- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 6 класса
Рабочая программа по биологии 6 класса
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калашникова О.А. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
Практичанская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
методического совета.
Протокол от ______2014г. №____
Утверждена приказом директора
МОКУ Практичанской ООШ
____________ Демичевой Е.А.
от _________2014г. № _____
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Калашникова О.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………….
2. Содержание рабочей программы…………………………………………..
3. Учебно-тематический план………………………………………………...
4. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………….
5. Литература и средства обучения…………………………………………….
6. Календарно- тематический план…………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе
-
Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273;
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Примерного Положения о структуре, разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утвержденном Приказа Минобрнауки Амурской области от 15.09.2010 №1439;
-
Требования к уровню подготовки выпускников;
-
Обязательного минимума содержания образования;
-
Учебного плана МОКУ Практичанская ООШ на 2014 - 2015 год ;
-
Авторской программы по биологии для 6-9 классов. В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2010.
Цели и задачи курса
Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;
С первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе вводятся экологические понятия. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Сведения о программе
Программа по биологии в 6 классе. В.В. Пасечник, В.М. - М.: «Дрофа», 2006.
Обоснование выбора
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования.
Данная рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по биологии; требованиям к уровню подготовки учащихся по биологии.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Место и роль предмета
Курс по биологии в 6 классе на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении главными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Этот курс позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдать правила поведения в окружающей среде.
Программа рассчитана на 35 часов за год (1 час в неделю).
В том числе: Количество лабораторных работ 18
Количество контрольных работ 3
Механизмы формирования ключевых компетенций Формы организации образовательного процесса, технологии обучения
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы
обучающихся
Виды деятельности учащихся
- индивидуальная.
- коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая
- устные сообщения;
- обсуждения;
- работа с источниками;
- доклады;
- защита презентаций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.
Виды и формы контроля
Основными методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся в процессе изучения курса биологии за 6 класс являются:
- индивидуальный опрос,
- фронтальный опрос,
- выборочный контроль,
- письменные работы (тесты, контрольные и т.п.).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
- тестовый контроль,
- проверочные работы,
- словарные биологические диктанты,
- работы с рисунками, коллекциями и гербариями.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (2часа)
Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1. Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность растений. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
3. Царство Растения (7 часов)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосемянные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы
Изучение строения цветка.Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Жизнь растений (7часов)
Основные процессы жизнедеятельности растений ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ((вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение углекислого газа и выделения кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности Человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Кол-во
часов
Кол-во
Лаб.работ
Кол-во
Экскурсий
Введение
2
1
Клеточное строение организмов
4
2
-
Царства Бактерии и Грибы
4
-
-
Царство Растения
5
-
-
Строение и многообразие покрытосеменных растений
8
4
-
Жизнь растений
7
-
-
Природные сообщества
3
Резервное время
2
Итого
35
7
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение .
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, необходимость защиты окружающей среды.
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы .
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Примерная программа по биологии за курс общей образовательной школы.
2. Образовательный стандарт основного общего образования по биологии.
3. Справочные и дополнительные материалы к уроку биологии в 6 классе.
4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2012.
5.Щербакова Ю. В. Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 - 9 классы. - М.: Глобус, 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Кол-во часов
Дата
Тема урока
Виды, формы контроля
Тема 1: Введение - 2ч.
1
1
Биология - наука о живой природе.
беседа
2
1
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
карточки
Тема 2: Клеточное строение организмов - 4ч.
3
1
Устройство увеличительных приборов «Лупа, микроскоп»
тест
4
1
Клетка и ее строение.
Прак. работа
5
1
Жизнедеятельность клетки.
6
1
Ткани.
Тема 3: Царства Бактерий и Грибы - 4ч.
7
1
Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Прак. работа
8
1
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
тест
9
1
Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты.
карточки
10
1
Лишайники, их строение, разнообразие.
Тема 4: Царство Растения - 5ч.
11
1
Растения. Ботаника. Общая характеристика растений.
беседа
12
1
Водоросли.
карточки
13
1
Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.
тест
14
1
Голосеменные растения.
карточки
15
1
Цветковые растения. Покрытосеменные растения.
Прак. работа
Тема 5: Строение и многообразие покрытосеменные растений - 8ч.
16
1
Строение семян.
17
1
Виды корней. Строение и функции корня.
карточки
18
1
Побег. Почки и их строение.
тест
19
1
Строение и функции листа.
20
1
Многообразие стеблей.
21
1
Цветок и его строение.
Прак. работа
22
1
Соцветия.
23
1
Плоды и их классификация.
диктант
Тема 6: Жизнь растений - 7ч.
24
1
Химический состав растений. Минеральное питание растений.
25
1
Фотосинтез. Дыхание растений.
карточки
26
1
Испарение воды.
Прак. работа
27
1
Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Прак. работа
28
1
Размножение голосеменных растений.
беседа
29
1
Размножение покрытосеменных растений.
карточки
30
1
Способы опыления у покрытосеменных растений.
тест
Тема 7: Природные сообщества - 3ч.
31
1
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
экскурсия
32
1
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества.
беседа
33
1
Влияние человека на растительные сообщества.
беседа
34
1
Повторение и обобщение знаний.
тест
35
1
Итоговая контрольная.