Рабочая программа по биологии 6 класса

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Практичанская основная общеобразовательная школа










Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании

методического совета.

Протокол от ______2014г. №____

Утверждена приказом директора

МОКУ Практичанской ООШ

____________ Демичевой Е.А.

от _________2014г. № _____




Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 6 класса

на 2014-2015 учебный год










Учитель: Калашникова О.А.













СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка……………………………………………………….
2. Содержание рабочей программы…………………………………………..

3. Учебно-тематический план………………………………………………...

4. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………….

5. Литература и средства обучения…………………………………………….

6. Календарно- тематический план…………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерного Положения о структуре, разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утвержденном Приказа Минобрнауки Амурской области от 15.09.2010 №1439;

  • Требования к уровню подготовки выпускников;

  • Обязательного минимума содержания образования;

  • Учебного плана МОКУ Практичанская ООШ на 2014 - 2015 год ;

  • Авторской программы по биологии для 6-9 классов. В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2010.


Цели и задачи курса

Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

С первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе вводятся экологические понятия. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:

1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Сведения о программе

Программа по биологии в 6 классе. В.В. Пасечник, В.М. - М.: «Дрофа», 2006.

Обоснование выбора

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования.

Данная рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по биологии; требованиям к уровню подготовки учащихся по биологии.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Место и роль предмета

Курс по биологии в 6 классе на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении главными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Этот курс позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Программа рассчитана на 35 часов за год (1 час в неделю).

В том числе: Количество лабораторных работ 18

Количество контрольных работ 3

Механизмы формирования ключевых компетенций Формы организации образовательного процесса, технологии обучения

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы

обучающихся

Виды деятельности учащихся

- индивидуальная.

- коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая

- устные сообщения;

- обсуждения;

- работа с источниками;

- доклады;

- защита презентаций

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.

Виды и формы контроля

Основными методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся в процессе изучения курса биологии за 6 класс являются:

- индивидуальный опрос,

- фронтальный опрос,

- выборочный контроль,

- письменные работы (тесты, контрольные и т.п.).

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

- тестовый контроль,

- проверочные работы,

- словарные биологические диктанты,

- работы с рисунками, коллекциями и гербариями.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту.




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Введение (2часа)
Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1. Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность растений. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
3. Царство Растения (7 часов)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосемянные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы
Изучение строения цветка.Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Жизнь растений (7часов)
Основные процессы жизнедеятельности растений ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ((вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение углекислого газа и выделения кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности Человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Кол-во

часов

Кол-во

Лаб.работ

Кол-во

Экскурсий

Введение

2


1

Клеточное строение организмов

4

2

-

Царства Бактерии и Грибы

4

-

-

Царство Растения

5

-

-

Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

4

-

Жизнь растений

7

-

-

Природные сообщества

3



Резервное время

2



Итого

35

7

1





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение .

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы .

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Примерная программа по биологии за курс общей образовательной школы.

2. Образовательный стандарт основного общего образования по биологии.

3. Справочные и дополнительные материалы к уроку биологии в 6 классе.

4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2012.

5.Щербакова Ю. В. Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 - 9 классы. - М.: Глобус, 2010.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Виды, формы контроля

Тема 1: Введение - 2ч.

1

1

Биология - наука о живой природе.

беседа

2

1

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

карточки

Тема 2: Клеточное строение организмов - 4ч.

3

1

Устройство увеличительных приборов «Лупа, микроскоп»

тест

4

1

Клетка и ее строение.

Прак. работа

5

1

Жизнедеятельность клетки.

6

1

Ткани.

Тема 3: Царства Бактерий и Грибы - 4ч.

7

1

Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Прак. работа

8

1

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

тест

9

1

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты.

карточки

10

1

Лишайники, их строение, разнообразие.

Тема 4: Царство Растения - 5ч.

11

1

Растения. Ботаника. Общая характеристика растений.

беседа

12

1

Водоросли.

карточки

13

1

Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.

тест

14

1

Голосеменные растения.

карточки

15

1

Цветковые растения. Покрытосеменные растения.

Прак. работа

Тема 5: Строение и многообразие покрытосеменные растений - 8ч.

16

1

Строение семян.

17

1

Виды корней. Строение и функции корня.

карточки

18

1

Побег. Почки и их строение.

тест

19

1

Строение и функции листа.

20

1

Многообразие стеблей.

21

1

Цветок и его строение.

Прак. работа

22

1

Соцветия.

23

1

Плоды и их классификация.

диктант

Тема 6: Жизнь растений - 7ч.

24

1

Химический состав растений. Минеральное питание растений.

25

1

Фотосинтез. Дыхание растений.

карточки

26

1

Испарение воды.

Прак. работа

27

1

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Прак. работа

28

1

Размножение голосеменных растений.

беседа

29

1

Размножение покрытосеменных растений.

карточки

30

1

Способы опыления у покрытосеменных растений.

тест

Тема 7: Природные сообщества - 3ч.

31

1

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

экскурсия

32

1

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества.

беседа

33

1

Влияние человека на растительные сообщества.

беседа

34

1

Повторение и обобщение знаний.

тест

35

1

Итоговая контрольная.





© 2010-2022