- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии на тему Паукообразные
Разработка урока по биологии на тему Паукообразные
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кортунова Т.Н. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Тип Членистоногие.
Класс Паукообразные.
Особенности строения и жизнедеятельности на примере паука-крестовика.
7 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы и приемы: фронтальная работа, поисковая работа, исследование ,самостоятельная работа и программированные задания.
Цели: - убедить учащихся в необходимости изучения паукообразных, как объектов - обитателей фауны своей местности;
- раскрыть особенности строения паукообразных на примере паука-крестовика, в связи с жизнью на суше;
- продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником, рисунками, текстом, инструкциями, умение вести беседу;
- воспитывать бережное отношение к паукообразным, как помощникам человека в борьбе с разносчиками опасных инфекционных заболеваний.
Оборудование: - таблица «Тип Членистоногие»;
-рабочие карты с заданиями на урокв электронном варианте;
-«ящик с сюрпризом»;
-дидактические карточки;
- мультимедийный проектор ; - компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей местности. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку в ходеработы, что позволит нам сделать урок интересным и познавательным. Итак! Начнем! А для начала давайте вспомним о каком обитателе наших водоемов мы говорили на прошлом уроке. ( Проверка усвоения материала , изученной на прошлом уроке темы).
Учитель читает отрывок стихотворения «Рак-отшельник»
Я знаю рак-отшельник
Живет совсем один
Совсем-совсем один
Среди камней и тин…
О ком идет речь в стихотворении?(речь идет о речном раке).
Фронтальная беседа:
1). О ком идет речь в стихотворении?(речь идет о речном раке).
2)к какому типу он относится(членистоногие)
3)почему тип получил такое название?
4)сколько отделов имеет тело рака? Какие?
5)чем покрыто его тело?
6)сколько ходильных ног?
7)какая особенность у первой пары ходильных ног?
8)на Руси принято грозить: «я тебе покажу, где раки зимуют» а где они зимуют?
9)объясните выражение «красный, как рак!» (краснеют люди от стыда, а раки при варке. От высокой температуры воды все пигменты хитинообразного покрова разрушаются, кроме красного).
Учитель подводит итог: хорошо, ребята! Молодцы. Вы хорошо знаете строение речного рака. Это вам поможет при изучении новой темы.
-
Изучение нового материала.
Учитель: А что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, угадайте, что находится в ящике? (учитель показывает ящик и задает наводящие вопросы):
-
Ниток много-много
А в клубок не смотаешь
Одежды себе не шьет,
А ткани всегда ткет.
(паук и паутина)
-
Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит
Заметив муху на листке
К ней в восемь ног спешит
Как рыболов он сети ткет-
Тончайшие тенета,
Он притаился, не дыша
На мух ведет охоту.(паук)
Тема урока сегодня: (записывается на доске). Внешнее строение, образ жизни паукообразных, их многообразие и значение.
Цель нашего урока: изучить строение пауков, образ жизни, многообразие и значение на примере паука-крестовика.
Учитель: (читает текст из сборника «книга для чтения по зоологии»)
Приближается конец августа. Скошены луга, но на пустырях, лесных опушках и полянах еще пестреют цветущие растения. В эту пору встречается множество пауков.
-
Появились пауки около 400 млн. лет назад, они были одними из первых наземных животных
-
Пауков можно найти всюду: высоко в горах, в жарких пустынях, в тундре
-
Они разнообразны по окраске(красные, зеленые, желтые, розовые), размерам: есть пауки меньше 1 мм, а есть- гиганты.
Но всех их объединяет одно: строение.
Мы изучили с вами строение паукообразных на примере паука-крестовика, широко распространенного в нашей местности, поэтому хорошо всем знакомым.
Учитель:(обращает внимание ребят на таблицу «Членистоногие». Задает наводящие вопросы. Идет поисковая беседа).
-
Почему паук-крестовик нарисован на плакате «Членистоногие»?
-
Сколько отделов тела у него? Назовите их.
-
Тело паука покрыто тем же, что и у рака(чем?)
-
Какая часть тела преобладает у него? Имеет ли оно членики?
-
На что указывает рисунок на брюшке?
-
Сколько ног у паука? (Скорее всего дети ответят 8).
Учитель дополняет: 8 - ходильных ног, а еще 2 пары :
1-я - хелицеры - короткие крючкообразные челюсти, с помощью которых паук протыкает тело жертвы и впрыскивает секрет ядовитых желез, находящимися у основания челюстей.
2-я - педипальпы - это конечности, которыми паук ощупывает все вокруг, ими поворачивает добычу, укутывает ее паутиной.
(Словарная работа в тетрадях с новыми терминами)
-
Глаз у паука столько же , сколько ходильных ног. Сколько? Но только они не сложные, как у рака, а простые.
-
А слышит ли паук? Установлено, что Да! Но орган слуха у них так и не обнаружен.
Учитель: Молодцы! Мне нравится, как мы провели поиск. А сейчас проверим , каков его результат, как мы усвоили внешнее строение паука. (Раздает детям «Рабочие карты урока», на экран проецируется такая же карта через мультипроектор).
Учитель: Найдите в «Рабочей карте урока» задание №1 «Внешнее строение паука-крестовика» , и самостоятельно назовите органы обозначенные под цифрами: 1,2,3,4. (Ребята выполняют работу письменно в «Рабочих картах». После этого учитель проверяет грамотность выполненной работы)
Учитель: Ползла букашка по большой ромашке,
Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях
Угадайте дети, кто расставил сети?(паук)
Ребята, мы уже говорили, что пауки-крестовики и для охоты расставляют «капканы» - ловчие сети, представляющие собой ажурный узор, сплести который под силу только мастеру. Как же он это делает?
(Найдите на рабочем листке задание №2 «Плетение ловчей сети» и составьте краткий рассказ о том, как паук плетет ловчую сеть).
а) Самостоятельная работа;
б) Индивидуальные рассказы учеников;
в) Обобщение и дополнение учителя:
- На концах брюшка у паука есть паутинные железы(бородавки) их 6. Из каждой из них выделяется липкое вещество, которое паук ловкими движениями ног сплетает в одну паутину. Паутинная нить очень прочная , прочнее нитей натурального шелка. Заканчивая плетение ловушки ,паук прячется в укромное место и держит сигнальную нить. Притаившись, он ожидает «гостей». Кто может стать добычей паука? На каждую ли муху охотник обращает внимание? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачку.
Задача: паук выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае если муха средней величины. На мелких мошек он не обращает внимания и даже не выходит из укрытия. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы? (Дети рассуждают)
Рассказ учителя: Паук мчится к своей жертве, пронзает ее хелицерами и впрыскивает внутрь яд. Яд парализует жертву. Он же переваривает все внутренние органы мухи. Такое переваривание называется внеполостным (запишите новый термин в тетрадь) - переваривание происходит вне организма хищника. Паук, спустя некоторое время выползает из своего убежища и высасывает с помощью сосательной глотки переваренную пищу.
Учитель:
Пауки - животные загадочные, хранящие много тайн. Поэтому люди издавна несправедливы к ним. Может быть потому, что есть среди них ядовитые виды.
Откройте учебник стр155. Скорпионы (они похожи на рака, что, безусловно, говорит о родстве этих 2х классов. Первая пара ходильных ног превращена в клешни). Укусы скорпионов такие же болезненные как укусы пчелы, но не смертельны.
Каракурт (смотрите рабочий лист Задание №3)
Его яд в 15 раз токсичнее яда гремучей змеи. Укусы каракурта смертельны. Каракурта называют еще «черной вдовой» или «черной смертью», за траурно-черный окрас. Самка каракурта после спаривания кусает и убивает его.
В наших прудах можно встретить интересных паучков - серебрянок.
Читаю отрывок из сборника «Книга для чтения по зоологии» стр. 54-55:
Темно - коричневый паук с длинными волосками на брюшке то поднимается среди растений на поверхность воды, то снова погружается в воду. Под водой на волосках, покрывающих брюшко паука, удерживается слой воздуха, и паук выглядит серебристым. Этим воздухом паук и его потомство дышат. За серебряный блеск и называют его серебрянкой.
Но большинство пауков даже полезны. Чтобы в этом убедиться решим математическую задачу:
Задача: Пауки прожорливы: каждый в день съедает столько мух, сколько весит сам. А мухи - это опасны разносчики инфекций. В лесу на каждом гектаре живут около 5000 пауков. Если каждый паук поймает хотя бы 2 мухи, то, сколько же мух они уничтожат?
Значит, бесспорно: пауки - полезные животные. И их надо беречь:
Я плету большие сети
Но меня не бойтесь дети
И на даче и в лесу
Я вам пользу принесу
Я охотник будь здоров
Мух ловлю и комаров
Для людей я - лучший друг
А зовут меня - паук!
Учитель:
К некоторым паукообразным проявляют интерес ученые - биологи, врачи, агрономы, ветеринары. Это клещи. Чтобы ответить не этот вопрос, прочитайте о них на стр. 156 учебника. (Дети читают)
-Так почему же у людей этих профессий неподдельный интерес к клещам? (дети предлагают варианты ответов)
Учитель обобщает эти ответы, и делает вывод:
1)они - паразиты животных и растений
2)они - причина порчи продуктов питания
3)они - возбудители тяжелых заболеваний.
Одним из них является клещевой энцефалит - заболевание ЦНС. Это опасное для жизни заболевание. Для того чтобы избежать его, следует делать предупредительные прививки, а после посещения леса нужно снять с себя всю одежду, и тщательно осмотреть кожные покровы: нет ли там покраснения и вздутия. И, если есть, смажьте это место жирным кремом - он перекроет доступ кислорода клещу, и тот выползет. Ковырять и вытаскивать клеща нельзя, это может привести к заражению крови.
IV.Закрепление
Для того чтобы закрепить все, о чем мы сегодня узнали, поиграем.
Игра: «Вытяни вопрос и дай правильный ответ»
На листочках, положенных в ящик, написаны вопросы. Дети по очереди вынимают листочки, читают вопросы и дают на них ответы (листочки с правильными ответами крепятся на доску)
После проведенной игры учитель обобщает и систематизирует знания по тексту, образовавшемуся в ходе игры.
Заключительное слово учителя:
Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир паукообразных.
Мне оно показалось удивительным и интересным. А вам? Мне было приятно с вами работать, и я благодарю вас за поддержку. Спасибо, ребята Д/З: 1) вы прочитаете материал учебника на стр. 151. строение паукообразных. Стр.154 - 156 « многообразие паукообразных».
2) выполните кроссворд «Паукообразные» (см. «Рабочая карта урока».)
Звенит звонок!