• Преподавателю
  • Биология
  • Статья в сборнике Института развития образования Свердловской области Роль коммуникативных технологий в формировании ОУУН на уроках биологии

Статья в сборнике Института развития образования Свердловской области Роль коммуникативных технологий в формировании ОУУН на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль коммуникативных технологий в формировании ОУУН на уроках биологии


Илларионова С.Н

Жизнь не стоит на месте, меняются люди, меняется страна и образование должно меняться вслед за процессами изменения, школа для миллионов детей и взрослых является той реальной жизнью, которую надо прожить с толком, пользой, радостью. Каждый ребёнок за годы своего ученичества посещает около 10000 уроков. Чему он учится там? Безделью и пассивности или самостоятельности и активному поиску? Что будет ощущать при общении с нами - учителями: радость познания или глухое раздражение и пустоту?

Много в нашем образовании достижений, но многое надо менять. В чём же просматриваются недостатки? Какие выявляются противоречия?

С одной стороны, нужда в инициативных, творческих людях, способных брать на себя ответственность, умеющих планировать и выполнять начатое, с другой - школа с административно- командной, авторитарной системой управления. Репродуктивные методы работы не могут воспитать мыслящую инициативную личность, они нацелены на массовость и усреднение.

Следующее противоречие в столкновении массового обучения и психологического индивидуального процесса познания, в отсутствии личностно-ориентированного подхода.

Ещё одно противоречие в быстрой потере актуальности знания. Мы живём в постиндустриальном обществе, в эпоху информационного взрыва, кода объём информации удваивается каждые 10 лет. Приходится учиться и переучиваться практически всю жизнь, поэтому особую значимость при обучении в школе приобретают не знания, как таковые, а способы их приобретения, обработки, усвоения - то есть умение учиться. Содержание же предмета оказывается на втором месте после способов работы на уроке. Поэтому учитель, создавая учебную среду и учебную ситуацию должен выступать в роли менеджера и фасилитатора.

Перед современным учителем стоит сложная цель создание такой системы учебно-воспитательной работы на уроке на основе технологизации педагогического процесса, которая позволила бы сформировать у учащихся элементы самостроительной компетентности, повысить уровень познавательной активности через решение следующих задач:

  • формирование установки учащихся на самостоятельную работу, на поиск информации, активное усвоение знаний;

  • формирование системы самообучения и самовоспитания человека для дальнейшей жизни;

  • развитие мыслительных способностей учащихся, становление и закрепление общеучебных умений и навыков;

  • создание психологически комфортной для учащихся и учителя обучающей среды;

  • создание положительной учебной мотивации;

  • создание фундамента для духовно-нравственного роста человека.

По словам С.П. Капицы «Образование - это индустрия, направленная в будущее». Если это так, то учебный процесс будет зависеть не только от личных качеств учителя, его образования, характера, настроя и настроения, здоровья и самочувствия, а в большей степени от технологии - совокупности приёмов, или, по В. П. Беспалько «содержательной техники реализации учебного процесса».

Существенным признаком инновационных педтехнологий является субъект - субъектный тип взаимоотношений между учителем и учеником, и эффективными такие технологии считаются в том случае, если положительная динамика прослеживается для половины учащихся и более, а также, если результативность технологии превышает затратность.

В данное время мной осваиваются технологии, которые по их направленности можно расклассифицировать следующим образом:

Таблица1.Классификация педтехнологий

Технологии, направленные на информационно- предметную составляющую.

Технологии, направленные на деятельностно-коммуникативную составляющую.

Технологии, направленные на ценностно - ориентационную

составляющую.

  • Тестовая

  • Модульная

  • Тренинговая

  • Поисковый диалог

  • Учебная дискуссия

  • Риторическая технология

  • Тренинговая

  • Развивающая

  • Проектировочная

  • Поисковый диалог

  • Учебная дискуссия

  • Проектировочная

  • Проблемное обучение


Мной были опробованы в точечном варианте большинство перечисленных технологий, по каждой были сделаны свои выводы о возможных плюсах и минусах. Хочу остановиться подробнее на нескольких педтехнологиях, которые по содержанию и целям относятся к коммуникативным.

Речь - коммуникативная деятельность - необходимое условие существования человеческого общества, 70% от всего времени бодрствования человек посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - основным видам речевой деятельности, а наши дети зачастую плохо говорят на уроке, экзамене. Речь детей эмоционально бедна, насыщена словами - « паразитами » и « сленгом »Да и где детям учиться говорить, если на уроках они слушают монологи учителей, родители общаются с детьми по несколько минут в день, а дальше объектом внимания ребёнка становится телевизор или компьютер.

В плане всего вышесказанного посчитала для себя необходимым и первостепенным наполнить урок речевой, коммуникативной деятельностью, а средством реализации избрать риторическую технологию, которая затребована сегодняшним временем. Риторика, выступая как метапредметная интегрирующая дисциплина, может стать в то же время технологией обучения( учебный курс «Речь и культура общения» Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинова.) Ведущей деятельностью авторы программы предлагают сделать работу с текстом. В дальнейшем мне представляется возможным расширить рамки ведущей деятельности до освоения устной речи, видеоинформации, наглядной, визуальной информации. Понятие освоения включает в себя некоторые мыслительные операции

  • Восприятие

  • Осмысление

  • Деление на части, элементы.

  • Выделение в частях главного и второстепенного

  • Выстраивание горизонтальных логических связей между элементами

  • Свертывание информации в компактный вид

Курс практической риторики дает учителю и ученику надежные и проверенные алгоритмы (логографы) для осуществления такой деятельности.

Схема1.Логограф описательного текста


Основная мысль:

Объект таков.








Часть объекта Часть объекта Часть объекта Часть объекта














Промежуточные выводы.


Общий вывод подтверждает основную мысль.

Схема2.Логограф повествовательного текста



Основная мысль: процесс происходит так.



Сначала 1-е событие.

сначала



Потом

2-е событие.

Затем, потом



Затем

3-е событие.

В конце концов




Наконец

4-е событие.



Вывод.


Схема3.Логограф рассуждения


Основная мысль: истинность предлагаемой мысли


Почему?

Так как:

Довод первый




Так как:

Довод второй



Так как:

Довод третий




Наконец

4-е событие.


Следовательно:

Вывод.




В современной педагогической литературе (А.А.Остапенко, А.А.Касатиков и др. в статье «Техника графического уплотнения учебной информации») описываются и другие логографы, такие как «Паучок», «Дерево», «Здание».

Освоение данной деятельности проходит на уроке в режиме интерактивной игры. Коллективно знакомясь с текстом учебника(напр., «Биология. Растения» И.Н. Пономаревой, «Биология. Животные»В.М. Константинова и др) ищем основную мысль, делим текст на логические элементы, находим или составляем вывод. Самостоятельное составление логической структуры текста (см. схему 1 и 2) сопровождается сравнением собственной работы с образцовой. Соревновательные элементы делают работу живой и эмоционально окрашенной. Итогом данной работы становится выступления учащихся по новой теме (с использованием логографа либо без него), которые анализируются и оцениваются всем классом. Удобно с помощью таких опорных схем проводить повторение и обобщение материала темы, готовиться к проверочной работе, планировать работу над рефератом.

Результатом такой работы становятся такие ОУУН как способность учеников определить тип речи (описание, объяснение, рассуждение, доказательство, работать с текстом по выделению главной мысли, логично располагать материал, оформлять свой будущий монологический ответ разного объёма в письменной форме (опорный конспект, реферат), свободно работать с любым источником информации, владеть любыми видами публичных выступлений.

Технология поискового диалога или «сократовского диалога» (И.А Ильницкая, В.Г.Кудрявцев, М.И.Махмутов) как вариант проблемного обучения, базируется на гуманистической философской основе, которая во главу угла ставит самореализацию личности, её становление, самораскрытие. Взрослому отводится роль фасилитатора, Такую позицию учителя можно охарактеризовать термином «направляющее участие» Коллективное обсуждение опирается на определенную последовательность вопросов, задаваемых учителем. Корректируя и уточняя высказывания учащихся, учитель ведет мысль дальше. Групповая работа создаёт атмосферу эмоционального комфорта, срабатывает принцип информационного дополнения: мысль одного служит стимулом для мысли другого. Дети помогают друг другу лучше вглядеться в явление. На пике обсуждения, когда дети вплотную приближаются к проблемному вопросу (он задается изначально), учитель может кратко, но эмоционально сообщить суть изучаемого вопроса, информация легко усваивается учениками. Содержанием проблемной ситуации может стать противоречие между старой и новой гипотезой, теорией, взглядами людей, мировоззрениями и т. д.

Возможная формулировка вводных проблемных вопросов:

-Откуда и куда дует ветер? Какие облака тяжелее, откуда берутся снежинки?

-Где фабрика погоды, кто отвечает за климат? (природоведение).

-Можно ли дышать воздухом Екатеринбурга? (экология, 11 класс).

-Что будет, если растения исчезнут? (Тема: «Фотосинтез», 6 класс).

Уроки в технологии учебной дискуссии возможны в старших классах при условии наличия интересной для всех темы, хорошем владении информацией, наличии двух или более точек зрения, возможности исторической ретроспективы и др. Результатом такой деятельности станет критическое мышление, воспитание коммуникативной и дискуссионной культуры, формирование терпимости к иному мнению, уважение к оппозиции.

Возможные дискуссионные вопросы:

-Возникновение жизни на Земле: процесс естественный или сверхъестественный?

-Клонирование человека: прогресс науки или падение?

-Возможен ли дальнейший прогресс человечества?

- Теория Дарвина-вымысел или реальность?

Дискуссии имеют разные формы. Это может быть круглый стол, форум, симпозиум, дебаты, заседание экспертной группы и др. В содержательном плане основное средство в руках учителя - это вопросы. Эффективны вопросы открытого типа, стимулирующие мышление, побуждающие к поисковому мышлению, активному формированию и критическому осмыслению собственной точки зрения.

Коммуникативные технологии решают лишь некоторые задачи, стоящие перед учителем. Сделать знания прочными, а умения и навыки продуктивными и творческими поможет лишь сочетание различных технологий, их умелое использование в учебном процессе.

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- Спб., 2001. 3. Ксензова Г.В. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.,2000.


© 2010-2022