кооперативная форма обучения) ( 20 мин)

Цель этой работы состоит в том ,чтобы ученики сами пришли к выводам относительно основных положений хромосомной теории наследственности.


  1. Работа в микрогруппах (5 мин)

Каждая микрогруппа работает над своим вопросом , используя учебник и дополнительную литературу

а)В каком порядке гены располагаются по длине хромосомы? Как располагаются аллельные гены гомологичных хромосом?

( Ответ изобразить схематично )

б) Какие хромосомы называют гомологичными? Одинаковое или разное количество генов со-

держат негомологичные хромосомы?

в)Гены расположенные в хромосоме рядом влияют друг на друга.Определите какому набору

(гаплоидному или диплоидному)соответствует количество групп сцепления.

г)Вы знаете , что в профазе I мейоза происходит кроссинговер. Какова биологическая целесообразность этого явления?

д)Гены в хромосомах размещены на разных расстояниях друг от друга.Между какими генами происходит рекомбинация : между теми ,которые близко или далеко расположены друг от друга? Каково соотношение между силой сцепления генов и расстоянием между ними?

е) Как вы думаете почему каждый биологический вид должен иметь свой специфический набор хромосом - кариотип?

Презентация результатов

При работе в микрогруппах ученики делают свои выводы по каждому вопросу записывая их маркером на листе бумаги Один ученик с группы дает пояснения и крепит лист с выводом на доску .Все выводы формируют основные положения хромосомной теории наследственности

2.Деловая игра « Точка зрения» (10 мин)

Проблемный вопрос. Генетические карты составлены для дрозофилы , а среди млекопитающих

-для мыши Для человека анализ сцепления генов классическими методами , разработанными для дрозофилы , невозможно.Почему? Какова ваша точка зрения? Из дополнительной литературы вы должны были выяснить , как проводится картирование хромосом человека.

Одна из точек зрения учеников. Для картирования хромосом используют гибридизацию соматических клеток человека с клетками , например ,мыши.При культивировании на питательной среде происходит постоянная утрата хромосом человека.Когда в гибридной клетке остается только одна хромосома , её можно выявить путем дифференциального окрашивания Определивши потом содержание определенного фермента в данной клетке, можно утверждать, что локус гена к этому ферменту расположен в этой хромосоме

3« Полет фантазии» (5-7 мин)

Реферат на тему : Международная программа «Геном человека и её задачи»

( Ученик ,заранее подготовивший этот реферат , защищает его)

4. Подведение итогов урока, рефлексия (10-12 мин)

1. Блиц-тесты: а) Что такое ген?

1.Молекула ДНК

2.локус хромосомы.

3.участок молекулы ДНК

4.мутон

5.рекон.

б) Что такое группа сцепления?

1 Доминантный и рецессивный аллели

2 только доминантные гены

3 только рецессивные гены

4 гены,кодирующие альтернативные проявления признаков

5 все гены одной хромосомы.

в) Количество групп сцепления у организмов определенного вида равно

1 количеству хромосом в гаплоидном наборе

2 количеству хромосом в диплоидном наборе

3 количеству половых хромосом

4 количеству аутосом

г) Сцепление генов означает ,что они расположены

1 в одной клетке

2 в разных хромотидах

3 в одной хромосоме

4 в разных гомологичных хромосомах.

2 « Подведи итог»- для закрепления изученных терминов использую метод « Карусель»

3 Рефлексия изученного материала. Проверка ожидаемых результатов урока ( прием «Микрофон»

4.Оценивание урока ( использую листок оценивания урока, который зполняет каждый ученик)

Листок оценивания урока

  1. Как я усвоил материал?

а) получил глубокие знания

б) усвоил частично

в) усвоил очень мало

2 Как я работал?

а) сам выполнял задания

б) допускал ошибки

в) сделал много ошибок

3 Как работала подгруппа?

а) слажено ,дружно

б) не все работали активно

в) допускали много ошибок.

5 Домашнее задание.1. Подготовить сообщение о значении хромосомной теории наследственности и открытия генетических карт хромосом для оазвития человеческой цивилизации.

2 «Своя шпаргалка» -сделать собственный опорный конспект по пройденной теме.



© 2010-2022